Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. Организация борьбы с разливами нефти и нефтепродуктов. сор Штокман» и судов АтлантНИРО






сор Штокман» и судов АтлантНИРО. Согласно рекомендациям ХЕЛКОМ сама платформа окружена сетью океанографических станций, расположенных на удалении 100, 500 и 1000 м от платформы. Данные, полученные до начала эксплуатации месторождения, позволили оценить фоновые характеристики состояния морской среды. В настоящее время измерения проводятся для контроля гидрологических, гидрохимических и гидробиологических параметров от поверхности моря до его дна.

В то же время выясняется, что система наземных и морских наблюде­ний за загрязнением окружающей среды не обладает необходимым пространственно-временным разрешением для оперативного выявления всех аварийных разливов нефти. Требуется значительное увеличение ча­стоты наблюдений в пространстве и времени, а это слишком дорогое удовольствие.

Поэтому на первый план вышли дистанционные методы наблюдения, к которым относятся авиационные и космические методы. Средства и мето­ды дистанционного зондирования помогают осуществлять мониторинг тех­ногенного воздействия на природу в районах разведки и эксплуатации нефтегазовых месторождений, оценивать экологические последствия раз­работки месторождений и транспортировки нефти.

Авиационные наблюдения для проведения МАРНП используются дав­но для контроля состояни нефтепроводов, мест добычи нефти, контроля водных пространств.

Авиационные средства наблюдений малочисленны и достаточно доро­гостоящи, кроме того, они обычно ограничены световым днем и требуют хороших погодных условий.

Потребовалось привлечение надежных и эффективных средств нави­гации и связи, компьютерных технологий сбора и обработки информа­ции, а также искусственных спутников Земли. Последние необходимы для решения задач навигации и связи, своевременного выявления гото­вящихся или осуществляемых террористических актов относительно неф­тепроводов или резервуарных парков для непрерывного одновременного контроля методами дистанционного зондирования за загрязнением при­родной среды на больших площадях.

Спутниковые наблюдения дают возможность оперативно выявлять и точно определять координаты крупных аварий на нефтепроводах, зоны опасного проявления стихийных природных процессов, которые могут привести к таким авариям, а также отслеживать и прогнозировать чрева­тые разрывами магистральных трубопроводов медленные деформации земной поверхности.

Особенное развитие спутниковые средства МАРНП получили при организации наблюдений за разливами нефти и нефтепродуктов на морских акваториях. Например, радиолокационные спутниковые изоб­ражения водной поверхности могут существенно помочь в обнаруже-


Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

нии нефтяных пятен на большой акватории, поскольку они не зависят от облачности, освещенности и почти не зависят от погодных условий на море. Они могут нацелить воздушные или морские средства на конкретные районы для более детальных исследований. В настоящее время такие возможности имеются на борту спутников ЕМУ15АТ и ЕК5-2 Европейского космического агентства (Е5А) и КАВАК5АТ Ка­надского космического агентства.

В июне 2004 года ОАО «Лукойл» был организован оперативный спут­никовый мониторинг юго-восточной Балтики в качестве важной компо­ненты контроля экологического состояния окружающей среды. Он бази­руется на ежедневном приеме, обработке и анализе различных спутнико­вых данных (А5АК ЕКУ15АТ, АУНКК КОАА, МОВ15, С> шЪ5САТ, ДА5ОК-1) [107]. В результате принимается комплексная информация о нефтяном загрязнении морской поверхности, температуре воды, распре­делении взвешенного вещества, содержании хлорофилла, морских тече­ниях и метеорологических параметрах.

Основными задачами спутникового мониторинга нефтяного загрязне­ния акватории юго-восточной части Балтийского моря являются:

- обнаружение нефтяных пятен в районе платформы Д-6 месторож­
дения Кравцовское и во всей юго-восточной части Балтийского моря;

- обнаружение источников загрязнения;

- прогноз направления и скорости переноса пятен;

- систематизация и хранение информации;

- взаимодействие с заинтересованными сторонами.

Непосредственными работами по этому проекту занимаются российс­кие ученые из Института океанологии имени П.П. Ширшова РАН, Гео­физического центра РАН, Всероссийского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института экономики, информации и авто­матизированных систем управления рыбного хозяйства Госкомрыболов-ства и Морского гидрофизического института Национальной Академии наук Украины.

Вся информация, полученная в результате космического мониторин­га, о случаях загрязнения нефтепродуктами в контролируемом районе Балтики передается ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» в россий­ские государственные органы, ответственные за контроль окружающей среды в этой части Балтийского моря: Государственную морскую инс­пекцию, Управление природных ресурсов по Калининградской области и ГУ МЧС России по Калининградской области.

В ряде регионов России организован спутниковый мониторинг состо­яния территорий, который также решает задачи оперативного обнаруже­ния и мониторинга нефтяных загрязнений на суше, на внутренних водо­емах и на шельфе в районах добычи и транспортировки нефти и нефте­продуктов (например, ЯНАО, ХМАО).







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.