Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






GI10 шоу-сань-ли 2 страница






 

 

осязаемость и телесность, возбуждение и торможение и т.д. с позиции концепции инь — ян выражают единство и борьбу противоположностей. Если преобладает одна сторона явления, то ослабевает другая. Постоянная борьба и стремление к вытеснению друг друга, существующие между инь и ян, служат движущей силой изменения и развития явлений в мире.

Основные противоположные свойства инь и ян символизировались древними философами как вода и огонь, т.е. инь по своим свойствам подобен воде и характеризуется следующими признаками: холодное, направленное вниз и внутрь, тусклое и т.п.; ян по своим свойствам подобен огню и характеризуется его признаками: горячее, направленное вверх и наружу, светлое и т.п. Отсюда следует, что в природе все, обладающее покоем, холодное, расположенное внутри и внизу, тусклое, слабое, плотное, медленное, а также имеющее пониженную функцию, принадлежит к инь; все, что имеет противоположные характеристики — подвижное, горячее, расположенное внешне и вверху, сильное, полое, быстрое и имеющее повышенную функцию • — принадлежит к ян. При определенных условиях каждая из противоположностей может меняться на обратную ей, развиваясь внутри себя, что соответствует объективной действительности; например: день переходит в ночь, возбуждение — в торможение и т.п.

Таким образом, становится очевидным, что инь и ян одновременно и противоположны, и взаимозависимыми сосуществуют в едином организме, опираясь друг на друга (£ ез дня не было бы ночи и т.п.). При этом ослабление инь и ял

это затрата, убавление, а усиление инь и ян — это приобретение, нарастание. Эти две стороны инь и ян внутри одного явления непрерывно колеблются, усиление или ослабление одной их них оказывает неизбежное влияние на другую. Функциональная деятельность организма требует затраты питательных веществ, что соответствует процессу усиления ян и ослабления инь, но вместе с тем образование и накопление в организме питательных веществ требует определенных затрат функциональной активности, приводя ее к некоторому спаду, что соответствует усилению инь и ослаблению ян. При нормальных условиях между этими противоположностями поддерживается относительное равновесие (гармония), а в патологических условиях возникает преобладание инь или ян, т.е. нарушается гармония, и инь или ян может стать причиной заболевания. Применительно к древневосточной медицине это означает, что поскольку заболевание возникает в результате нарушения равновесия (гармо- ним) между инъ и ян в организме, то главной целью всех лечебных мероприятий должно быть возвращение инъ и ян в состояние относительного равновесия.

По современным медицинским представлениям, задача восстановления нарушенного баланса инъ и ян, т.е. гармонии организма, — это задача восстановления гомеостаза путем стимуляции защитных сил организма. По С.С. Schnorrenberger [1979], концепция инъ — ян может бьггь использована в современной западной медицине как модель целостного подхода к человеческому организму и как модель диалектического подхода к пониманию состояния здоровья и болезни.

Со временем концепции у — син и инъ — ян стали представлять собой одно целое: первоэлементы металл и вода отнесены к инъ, дерево и огонь — к ян, первоэлемент земля образует поворотную точку между инъ и ян.

В древневосточной медицине эти концепции легли в основу представления о взаимоотношениях внутренних органов и анализа патологических процессов, протекающих в организме человека, а также в основы диагностики и лечения. Так, органы печень и желчный пузырь соответствуют дереву, сердце и тонкая кишка — огню, легкие и толстая кишка

металлу, почки и мочевой пузырь — воде, селезенка и желудок — земле.

С позиций современной физиологии можно отметить некоторую правомочность применения концепции у — син в медицине; так, например, функциональные связи между почками и мочевым пузырем, печенью и желчным пузырем, желудком и тонкой к ишк ой нельзя оспаривать. Последовательная " стимуляция" может означать " функциональную помощь", а " угнетение" — " функциональное ограничение".

В отношении структур и функций человеческого организма на основе концепции инъ — ян различают следующее. Морфологические структуры — это инъ, а их функции — ян\ деятельность организма — это ян, а пищевые вещества

инъ\ инъ сохраняется внутри и является материальной основой для ян.

Инъ и ян никогда не находятся в покое, они постоянно дополняют и изменяют друг друга. В основе нормальной жизнедеятельности организма лежит уравновешенное соотношение инъ и ян, полная " гармония" их проявления; нарушение этой гармонии ведет к патологии, выражаясь либо в ослаблении ян или инъ, либо в чрезмерном усилении того или другого начала.

Любое физическое или психическое состояние человека, в котором наблюдается избыточность по сравнению с принятой нормой, относятся к ян-состояниям, а недостаточность к мнь-состояниям. На этих принципах построены акупунктурная диагностика и определение основных так называемых руководящих синдромов — ян и инъ, являющихся основой древневосточной диагностики и лечения.

Важным этапом развития древневосточной медицины стало формирование так называемой теории органических функций. Можно предположить, что в связи с тем, что анатомических знаний было недостаточно, основы древнемедицинской теории стали базироваться на представлении о функциях целостного организма, проявления которых поддавались наблюдениям.

Вначале среди отдельных анатомических образований, уже известных врачам древности, были выделены две категории так называемых главных органов, т.е. возникла концепция главных органов чжан — фу. В соответствии с этой концепцией пять органов чжан (сердце, легкие, селезенка, почки, печень), характеризующиеся плотностью, названы органами накопления (резервы энергии организма). Пять органов фу (желудок, толстая кишка, тонкая кишка, желчный пузырь, мочевой пузырь), характеризующиеся тем, что они полые, служат для восприятия пищи, пищеварения и всасывания — рабочие органы. Все остальные известные в то время органы отнесены к добавочным (головной мозг, спинной мозг, диафрагма, матка и др.).

Эта весьма архаичная теория отражает, с одной стороны, примитивность анатомических знаний, с другой — большую наблюдательность древних ученых-медиков, сумевших на основе различных изменений " на поверхности тела" выявить функциональные связи целостного организма, которые не утратили своего значения до сих пор. В связи с этим знания об органах чжан — фу, их меридианах, внутренней среде организма (субстанция, кровь и телесные соки), жизненной энергии и духовном начале (в трактовке древних медиков) необходимы и современному врачу иглотерапевту.

При этом нужно иметь в виду, что понятие " орган" в его древней трактовке совершенно отличается от современного его понятия как. морфологической структуры. С.С. Schnorrenberger так определяет значение концепции главных органов: это — учение о внутренних органах, происходящих в них физиологических процессах, их взаимодействии и патологических изменениях, включающее их диагностику путем наблюдения за внешними проявлениями на поверхности тела.

Через какое-то время в теорию органических функций, кроме 10 главных органов, имеющих морфологическую структуру, были включены еще два условных " органа": " перикард", отнесенный к чжан-органам, и " три обогревателя", отнесенный к фу-ортапам. Они не имеют морфологической основы, " управляющей" своим меридианом, а являются " функциональной системой" (или " функциональным кругом", по М. Rubin), которую отражает их меридиан.

Очевидно, при наблюдении за внешними проявлениями на поверхности тела определены некоторые функции организма, которые не вписывались в теорию 10 главных органов, или какие-то системы жизненных точек не укладывались в представление о 10 главных меридианах. В связи с этим древние медики разработали понятия еще о двух " органах" и ввели их в число главных органов, управляющих соответствующими меридианами. Значительно позже помимо 12 основных меридианов было открыто еще два меридиана

задне- и переднесрединный, также являющихся " функциональными системами" без морфологической основы.

Функция чжан-органов состоит в том, что они производят и накапливают питательные вещества (жизненную субстанцию), ■ /«(жизненную энергию), кровь и соки организма; относятся к системе инь. Они составляют основу всей системы органов чжан — фу; каждый чжан-оргап находится во взаимоотношениях инъ — ян с определенным Л-органом, что называется внутренне-наружной связью, а также в функциональной взаимосвязи с определенными органами чувств. К чжчш-органам относят сердце, легкие, печень, селезенку и почки, а также условный орган перикард.

Сердце обеспечивает следующие физиологические функции организма: контроль кровеносных сосудов и состояние духа. Его меридиан подходит к тонкой кишке, т.е. сердце внутренне-наружно связано с тонкой кишкой. По представлениям древневосточных медиков сердце считалось основным органом, управляющим психической активностью (духом, сознанием, памятью, мышлением, сном); это подтверждалось и воздействием на биологически активные точки меридиана сердца, при котором удавалось устранять страх, сердцебиение, бессонницу и нарушение психики.

Легкие обеспечивают функцию дыхания, связаны с органом чувств — носом, кожей и волосами, контролируют чи, дыхание, а также водный обмен и состояние кожи и волос. Посредством своего меридиана легкие связаны внутренне-на- ружной связью с толстой кишкой. Поскольку функция контроля дыхания оказывает значительное влияние на функциональную активность всех частей тела, то считается, что легкие регулируют жизненную энергию (чи) всего организма. Кожа и волосы означают наружную поверхность тела; питательные вещества, рассеиваясь легкими, достигают поверхности тела, т.е. от нормального функционирования легких зависят внешний вид волос и кожи. В практике иглоукалывания это используется так: при заболеваниях или оперативных разрезах кожи используют точки меридиана легких.

Печень обеспечивает депонирование крови, циркуляцию чи, контроль состояния сухожилий и зрения. Меридиан печени находится во внутренне-наружной связи с желчным пузырем. Контроль циркуляции чи означает, что печень обеспечивает гармоничную функциональную активность человека. Эта функция состоит их трех аспектов: 1) функциональная активность печени связана с эмоциональным состоянием, особенно с эмоциями гнева и депрессии; при этом длительная депрессия или частые всп ышк и гнева ослабляют печень и она становится неспособной обеспечивать нормальную циркуляцию чи, и наоборот, заболевание печени часто сопровождается эмоциональными нарушениями (депрессией, гневом); 2) влияние на функционирование всех органов чжан — фу, их меридианы, коллатерали; особенно сильным считается влияние печени на пищеварение и всасывание (в селезенке и желудке); 3) влияние на секрецию желчи, ее накопление в желчном пузыре и выделение в к иш ечник. Контроль состояния сухожилий заключается в том, что оттекающая от печени кровь обеспечивает питание сухожилий, т.е. поддерживает их способность к сокращению и растяжению. Связь печени с глазами объясняется древневосточными медиками функцией печени как депо крови и прохождением ее меридиана через глаз, что оказывает влияние на зрение и глазодвигательную функцию, поэтому при заболевании глаз используют точки меридиана печени.

Селезенка обеспечивает контроль пищеварения и транспорт питательных веществ, контроль крови и состояния мышц. Ее меридиан проходит через ротовую полость и находится во внутренне-наружной. связи с желудком. От функции селезенки зависят аппетит, переваривание пищи и всасывание питательных веществ, транспорт жидкостей. Селезенка способствует тому, чтобы циркулирующая кровь находилась в пределах сосудов, и таким образом предотвращает кровоизлияния. Состояние мышц, их масса и сила зависят от обеспеченности питательными веществами, выработка и транспортировка которых контролируются селезенкой. Кроме того, чи селезенки поддерживает нормальную локализацию внутренних органов и предотвращает их опущение. В понятие органа " селезенка" впоследствии было введено понятие " поджелудочная железа", а меридиан селезенки стали обозначать " меридиан селезенки — поджелудочной железы". Очевидно, что в понятие функции селезенки входят и функции поджелудочной железы.

Почки обеспечивают следующие функции: накопление жизненной субстанции и контроль репродуктивной способности организма, его роста и развития, контроль продукции костного мозга, контроль и формирование костей и крови, регуляцию водного обмена, контроль поступления чи (воздуха). Меридиан почек находится во внутренне-наружной связи с мочевым пузырем, а также с органом слуха — ушами. Жизненная субстанция почек состоит из врожденной субстанции (наследуется от родителей) и приобретенной, образующейся из питательных веществ после переработки пищи. Жизненная субстанция почек — одно из важных проявлений чи (жизненной энергии) почек — обеспечивает зачатие, рост и развитие организма, способствует образованию костного мозга, который в свою очередь обеспечивает питание и развитие костей и продуцирует кровь. За счет фактора ян в почках происходит разделение поступающей жидкости на две части: чистую и загрязненную; чистая жидкость сохраняется в организме, а загрязненная стекает в мочевой пузырь и в виде мочи выводится наружу. Слуховая функция почек зависит от энергетического обеспечения, которое происходит за счет чи почек. В иглоукалывании при заболеваниях ушей или операциях на костях используются точки меридиана почек.

К чжан-органам относят также условный орган перикард. В теории органических функций перикард является функциональной системой, регулирующей (вместе с сердцем) кровообращение, дыхание, эмоции, а также половые функции. Его меридиан (система инъ) находится во внутренне-наруж- ной связи с меридианом также условного органа — три обогревателя, относящегося к $»-органам и системе ян.

Функция Л-органов (желудок, тонкая кишка, толстая кишка, желчный пузырь, мочевой пузырь, три обогревателя) состоит в том, что они участвуют в пищеварении, всасывании питательных веществ и выведении шлаков организма; относятся к системе ян.

Желудок обеспечивает функции приема и переработки пищи и последующий перевод ее в тонкую кишку. Меридиан желудка находится во внутренне-наружной связи с селезенкой.

Тонкая кишка обеспечивает функции временного хранения частично переваренной в желудке пищи, дальнейшее ее переваривание, всасывание питательных веществ и части воды в кровь, транспортировку не полностью переваренных остатков пищи со значительным количеством жидкости в толстую кишку. Посредством своего меридиана тонкая кишка внутренне-наружно связана с сердцем.

Толстая кишка обеспечивает прием из тонкой к ишк и переваренной пищи, всасывание питательных веществ и воды, формирование кала и его выведение. Посредством своего меридиана толстая кишка внутренне-наружно связана с легкими.

Желчный пузырь обеспечивает функции сбора желчи и выделения ее в кишечник для пищеварения, что вместе с функцией печени обеспечивает свободное протекание жизненной энергии. Посредством своего меридиана желчный пузырь внутренне-наружно связан с печенью.

Мочевой пузырь выполняет функции сбора и выведения мочи. Его меридиан внутренне-наружно связан с почками, а также посредством сочувственных точек со всеми 12 постоянными меридианами.

Три обогревателя (или три части туловища) обеспечивают часть функций нескольких органов чжан — фу. Этот условный орган делится на три части: верхний обогреватель (верхняя часть туловища) — обобщает функции сердца и легких по распределению чи и крови для питания разных органов и тканей; средний — обобщает функции селезенки и желудка —пищеварения и всасывания питательных веществ; нижний обогреватель — обобщает функции почек и мочевого пузыря, контролируя водный обмен и поступление.жизненной энергии чи.

Таким образом, как подчеркивает Y. Manaka [1972], для древневосточной медицины " органы", по существу, это функциональная система, находящаяся в тесном единстве с психическими функциями организма, т.е. " орган" надо понимать как " функции". Исходя из этого представления нужно трактовать и понятие " главные органы". Например, легкие

это вся система дыхания, печень — система функций центральной и периферической нервной системы и т.д. Об этом свидетельствует также представление о том, что каждый орган управляет " своим" меридианом и, как указано выше, органы перикард и три обогревателя, как и передне- и заднесрединный меридианы, не имеют морфологической основы.

Дополнительные органы, по представлению древневосточной медицины, — кости, мышцы, сосуды, нервы, костный и спинной мозг, головной мозг, матка — были известны древневосточным врачам. Считалось, например, что головной мозг обладает функциями памяти и м ышл ения и формируется из мозгового вещества, образуемого жизненной субстанцией почек. Органы чувств — глаза, уши, нос, язык, которые, по канонам древневосточной медицины, именуются " окнами" организма, а также кожа регулируются разными органами, но главную роль в регуляции психической деятельности, а значит и в деятельности мозга, играет сердце.

Матка обеспечивает функции регуляции менструаций и вынашивания плода, к чему имеют прямое отношение некоторые внутренние органы и меридианы, а именно: 1) почки; считается, что матка связана с почками и поэтому правильный менструальный цикл, возможность деторождения зависят от достаточного количества жизненной субстанции почек; 2) печень; она обеспечивает функции накопления крови и регуляции объема циркулирующей крови, поэтому влияет на особенности менструального цикла и его нарушений; 3) матка, где начинаются два чудесных меридиана чжун-май и жэнь-май; функция меридиана жэнь-май заключается в регуляции жизненной энергии во всех инь-меридианах и питании плода; функция меридиана чжун-май состоит в регуляции чи и крови во всех 12 основных меридианах, чи и кровь которых проходят по этим чудесным меридианам в матку, оказывая таким образом непосредственное влияние на менструальный цикл и развитие плода.

Очень важно учение о внутренней среде организма, которая определялась представлениями о так называемом чи, субстанции, крови, соках (жидкостях) организма, а также о шэнъ (духовном начале) — основных факторах, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность. Субстанция — это материальная основа функций и активности организма; она делится на врожденную и приобретенную и тесно связана с понятием чи, что означает " жизненная энергия", " начало", т.е. функциональная активность организма. Эта основополагающая жизненная энергия (чи) существует как в человеке, так и в макрокосмосе, в природе; именно природная, " доче- ловеческая" сила жизни вводит человека в жизнь.

М. Rubin [1974] так представляет понятие чи (или пра- на): в любом функционирующем органе происходят обменные процессы и вырабатывается энергия, химические и электрические проявления которой нам известны; древневосточные медики выявили, что часть этой энергии направляется от органа к коже, где циркулирует по строго определенным путям — меридианам (каналам).

Понятие чи включается в физиологию, патологию и терапию человека и имеет два значения — материальной субстанции и функции. Материальное чи делится на чистое, загрязненное и чи питательных веществ. Функциональное чи разделяется на первичное (развивается из врожденной субстанции), питательное, дыхательное и защитное. Кроме того, каждый главный орган — желудок, сердце, печень и др., как и основные меридианы и коллатерали — имеет свое чи; все они связаны с чи целостного организма. Понятия субстанции и функции различаются между собой, однако они находятся и в тесной взаимосвязи, поскольку в основе каждой функции лежит определенная субстанция, а она обязательно проявляется соответствующей функцией.

Первичное чи (юань-чи) связано с чи почек, наследуется от родителей посредством детородной функции (т.е. врожденное чи). Чистое чи (цин-чи) и питательное чи (получаемые из вдыхаемого воздуха и из пищи) относятся к приобретенным. Эти два чи объединяются в грудной клетке и образуют основное чи (чжун-чи), функциями которого являются питание сердца и легких, содействие регуляции дыхания и контроль крови и сосудов. Питательное чи (ин-чи) и защитное чи (вэй-чи) образуются из питательных веществ; питательное чи, циркулируя в сосудах, обеспечивает питанием преимущественно внутренние органы, а защитное чи, циркулируя вне сосудов по мышцам, сухожилиям и коже, обеспечивает подкожные ткани теплом и питанием, а также защиту организма от экзогенных болезнетворных факторов. В практике иглоукалывания так называемое появление чи, или появление предусмотренных ощущений (реакция на введение иглы), означает, что иглоукалывание оказало свое действие, активизируя функцию меридианов и коллатералей.

Кровь —. питательный фактор: питательные вещества, поступающие из пищи в селезенку и желудок, транспортируются к сердцу и легким и преобразуются там в красную кровь. Жизненная субстанция почек продуцирует костный мозг, который в свою очередь продуцирует кровь, но кроме того чи почек усиливает функции селезенки и желудка и укрепляет преобразовательную функцию сердца и легких, содействуя этим продукции крови. Таким образом, кровь содержит питательное чи, соки организма и жизненную субстанцию почек. Кровь и чи взаимосвязаны: продукция и циркуляция крови зависят от чи, а формирование и распространение чи тесно связаны с кровью. В древневосточной диагностике считается, что застой чи чаще всего сопровождается застоем крови, и наоборот.

Соки организма, образующиеся из пищи после переваривания и всасывания, поступают в кровь и в межтканевые промежутки. Они имеют два вида: первый — прозрачная и текучая жидкость, распространяющаяся по мышцам и коже и снабжающая их теплом и питательными веществами; вторая — мутная и вязкая жидкость, которая скапливается в суставных полостях, отверстиях тела. Пот, моча и слюна образуются из соков организма.

Так называемое шэнь — духовное начало, возникает из врожденной субстанции; это понятие включает сознание, мышление, активность человеческого организма.

Все составные основы и жизнедеятельности организма, как они сформировались в представлениях древневосточных медиков, связаны между собой посредством системы так называемых меридианов (каналов), объединяющих " главные органы" со всеми частями организма и внешними органами

кожей, языком, глазами, ушами, носом. Эта система связи проявляется в обмене энергии между внутренними и внешними органами, которая протекает по строго определенным путям, обозначаемым как вне шн ие и внутренние траектории меридианов и их коллатералей. Таким образом развивалось представление о существовании в организме внутренних и вне шн их связей, обеспечивающих единство посредством движения по этим связям " жизненной энергии", и на этой основе — о целостности организма. Эта концепция была заложена как в древневосточную диагностику, так и в древневосточные принципы лечения. При этом в случае возникновения болезненного процесса " главные органы" рассматривались как причина болезни, а кожа и " внешние органы" — как арена вне шн ей симптоматики.

Учение о меридианах отражает представление о путях, осуществляющих связь структур и функций целостного организма как в норме, так и в патологии, и поэтому тесно связано с учением о жизненной энергии.

Можно предположить, что первоначально было обнаружено, что у заболевшего человека имеются болезненные при надавливании неболь ши е участки кожи, которые получили название " жизненные точки". Полагали, что проколы кожи в этих " жизненных точках" открывают отверстия, через которые болезнетворные начала выходят из организма больного. Затем в расположении этих точек был найден определенный порядок, так как оказалось, что точки располагаются по строгим линиям, получившим название " меридианы" 1 (каналы, линии). Вначале было установлено 10 меридианов: пять

инъ и пять — ян, соответственно главным органам и пяти первоэлементам. Поскольку, очевидно, не все выявленные функции и точки можно было отнести к 10 органам, определились еще меридиан перикарда и меридиан трех обогревателей; а еще позже были открыты передне- и заднесрединный меридианы. Двенадцать основных меридианов — парные, а задне- и переднесрединный — непарные.

Метод иглоукалывания стал рассматриваться как способ воздействия на жизненную энергию для регулирования ее циркуляции и гармонизации инъ и ян. На каждом из 12 парных меридианов были определены тонизирующая и седативная точки, воздействием на которые можно ослаблять или повышать поток энергии в случаях его патологического нарушения.

Все 14 меридианов имеют, по представлению древней медицины, постоянную строгую локализацию, поэтому они называются постоянными, или основными. Меридиан выполняет следующие функции: обеспечивает связь человека с окружающей средой (как бы еще один вид чувств), управляет потоком крови и жизненной энергии, оживляет мышцы и кости, облегчает работу суставов, осуществляет гармонию инъ и ян; передает энергию от внутреннего органа к,.покрову тела, благодаря чему внутренние сигналы болезни достигают поверхности тела.

Эти функции играют важную роль в жизнедеятельности организма. При их нарушении организм становится подверженным болезнетворному действию экзогенных факторов, при этом меридианы, их внутренние пути и коллатерали становятся путями проникновения экзогенных факторов внутрь организма, а также путями, по которым передается влияние отдельных болезненно измененных чжан- и л-органов на другие органы и ткани человека. Таким образом, в болезненный процесс неизбежно вовлекается весь организм, изменение функции одного органа влечет за собой изменение функции других органов и систем организма человека. При этом симптомы заболевания и выявляемые зоны поражения могут служить основой для постановки диагноза, так как заболевание внутреннего органа чаще всего проявляется

‘Название " меридиан" пришло из французской литературы; нам оно кажется наиболее удачным, так как отражает определенную условность этого понятия.

симптомами, локализующимися по ходу соответствующего меридиана; например: меридиан печени проходит через область подреберья и глаз, в связи с чем при заболевании печени выявляются желтушность склер и боль в подреберье.

Местная боль в суставах и мышцах, нарушения кровообращения, оттока в венозных и лимфатических сосудах в традиционной медицине расцениваются как циркуляторные нарушения энергии в меридианах, обслуживающих данную область или часть тела. С помощью соответствующих приемов (иглоукалывания, прижигания, массажа) эти застойные явления могут быть устранены, боль смягчена, патогенное начало " изгнано".

Древние медики различали внутренний и наружный ходы меридианов. Внутренний ход меридиана осуществляет связи органов и поэтому при возникновении патологии определяет симптоматику внутреннего основного синдрома (инъ); наружный ход определяет симптоматику поверхностного основного синдрома (ян). Это разграничение важно как для диагностики с позиций восточной рефлексотерапии, так и для терапевтического воздействия.

Показания для использования той или иной точки основаны на том, что укол в точку приводит к снятию разнообразных симптомов, казалось бы, несвязанных патологических процессов, появив ши хся по ходу меридиана.

G. Bachmann [1961] отмечал, что определение системы меридианов и их взаимодействия следует считать самым большим достижением по сравнению с открытием отдельных точек. Без теории меридианов не могли бы появиться важные правила иглоукалывания: " верх — низ", " полдень — полночь", бу — се, перекрестное использование точек, использование ло-пунктов, то чек-ключей и др. Жизненные точки — меридиан — циркуляция энергии — поддержание энергетического баланса — вот система, внутри которой разработаны особые правила лечения [Bachmann, 1961 ].

Каждый из 12 основных парных меридианов имеет китайское название, состоящее из трех частей: 1) название конечности (рука — нога), на которой начинается или заканчивается меридиан; 2) принадлежность к системе инъ или ян с характеристикой их выраженности (тай — наибольшая выраженность, мин — сильная, цзюе — умеренная, шао — малая); 3) название органа, которому " принадлежит" меридиан. Например: название " ручной тай-инъ меридиан легких" означает, что он заканчивается на руке, несет в себе очень сильно выраженный фактор инъ (медиальная сторона руки), соответствует чжан-органу легких. Непарные пос- тояныые меридианы передне- и заднесрединный имеют китайские названия жэнь-май и ду-май, соответствуя двум из чудесных меридианов (см. раздел " Чудесные меридианы").






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.