Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. тивными и высоко затратными и не соответствуют современным требовани­ям экологии






тивными и высоко затратными и не соответствуют современным требовани­ям экологии. При этом по экспертным оценкам, от 3 до 7% добытого, переве­зенного и сохраненного нефтепродукта в стране теряется безвозвратно в за­грязнениях и отходах. В декабре 2000 года на Парламентских слушаниях, посвященных экологической безопасности в нефтегазовой промышленности, в материалах, представленных Комитетом по экологии Государственной Думы РФ, приводились данные о ежегодных потерях 17-20 млн тонн нефти.

В связи с активизацией разработки, добычи на континентальном шельфе и транспортировки морем углеводородов резко возросла опасность аварий, связанных с большими разливами нефти. Риски аварийных разливов, на­пример, на Балтике, оцениваются сейчас до 2500 тонн, на Черном море - до 3700 т, а при катастрофах танкеров эта цифра возрастет до десятков тысяч тонн, что обусловливает необходимость повышения уровня технического оснащения и профессиональной подготовленности соответствующих аварий­но-спасательных служб [74].

Усиливаются требования к потенциальным загрязнителям — добываю­щим установкам и нефтяным терминалам - в части их готовности своими силами ликвидировать аварийные разливы нефти, для чего они должны иметь соответствующие средства и формирования. Для объединения усилий спа­сательных служб Россия имеет двусторонние соглашения с сопредельными государствами по ликвидации разливов нефти на море, а также является участницей всех международных конвенций и ряда региональных соглаше­ний по этим направлениям.

Жидкие углеводороды проходят через систему 1600 крупных нефтебаз и хранилищ нефтепродуктов и 30 нефтеперерабатывающих заводов страны. Сеть продуктопроводов протянулась по густонаселенным территориям цен­тра европейской части России и исключительно ценным в сельскохозяй­ственном отношении районам юга России. Магистральные трубопроводы проходят вблизи населенных пунктов и промышленных предприятий (2800 зданий и сооружений находятся на минимально допустимых расстояниях от магистральных трубопроводов), 15 тысяч раз пересекают железные и шоссейные дороги, 2 тысячи раз - реки, каналы и озера [88, 102].

Основными источниками загрязнений являются добывающие предприя­тия, элементы системы перекачки и транспортировки нефти и нефтепро­дуктов, нефтяные терминалы и нефтебазы, железнодорожный транспорт (ци­стерны), речные и морские нефтеналивные танкеры, автозаправочные комп­лексы, и станции компаний и автопредприятий, и другие объекты.

Объемы отходов нефтепродуктов и нефтезагрязнений, скопившиеся на отдельных объектах, составляют десятки и сотни тысяч кубометров. Значи­тельное число хранилищ нефтешламов и отходов, построенных с начала 50-х годов, ввиду ветхости, превратились из средства предотвращения нефтезагряз­нений в постоянно действующий источник таких загрязнений.

Странами ООН, участвующими в мероприятиях по улучшению и охране окружающей среды, согласован общий перечень наиболее важных (приори­тетных) веществ, загрязняющих биосферу. К их числу относят соединения


Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

тяжелых металлов, пестициды, полициклические ароматические углеводо­роды (ПАУ), хлорорганические соединения (ХОС), фенолы, детергенты, нитраты и нефтепродукты.

В настоящее время нефть - самое распространенное вещество, загрязня­ющее природные воды. Транспортировка половины добываемой на миро­вом шельфе нефти обеспечивается танкерным флотом. Транспортировка на танкерах оценивается до 2 млрд тонн в год. При этом 0, 03% транспортируе­мой танкерами нефти и нефтепродуктов, теряется по различным причинам.

Огромное количество нефти попадает в окружающую среду и при нормальной («рутинной») работе отечественных нефтепроводов и нефте­промыслов.

Существуют нормативы потерь (нормы естественной убыли) нефти и нефтепродуктов при их перекачке по трубопроводам. Например, при пере­качке бензина по трубопроводу норма естественной убыли составляет 0, 19 кг на 1 тонну перекачиваемого топлива на 100 км трубопровода. Другими сло­вами, при перекачке 1 млн тонн бензина по трубопроводу длиной 1000 км допускается потеря 1900 тонн. При этом, согласно «общим положениям», в нормы естественной убыли не включены потери, связанные с ремонтом, ава­рийные потери и потери, вызванные последствиями стихийных бедствий.

Официально допустимые нормы потерь нефтепродуктов при отпуске в транспортные средства составляют 1, 25 кг/тонн. Норма естественной убы­ли при перекачке с железной дороги на нефтебазу составляет 171 кг на 1000 тонн, при погрузке с нефтебазы на танкер - 1400 кг на 1000 тонн. По существующим в России нормативным документам, регламентирую­щих «нормы естественной убыли», допустимые потери нефти, например, при железнодорожных перевозках, составляют 0, 042% (420 кг на 1000 тонн), т. е. при перевозке 1 млн тонн нефти допускается потеря 420 тонн [45, 46].

В России основное количество нефти попадает в окружающую среду при транспортировке нефти в результате многочисленных аварий на нефтепро­водах. На нефтепроводах ежегодно отмечается 50-60 тысяч случаев проры­вов, «свищей» и пр., что приводит к значительным потерям нефти. Только на месторождениях Западной Сибири прорывы нефтепроводов случаются до 35 тыс. раз в год.

С 2000 по 2004 годы Россия обеспечила самый высокий прирост добы­чи нефти в мире. Прирост добычи нефти в России был в три раза выше, чем у ОПЕК. К большому сожалению, с увеличением добычи нефти растут и объемы ее разливов.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.