Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эйткен, Р.Стр 1 из 13Следующая ⇒
Ворон - Мастер Дзен: слова и дела мудрой птицы / Роберт Эйткен; пер. с англ. А.Ю. Патрикеева; ил. Д.Р.Кросби. – М. АСТ: Астрель, 2005. – 206, (2) с.: ил.
Книга куплена в магазине «Буквоед», Санкт-Петербург, ул. Кантемировская, упакована на компьютере с помощью сканера Ланухумом и подарена Лотосу для его библиотеки.
Один из самых известных и уважаемых учителей дзэн-буддизма в Америке Роберт Эйткен в своей книге дает блестящее введение в дзэн-буддизм в виде сотни уроков, преподанных историями (и голосами) животных, среди которых есть начинающие — Кряква и Крот — и те, кто уже сам начал учить других, вроде Ежихи, и настоящие мудрецы — Бурый Медведь и сам Ворон — Мастер Дзэн. Книга Роберта Эйткена является сборником оригинальных коанов — логических головоломок, парадоксов, загадок, используемых в некоторых школах дзэн-буддизма. Это учение отводит особую роль медитации как эффективному способу психотренинга в достижении сатори — душевного спокойствия, равновесия, внезапного просветления. Медитация подразумевает созерцание, отрешение от мирской суеты, сосредоточение на одной мысли, на каком-то одном ощущении или предмете. Участники медитации сидят лицом к стене, в позе лотоса, помогающей принять идеально спокойное положение тела и отрегулировать дыхание. Такая медитация называется дзадзэн, дословно «сидячий дзэн». После медитации проводится практика — сессия вопросов и ответов — коанов. Учитель озадачивает учеников вопросами типа «Каков звук хлопка одной ладонью?» или «Обладает ли собака природой Будды?». В таких вопросах и ответах не стоит искать формальной логики. Невнятность ответа предполагает подталкивание ученика к самостоятельному поиску ответа. В ответе часто шифруются аллюзии, иногда — ссылки на определенные буддийские сутры, притчи, даже стихотворения религиозного или философского характера. Важное значение имеет и многозначность слов, употребляемых в коанах.
Посвящается Тому Эйткену читая ворона Нельсон Фостер
Однажды, после того как Роберт Эйткен, или достопочтенный Учитель Эйткен, как его с любовью называют ученики, стал читать свои записи, я публично спросил его, откуда взялись эти истории. «Из глубокого сна», — ответил он. Тогда, следовательно, это книга снов, и, читая ее, входишь в мир сна, уносящий в давние времена, когда животные умели говорить, познавая и разъясняя глубочайшие истины. Центральная фигура этого мира — Ворон, Мастер Дзэн — сам прямо утверждает это, предполагая, что у сна есть в конечном счете иной автор: «Мы дети из сна Будды Шакьямуни... — учит он. — Его присутствие — это камни, выступившие из травы на дальнем краю нашего круга. Мы совершаем поклоны и читаем сутры вместе с толпами его последователей на протяжении веков. Его благовония наполняют воздух. Его учение позволяет нам остановиться. Остановимся же вместе с ним». Это приглашение заставляет вспомнить иной сон, записанный почти 2500 лет назад, вскоре после времен Будды. Однажды Чуан Чу снилось, что он мотылек, порхающий здесь и там, счастливый и довольный тем, что поступает, как заблагорассудится. Он не осознавал, что оп Чуан Чу. Внезапно он проснулся и стал тем самым Чуан Чу во плоти, которого трудно с кем-то спутать. Однако он не знал, был ли он Чуан Чу, которому приснилось, будто он мотылек, или это мотыльку приснилось, будто он Чуан Чу (1) И в самом деле, чей же это сон? Снится ли Ворон Эйткену достопочтенному? Снится ли Ворону Шакьямуни? Снимся ли Шакьямуни мы с вами, или же это нам, сущим, снятся другие? Если этот дом с зеркальными стенами хоть немного знаком вам, возможно, именно в таком доме вы каждое утро выбираетесь из постели, работаете, встречаетесь с членами вашей семьи и друзьями. Мы, двуногие существа, исследуем особенности этого дома тысячелетиями, и снова и снова, когда наступает тишина, мы оказываемся в самой его середине, и перед нами встают бесчисленные вопросы, поднимающиеся из бездны этой книги или нашего сна, кому бы это ни снилось: «Кто я, кто вы? Почему мы здесь? Куда мы идем? Что нам делать?» Остановимся, предлагаю я, и позволим достопочтенному Ворону вести нас...
Нельсон Фостер преподает дзэн-буддизм в храмах Алмазной Сангхи в Калифорнии, на Гавайях и является одним из редакторов альманаха «Ревущий поток: Новая книга для чтения Дзэн».
|