Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международное право и политика






В отечественной правовой доктрине вопросу соотношения международного права и политики уделено немало внимания. При этом все без исключения исследователи утверждают, что между политикой и международным правом существует безусловная тесная связь. Г.И. Тункин и Д.Б. Левин, например, выдвинули тезис о том, что международное право есть орудие внешней политики.

Вместе с тем, существуют значительные расхождения в позициях отдельных авторов относительно характера их взаимодействия. Так, некоторые из них полагают, что международное право первично по отношению к политике. Именно оно предопределяет политику. Другие ученые, напротив, отводят приоритетную роль политике. А известный американский исследователь М. Макдугал, как уже отмечалось выше, выдвигает тезис о том, что международное право и политика представляют собой единое образование.

В последние годы роль политики в современном мире существенно возросла. В период «холодной войны» она была орудием противопоставления различных политических режимов, а с ослаблением антагонизма и развитием многополярности мира стала искусством межгосударственного общения.

Каждое государство, определяя курс своей внешней политики, использует международное право как средство налаживания и развития отношений с другими государствами и международными организациями. Руководствуясь национальными интересами, государства прибегают к международному праву и стремятся с его помощью выбрать цивилизованный вариант реализации своей внешней политики.

Вместе с тем, было бы неверным считать, что только политика предопределяет тенденции развития международного права. Международное право как результат согласования волеизъявлений государств и продукт длительного исторического процесса налагает на государства обязанность таким образом строить свою внешнюю политику, чтобы не выйти за рамки дозволенного международным правом и придерживаться его принципов как основы поведения.

Правильно, на наш взгляд, пишет М.Виралли: «Международное право является инструментом внешней политики, когда его рассматривают как защищающее интересы государства. В таком случае государство спонтанно сообразует свои действия с международным правом. Более того, одной из целей его внешней политики будет укрепление международного права… в обстоятельствах, когда предписания международного права кажутся государству не соответствующими его национальным интересам, … международное право может рассматриваться как препятствие на пути внешней политики».[11]

Нельзя забывать и о том, что не все сферы международной жизни в равной степени политизированы. Так, например, международное гуманитарное право устанавливает нормы, далекие от политики и основанные на идеях гуманизма и человечности. Напротив, двусторонний договор о дружбе и сотрудничестве является ярким примером политического волеизъявления двух государств.

Зачастую международное право и политика вступают в конфронтацию, и тогда поведение государств трудно объяснить с правовых позиций. Так, например, ситуация в Косово может послужить типичным примером столкновения права и политики. Существует множество норм международного права, нарушенных государствами блока НАТО (неприменение силы или угрозы силой, мирного разрешения международных споров, невмешательства во внутренние дела и др.), однако в силу причин политического характера ответственность виновных за такие правонарушения не последовала.

Существовавшие ранее, в период двуполярности мира, сдерживающие механизмы международного права (в первую очередь наличие двух противостоящих политических блоков – стран НАТО и стран Варшавского договора) действовали достаточно эффективно и не позволяли кому-либо из противоборствующих государств оказаться в роли политического гегемона. Ослабление политической, экономической и военной мощи России, распад социалистического блока, вывод войск из Центральной и Восточной Европы позволило государствам Североатлантического договора усилить свои позиции, и вследствие этого относиться к некоторым принципам и нормам международного права без достаточной степени ответственности. Все это привело к серьезному подрыву международного правопорядка.

Международное право и политика – неразрывные явления, взаимопроникающие и взаимообусловленные. Поэтому, как правило, политика почти всегда может быть оправдана нормами международного права с использованием возможностей их толкования. Но при этом нужно помнить, что право не всесильно, и есть сферы, ему недоступные. Вместе с тем, международное право способно постоянно развивать свои регулятивные возможности путем проникновения в политику в качестве средства ее обуздания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.