Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика потребительской маркировки






Основополагающие требования к потребительской маркировке зафиксированы в следующих стандартах:

СТБ 1400-2009 «Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования».

СТБ 1100-2007 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования».

СТБ 1555-2005 «Продукция парфюмерно-косметическая. Информация для потребителя. Общие требования»

Так в соответствии с СТБ 1400-2009 для непродовольственных товаров содержание и объем информации, способы ее представления зависят от вида, назначения, технической сложности товаров, а также от наличия и уровня вредных воздействующих факторов (рисков), неблагоприятно влияющих на здоровье людей, потенциальным источником которых они могут являться, и должны соответствовать нормативным документам, устанавливающим требования к конкретным товарам. Соответствие товара заявленной информации является обязательным требованием для изгото­вителя.

Стандарт не распространяется на продукцию судостроения, строительную продукцию, полиграфическую продукцию, произведения искусств, изделия художественного и народного промыс­ла, парфюмерно-косметическую продукцию, лекарственные средства, изделия медицинского назна­чения и медицинской техники, табачные изделия, товары, бывшие в употреблении, а также на ком­плектующие изделия и запасные части, предназначенные для поддержания конкретных товаров в ра­ботоспособном состоянии, не поступающих в торговлю.

Основными реквизитами потребительской маркировки непродовольственных товаров являются:

а) наименование товара;

б) наименование (фирменное наименование) изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая наименование страны - изготовителя);

в) обозначение ТНПА, в соответствии с которыми изготовляется и поставляется товар;

г) основное (функциональное) назначение и область применения товаров, сведения об основные потребительских свойствах товаров (характеристиках, параметрах, эксплуатационных показателях и т.п.);

д) сведения о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товаров,

е) сведения о количестве или комплектности (составе) товара;

ж) сведения о подтверждении соответствия товаров (при наличии);

з) цену;

и) дату изготовления и при наличии дату упаковывания;
к) гарантийный срок (при установлении);

л) срок службы (при установлении), или срок годности (при установлении), или срок хранения (при установлении);

м) товарный знак (при наличии);

н) штриховой идентификационный код (в соответствии с законодательством);

о) информацию, характерную для конкретных товаров (при необходимости) в соответствии с ТНПА.

В соответствии с СТБ 1100-2007 для продовольственных товаров приводимая информация должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, что­бы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пи­щевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или органолептическим показателям.

При этомосновными реквизитами потребительской маркировки продовольственных товаров являются:

1. Наименование продукта;

2. Наименование и местонахождение (юридический адрес, включая страну) изготовителя, упаковщика, экспортера и импортера продукта;

3. Товарный знак изготовителя (при наличии);

4. Количество продукта;

5. Состав продукта. Каждый продукт, кроме однокомпонентного, должен сопровождаться информацией о состав­ляющих его ингредиентах. Обязательна информация о применении пищевых добавок, биологически активных добавок к пище, ароматизаторов и пищевых продуктов нетрадиционного состава с включением не свойствен­ных им компонентов белковой природы (генетически измененных);

6. Пищевая и энергетическая ценность продукта. Информационные (расчетные) показатели содержания питательных веществ указывают как массу уг­леводов, белков, жиров и при необходимости других компонентов в 100 г или 100 см3 (мл) съедобной части продукта. Энергетическую ценность указывают в кДж (ккал) в расчете на 100 г или 100 см3 (мл) продукта;

7. Рекомендации по приготовлению и использованию продукта;

8. Условия хранения;

9. Срок годности;

10. Срок хранения;

11. Дата изготовления (фасования);

12. Обозначение нормативного документа;

13. Информация о сертификации пищевых продуктов;

14. Специальный знак. Он наносится на алкогольных изделиях, для подтверждения легальности их про­изводства на территории Республики Беларусь.

15. Штриховой код.

Для пищевых продуктов, подвергнутых специальным способам обработки, таким как облу­чение ионизирующим излучением и т. п., должна быть дана информация о такой обработке, которую располагают в непосредственной близости от наименования продукта, а в случае использования об­лученного основного ингредиента - рядом с его наименованием в списке ингредиентов (надпись: " обработан методом ионизирующего излучения" или " обработан методом ионизации").

Продукт может сопровождаться и другой характеризующей его информацией, которую располагают непосредственно на каждой единице потребительской тары в удобном для прочтения месте. Информация должна быть четкой и легко читаемой потребителем, не должна быть скрыта от глаз узорами, рисунками и должна контрастировать с фоном.

Стандартом запрещено нанесение даты изготовления и срока годности (хранения) в виде просечки, тиснения.

Наименование продукта должно быть понятным потребителю, конкретно и достоверно характеризовать продукт, позволять отличать данных продукт от других.

В отношении отдельных групп продукции (мясные консервы, молочные и молокосодержащие продукты сыроделия и др.) вводится обязательность указания дополнительных реквизитов, которые уточняют состав продукта, конкретизируют его потребительские свойства, позволяют потребителю выбрать продукт с нужными ему характеристиками.

В соответствии с СТБ 1555-2005 основными реквизитами парфюмерно-косметической продукции являются:

- наименование, название (при наличии) и назначение;

- наименование и местонахождение изготовителя организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя;

- товарный знак изготовителя (при наличии);

- номинальное количество продукции;

- состав;

- информацию о правильном применении и предостережения (при необходимости);

- цвет, тон, группу (для декоративной косметики и окрашивающих средств);

- условия хранения;

- дату изготовления и срок годности;

- документ, в соответствии с которым изготовлена продукция;

- информацию о сертификации (для сертифицируемой продукции);

- штриховой идентификационный код;

- дополнительную информацию (номер партии продукции);

- символ, указывающий на период времени, в течение которого косметическое изделие может использоваться потребителем после вскрытия упаковки;

- символ, указывающий на наличие информации об изделии, расположенной на ярлыке, ленте, открытке, аннотации, прикрепляемых или прилагаемых к изделию.

Допускается нанесение информации рекламного характера.

 

В целом, в маркировке товара возможны инструкционные и предупредительные указания о назначении товара, способах ухода за ним, способах хранения.

Продукция, которая должна соответствовать показателям, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья и имущества граждан, а также требованиям охраны окружающей среды, после сертификации маркируется «Национальным знаком соответствия Республики Беларусь» (рис. 1).

Национальные знаки соответствия соседних стран представлены на рис. 2.

Основными носителями маркировки являются этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы и т.п.

Этикетка – средство информации об упакованной продукции и ее изготовителе, располагаемое на самой продукции, на листе-вкладыше или на ярлыке, прикрепляемое или прилагаемое к упаковочной единице.

Этикетка повышает эстетический вид упаковки и, как правило, прикрепляется к ней наклеиванием. От продавца зависит, какие функции должна выполнять этикетка. Она может идентифицировать товар или марку, указывать сорт товара, опи­сывать его, пропагандировать привлекательным графическим исполнением.

Этикетка небольших размеров, содержащая дополнительные сведения о продукции и расположенная на противоположной стороне от основной этикетки, называется контрэтикеткой.

 

 
 

Рис. 1 Знаки соответствия Системы аккреди­тации Республики Беларусь и Национальной системы подтверждения соот­ветствия Республики Беларусь

 

а б в

Рис. 2 Национальные знаки соответствия

а - Европейский Союз, б – Российская федерация, в - Украина

 

Ярлык - изделие заданных формы, размеров и материала, предназначенное для нанесения маркировки, прикрепляемое или прилагаемое к упаковке или продукции или вкладываемое в упаковку.

Для ярлыка по сравнению с этикеткой характерна меньшая информационная емкость, ограниченный перечень сведений, отсутствие рисунков. Ярлыки обычно содержат наименование товара, фирмы-изготовителя, адрес, цену, дату выпуска, сорт, размер и пр. На ярлыках, которые подвешиваются к одежде, указываются артикул изделия, номер модели, размер, дата выпуска. Ярлык может содержать фирменный и товарный знаки и другие условные обозначения.

Бирка отличается от ярлыков ещё меньшей информативностью. Она может указывать, например, только наименование товара или марочный товарный знак, название фирмы или фирменный знак.

Кольеретка – этикетка небольших размеров разнообразной формы, наклеиваемая на горловину бутылки.

Кольеретка не несёт большой информационной нагрузки, имеет место преобладание эстетической функции над информационной. Самостоятельного значения без основной этикетки кольеретка не имеет.

Вкладыш – содержит краткие сведения о товаре или изготовителе. Иногда вкладыши содержат краткую характеристику потребительских свойств товара, в первую очередь функционального назначения. Часто применяются для парфюмерно-косметических и лекарственных средств, товаров бытовой химии, кондитерских изделий. Они могут содержать инструкционные указания о необходимости соблюдения определенных мер предосторожности при использовании или потреблении, рецепты по приготовлению отдельных блюд с использованием данного товара, купоны на предоставление скидки при совершении повторных покупок.

Контрольная лента – носитель краткой дублирующей информации, предназначенной для контроля или восстановления сведений в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка.

Клейма и штампы – носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных приспособлений установленной формы (например, яйца, консервные банки, меха, ткани, детали).

В последнее время на товары стали наносить экологические знаки, отражающие степень вредности товара, как для человека, так и для окружающей среды.

Экологическая маркировка – информирует об упаковочных материалах и о возможности утилизации упаковки после извлечения продукции.

В соответствии с СТБ 1458-2004 в нашей стране установлен экологический знак соответствия (рис. 3).

       
   
 

Эко-знак присваивается на три года, после чего критерии пересматриваются с учетом развития новых технологий или появлением нового продукта с подобными функциями, но с меньшим воздействием на окружающую среду.

 
 

а) б)

 

в)

Рис. 3. Экологические знаки соответствия Республики Беларусь

 

а – для групп однородной продукции, отвечающей установленным критериям экологической маркировки;

б – для групп продукции, не имеющей аналогов в Республике Беларусь, отвечающей критериям экологической маркировки, требованиям безопасности и определенным потребительским характеристикам, заявленным субъектом хозяйствования (изготовителем, продавцом);

в – знак, используемый для свидетельства экологической сертификации системы управления окружающей средой.

ХХ - буквенный код органа, реализующего программу экологической маркировки.

 

В целом, экологическую маркировку, размещаемую на упаковке, можно условно разделить на следующие три основные группы (рис. 4):

Рис. 4. Экологическая маркировка на упаковке

1. Знаки, применяемые для обозначения экологичности товаров в целом или их отдельных свойств.

Примерами подобных знаков, существующих в мире, могут служить: «Голубой ангел» (ФРГ, рис. 4, поз. 1); «Белый лебедь» (скандинавские страны, рис. 4, поз. 2); «Эко-знак» (Япония, рис. 4, поз. 3); эко-знаки других стран и различных фирм-товаропроизводителей, стремящихся внести свой вклад в сбережение окружающей среды и в то же время сделать за счет этого свою продукцию более привлекательной (рис. 4, поз. 5-8); знаки на аэрозолях, отражающие отсутствие веществ, приводящих к уменьшению озонового слоя вокруг Земли и т.д.

Основой единой эко-маркировки в соответствии с требованиями ЕС является знак, изображенный на рис. 4, поз. 4, который может быть выполнен в двух цветах (зеленом и голубом), или черным цветом по белому, или белым цветом по черному.

Данный знак, используется для изделий, в наименьшей степени загряз­няющих окружающую среду на протяжении всего жизненного никла. Эко-знак ЕС не распространяется на пищевые продукты, напитки и лекарственные препараты.

К этой же группе знаков можно отнести знаки, обозначающие предметы, поддающиеся вторичному использованию (рециклингу) и (или) полученные в результате вторичной переработки. Наиболее распространенными изображениями знаков этой группы являются знаки, олицетворяющие замкнутый цикл «создание – применение – утилизация – воссоздание и т.д.» с указанием материала, поддающегося переработке. Примеры таких эко-знаков можно увидеть на рис. 4, поз. 9-12.

Одним из наиболее часто встречающихся на упаковке эко-знаков является знак «DER GRUNE PUNKT» («Зеленая Точка») немецкого общества DSD («Дуальная система»), изображенный на рис. 4, поз. 13.

Наличие такого знака на упаковке означает, что на нее распространяется гарантия возврата, приема и вторичной переработки, т.к. фирма-производитель оплатила лицензионный сбор и тем самым компенсировала расходы на заготовку и утилизацию использованной упаковки. Расчет лицензионной платы производится в зависимости от объема, размера или массы упаковки.

Средства, полученные от продажи лицензии на право использования знака «Зеленая точка», направляются на финансирование организаций, занимающихся сбором, сортировкой и переработкой отходов упаковки, а также на совершенствование технологий производства экологически безопасных упаковочных материалов. Применение дуальной системы позволило значительно улучшить экологическую обстановку в ФРГ (количество упаковочного мусора уменьшилось более чем на 15%), вовлечь в хозяйственный кругооборот дополнительный объем сырья и сократить потребление энергетических ресурсов. Многие страны мира, особенно ЕС, заинтересованы во внедрении у себя системы, подобной немецкой.

В рамках директивы Совета ЕС «Об упаковке и отходах от нее» среди многих вопросов содержатся требования к маркировке упаковочных средств с целью их идентификации. В соответствии с этими требованиями упаковка должна маркироваться следующими знаками:

• упаковка повторного или многоразового использования (рис. 4, поз. 14);

• восстанавливаемая (поддающаяся вторичной переработке с извлечени­ем пользы) упаковка (рис. 4, поз. 15);

• упаковка частично или полностью произведенная из вторичных ресурсов (рис. 4, поз. 16), при этом указывается процентное соот­ношение вторичных материалов.

Для идентификации материалов, из которых изготовлена упаковка, на нее наносится соответствующий знак, а также цифровые, располагаемые в центре знака и/или буквенные обозначения, располагаемые под знаком и характеризующие вид материала, из которого изготовлена упаковка. Так, полимеры характеризуются цифрами от 1 до 19, бумага и картон – от 20 до 39, металлы – от 40 до 49, древесина и изделия на ее основе – от 50 до 59, текстиль – от 60 до 69, стекло – от 70 до 79.

2. Знаки, призывающие к сбережению окружающей среды.

Знаки этой группы, например, изображенный на рис. 4 поз. 18, чаще всего встречаются на упаковках потребительских товаров, и их смысл сводится к призывам не сорить, поддерживать чистоту и сдавать соответствующие предметы для вторичной переработки.

3. Знаки, отражающие опасность предмета для окружающей среды и находящиеся на пересечении областей применения экологической и предупредительной маркировки.

К ним относят, например:

- специальный знак для обозначения веществ, представляющих опас­ность для морской флоры и фауны, при их перевозке по водным путям (рис. 4, поз. 19);

- знак «Опасно для окружающей среды», используемый в рамках законодательства ЕС о классификации, упаковке и маркировке опас­ных веществ и препаратов (рис. 4, поз. 20).







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.