Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Построение канвы






 

Построение канвы включает два самостоятельных действия: формулировку сверхзадачи и составление плана. Кратко охарактеризуем каждое из них.

Сверхзадача - это тот главный итог, тот " сдвиг" в сознании аудитории, который должен произойти в результате вашего выступления перед ней. Если никакой " подвижки" не планировалась или она не состоялась, то, стало быть, вам незачем было выходить на трибуну. Формулировка сверхзадачи устного выступления необходима еще и потому, что она, как и всякая осознанная цель, помогает оптимально построить план.

В данном случае план - это последовательность основных, логически связанных между собой мыслей. По правилам мнемотехники их, как вы знаете, не должно быть меньше пяти и больше девяти. Причем, вопрос о том, включать или не включать данный пункт в план, решается в зависимости от того, работает или не работает он на сверхзадачу. Все неработающие, пусть даже очень интересные отступления (мы их называем " хвостами"), должны быть отброшены безжалостно.

Есть еще одно правило, которого следует придерживаться, подбирая пункты плана. Оно вытекает из общего для книг, монографий, учебников, лекционных курсов, отдельных тем, статей и параграфов закона распределения плотности информации.

" Обратили ли вы внимание на то, что самая заумная книга начинается с простого. Первые фразы понятны даже неподготовленному читателю. Автор - сама любезность - берет читателя за руку и предлагает пройтись с ним по материалу книги, уверяя, что это нетрудно. Поверив автору, читатель следует за ним. В текст вводится первое понятие, смысл которого подробно объясняется. Потом второе, но его нельзя рассматривать без первого, поэтому плотность текста увеличивается.

В дальнейшем при введении новых понятий выводятся некоторые старые, но если вводится больше, чем выводится, то, информационная плотность растет и трудности понимания тоже. В одном месте читатель споткнулся, автор тотчас извинился перед ним и крепче сжал его руку. Но в другом сделал вид, что не заметил, как читатель, споткнувшись, чуть не упал. В третьем месте упал по-настоящему, тогда как автор, вместо того чтобы помочь подняться, стал его журить: вот, мол, какой тот неловкий.

Трудности чтения продолжают расти, а вежливость автора явно идет на убыль. И вот наступает момент, когда читатель приходит в отчаяние и бросает книгу. Тогда как, если бы еще немного помучиться, будет достигнута вершина и дальше пойдет спуск.

На этом спуске таится еще одна опасность: не у всех авторов хватает мужества вовремя кончить; они продолжают тянуть, плотность текста падает, и силы покорившего вершину тают не столько из-за дополнительных трудностей, сколько от скуки. Под самый конец часто бывает еще одна, небольшая горка - резюме, которая берется с хода, оттуда виден весь пройденный путь, но она довольно крута для того, кто предпочитает не читать книгу, а заглядывает в конец" [53; 124-126].

Эта цитата как нельзя лучше демонстрирует закон в соответствие с которым должна распределяться плотность информации в любом тексте, в том числе и в тексте устного выступления. При этом, выступающий имеет одно неоспоримое преимущество перед автором книги - он видит аудиторию, а потому может и должен предупредить момент, когда уставшие слушатели перестанут его понимать. Опытные ораторы имеют на этот случай интересный факт, занимательный случай, шутку или даже анекдот. А почему бы и нет? Лишь бы снять напряжение, облегчить восприятие, не дать аудитории " отключиться". Особенно хорошо, когда этот " громоотвод" не уводит в сторону и не повисает в виде не к месту пристроенного хвоста.

Чувствуется, нам тоже пора предпринять что-то в том же роде, а потому приведем пример. На лекции о психологических основах профориентации приходится много перечислять и анализировать из того, что можно и чего не следует предпринимать, занимаясь этим ответственным делом. Критикуя дни открытых дверей, проводимые некоторыми вузами и чувствуя, что запас внимания у слушателей на исходе, мы рассказываем им следующую историю: " Когда грешник умирает, он, согласно библейским законам, попадает сперва в чистилище. Там решается вопрос о том, где пребывать ему в дальнейшем, в раю или в аду? Ответ добывается очень просто: на одну чашу весов кладут совершенные при жизни добрые дела, на другую - грехи. Перетянет первая чаша - пожалуйте в рай, перетянет вторая - извольте в противоположную сторону. У одного грешника чаши уравновесились. Но там тоже демократия, личностные свободы и пр., короче, в таком случае предоставляется выбор. Грешник попался хитрый, выбирать не торопился, а пожелал прежде поглядеть, где что делается. Повели его в рай. Картина известная: сад, лужочек, праведники под яблоней сидят и песенки поют. Тихо все и благопристойно, но вот скучно... Пошел он в ад. А там музыка, пляски, оргии. Вино пьют и в карты играют. Подумал грешник, да и выбрал ад. А утром проснулся, чувствует, его на сковородке жарят:

- Ай, что такое, - кричит он, - где я?

- В аду, - отвечают, - как пожелал.

- А вчера где я был?

- Э, дорогой, это у нас агитпункт!

" Так вот, - заканчиваем мы обычно, - дни открытых дверей в вузах, техникумах, ПТУ и т.д. не должны быть похожи на этот агитпункт! " После дружного хохота слушатели, как правило, готовы простить мне еще пяток-другой скучных перечислений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.