Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационно-методические данные дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц (288 часов), изучается в 1 и 2 семестрах. Вид работы 1 сем. 2 сем. Всего В






Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц (288 часов), изучается в 1 и 2 семестрах.

Вид работы 1 сем. 2 сем. Всего
В часах В ЗЕ В часах В ЗЕ В часах В ЗЕ
Общая трудоемкость            
Аудиторная работа:           3, 5
Лекции (Л)            
Практические занятия (ПЗ)       0, 5   1, 5
Самостоятельная работа:   1, 25   1, 25   2, 5
Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР)[1] - - - - - -
Расчетно-графическое задание (РГЗ) - - - - - -
Реферат (Р) - - - - - -
Эссе (Э) - - - - - -
Самостоятельное изучение разделов   0, 25   0, 25   0, 5
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю и т.д.),            
Подготовка и сдача экзамена[2]            
Вид итогового контроля (зачет, экзамен)   Экзамен Экзамен    

 


Структура дисциплины

 

Разделы дисциплины, изучаемые в 1 семестре

№ раз- дела Наименование разделов Количество часов
Всего Аудиторная работа Вне- ауд. работа СР
ЛЗ ПЗ
           
  Экономическая теория как наука        
  Базовые экономические понятия        
  Собственность в системе экономических отношений        
  Экономические системы        
  Становление товарно-денежных отношений и основные черты товарного (капиталистического) производства        
  Функционирование рыночного механизма        
  Теория потребительского выбора        
  Фирма как главный субъект рыночной экономики        
  Теория производства        
  Капитал как экономическая категория        
  Теория издержек производства и прибыли        
  Типы рыночных структур. Ценовая и неценовая конкуренция        
  Рынки факторов производства        
Итого (с учетом экзамена):        

 

Разделы дисциплины, изучаемые в 2 семестре

№ раз- дела Наименование разделов Количество часов
Всего Аудиторная работа Вне- ауд. работа СР
ЛЗ ПЗ
           
  Микроэкономика как структурный уровень экономической теории.     -  
  Моделирование поведения потребителя        
  Фактор времени в поведении экономических агентов.        
  Теория производства, издержек прибыли и рыночное предложение..        
  Поведение фирмы в условиях различных типов рыночных структур.     -  
  Монопольное поведение и антимонопольная политика        
  Монополистическая конкуренция        
  Олигополия и стратегическое ценообразование        
  Равновесие на рынках факторов с различными типами рыночных структур        
  Экономика информации и неопределенности        
  Общее равновесие, эффективность и общественное благосостояние        
Итого (с учетом экзамена):        

Содержание разделов дисциплины

№ раздела Наименование раздела Содержание раздела Форма текущего контроля
       
Микроэкономика-1
  Экономическая теория как наука Предмет экономической теории, экономические отношения и экономические агенты. Методы экономической теории, Функции экономической теории, экономические законы. Экономическая стратегия и экономическая политика Основные этапы эволюции ЭКТ письменные и устные домашние задания, промежуточное тестирование
  Базовые экономические понятия Потребности, блага и экономический интерес. Производственные отношения и производственные ресурсы. Ресурсы и факторы производства. Альтернативные издержки. Кривая производственных возможностей. письменные и устные домашние задания, промежуточное тестирование, решение задач
  Собственность в системе экономических отношений Собственность как экономическая и юридическая категория. Значение собственности в хозяйственной деятельности Теория прав собственности. Субъекты и объекты собственности. Типы и формы собственности. Собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы, цели и средства письменные и устные домашние задания, промежуточное тестирование
  Экономические системы Понятие ЭС и ее элементы. Типы экономических отношений. Классификация ЭС. Понятие смешанной экономики и ее основные модели. Сущность переходной экономики. Этапы приватизации в России. письменные и устные домашние задания, доклад: многообразие подходов к классификации ЭС (источник №2 основной литературы)
  Становление товарно-денежных отношений и основные черты товарного (капиталистического) производства Характеристика натурального хозяйства и становление товарного хозяйства. Основные черты товарного хозяйства. Товар и его свойства. Труд, воплощенный в товаре. Закон стоимости. Товарный фетишизм. Деньги: происхождение, сущность, функции. Законы денежного обращения. Развитие форм стоимости. Капитал и прибавочная стоимость.Заработная плата.Рабочая сила как товар. Производство прибавочной стоимости. Составные части капитала. Сущность заработной платы в капиталистическом обществе. Основные формы заработной платы. письменные и устные домашние задания, промежуточное тестирование
  Функционирование рыночного механизма Рынок как система организации экономики(сущность, причины и условия возникновения. Конкурентный рынок и рыночная система). Функции рынка. Субъекты и объекты рынка. Кругообороты благ и доходов. Структура и инфраструктура рынка. Преимущества и «провалы» рынка) Рыночный спрос и предложение. Факторы его определяющие. Метод сравнительной статики. Эластичность спроса и его влияние на доход. Равновесие на рынке. Излишки потребителя и производителя Механизм восстановления рыночного равновесия. Сущность цены, ее функции. Регулирование рынка (налоги и субсидии, дефицит и теневой рынок, фиксирование цен) письменные и устные домашние задания, промежуточное тестирование
  Теория потребительского выбора Методологические принципы и основные предпосылки анализа поведения потребителя. Концепция полезности: кардиналистский и ординалистский подходы. Первый и второй закон Госсена. Предельная полезность. Функция полезности. Карта кривых безразличия. Предельная норма замещения и ее экономический смысл. Равновесие потребителя. Бюджетное ограничение, его экономический смысл. Максимизация полезности и оптимум потребителя. Виды равновесия потребителя. Условие внутреннего оптимума потребителя. письменные и устные домашние задания, промежуточное тестирование, решение задач
  Фирма как главный субъект рыночной экономики Предпринимательство как форма хозяйственной деятельности. Функции предпринимателя. Предпринимательство, бизнес, маркетинг. Фирма: природа, цели, организационные структуры. Неоклассическая, институциональная, бихевиористская теории фирмы. Контрактная природа фирмы. Внешняя и внутренняя среда фирмы. Подходы к классификации фирм и организационно-правовые формы предприятий Классификация предприятий. Типы деловых фирм: индивидуальные, партнерские, корпоративные. Темы рефератов: Альтернативные теории фирмы. Контрактная природа фирмы.
  Теория производства Понятие производства и ПФ. Краткосрочный период. Закон убывающей предельной производительности. Долгосрочный период. Правило оптимального сочетания ресурсов. Изокоста и изокванта. Интерпретация предельной нормы технологического замещения. Оптимум производителя.). Определение допустимой области производства. Стадии производства. Соотношение изменений общего, среднего и предельного продукта одного и двух факторов производства. Области действия закона убывающей отдачи и убывающей предельной нормы технологического замещения. письменные и устные домашние задания, промежуточное тестирование, решение задач
  Капитал как экономическая категория Понятие, формы и теории капитала. Физический капитал Кругооборот и оборот капитала. Капиталистическое производство и обращение. Оборот капитала. Основной и оборотный капитал. Влияние оборота переменного капитала на годовую норму и массу прибавочной стоимости. Структура и анализ основного капитала. Виды износа и амортизация. Оборотный капитал: понятие и структура. Направления повышения эффективности использования капитала. письменные и устные домашние задания, промежуточное тестирование, решение задач
  Теория издержек производства и прибыли Функционирование фирмы в краткосрочном периоде. Виды издержек. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде. Оптимальный размер предприятия. Эффект масштаба: положительный, отрицательный, нейтральный (постоянная отдача от масштаба). Значение эффекта масштаба для долгосрочного роста фирмы. Капиталистические издержки производства и прибыль. Норма и масса прибыли. Факторы, влияющие на норму прибыли. Образование средней нормы прибыли. Бухгалтерская и экономическая прибыль. письменные и устные домашние задания, промежуточное тестирование, решение задач
  Типы рыночных структур. Ценовая и неценовая конкуренция Общая характеристика типов рыночных структур. Конкуренция и ее виды. барьеры входа и выхода (в отрасли). диверсификация, концентрация и централизация производства. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном и дологосрочном периоде. Правило максимизации прибыли. Правило банкротства. Аллокативная и производственная эффективность СК. Поведение фирмы в условиях не совершенной конкуренции. Ценообразование монополиста в краткосрочный и долгосрочный периоде. (Подробный анализ функционирования фирмы в различных рыночных структурах разобирается в разделах 18-21) письменные и устные домашние задания, промежуточное тестирование, решение задач
  Рынки факторов производства Общие особенности рынков факторов производства. Рынок труда. Рабочая сила как товар. Компромисс индивида между потреблением и досугом. Равновесие на рынке капитала. Равновесие на рынке земли. Цена земли и рента. Земплепользование и землевладение. Рынок капитала и инвестиционных ресурсов (дисконтирование подробно рассмотрено в разделе 16). письменные и устные домашние задания, промежуточное тестирование, решение задач
Микроэкономика - 2[3]
  Микроэкономика как структурный уровень экономической теории. Особенности методологии. Построение моделей. Показатели: потоки и запасы, номинальные и реальные величины. Затраты и результаты; общие, предельные и средние величины; альтернативные издержки письменные и устные домашние задания
  Моделирование поведения потребителя Предпосылки анализа в классической теории поведения потребителя. Товарный набор. Потребительское множество. Аксиоматика ординалистской теории потребительского поведения (сравнимости, транзитивности, рефлексивности, ненасыщения, строгой выпуклости к началу координат). Виды предпочтений (лексиграфические, совершенные субституты, антидлага, безразличные, взаимоисключающие блага). Функция полезности и ее виды (квазилинейная, CES, линейная, Кобба-Дугласа, Леонтьева). Монотонная трансформация функции полезности. Гомотетичность функции полезности. Исследование равновесных состояний. Влияние цены и дохода на потребление. Эффект дохода и замещения по Слуцкому и Хиксу. Уравнение Слуцкого и его выведение. Перекрестные эффекты замещения и дохода. Сравнительная статика спроса. Кривая «цена-потребление», выведение кривой спроса, кривая «доход-потребление», выведение кривой Энгеля. Благосостояние потребителя. Парадокс Гиффена. Проблема агрегирования индивидуального спроса. Рыночный спрос по Маршаллу и по Хиксу. Ценовая эластичность спроса. Уравнение Слуцкого в коэффициентах эластичности. Компенсированный спрос. Прямая и перекрестная эластичность компенсированного спроса. Эластичность спроса по доходу и обобщенный закон Энгеля. Специальные вопросы выбора потребителя. Альтернативные способы измерения благосостояния потребителя: потребительский излишек, компенсирующая и эквивалентная вариации дохода. Взаимосвязь между ними. Минимизация расходов потребителя. Функция расходов потребителя, ее экономический смысл, графическая интерпретация. Теория выявленных предпочтений. Слабая и сильная аксиома выявленных предпочтений. Экономический смысл. Случаи ее нарушения. Применение при оценке поведения потребителя. письменные и устные домашние задания, решение задач, моделирование и разбор ситуаций
  Фактор времени в поведении экономических агентов. Межвременной потребительский выбор. Межвременное сравнение стоимостей: будущей и текущей. Распределение потребление между настоящим и будущим. Равновесие в условиях межвременного выбора (графический анализ). Предельная норма временного предпочтения. Сбережения, уровень и изменение ставки процента. Дисконтирование. Чистый денежный поток, приведенная (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности письменные и устные домашние задания, решение задач, моделирование и разбор ситуаций
  Теория производства, издержек, прибыли и рыночное предложение Общая характеристика производственной деятельности фирмы Понятие производства и ПФ. Основные виды производственных функций (линейная, Леонтьева, Кобба—Дугласа, CES, производственная функция, характеризующаяся ломаными изоквантами). Свойства ПФ в коротком и длительном периоде, свойства однородности и гомотетичности. MRTS и коэффициент эластичности замещения факторов, эластичность выпуска по отношению к ресурсу. Типы технического прогресса: нейтральный, капиталоинтенсивный, трудоинтенсивный. Влияние на предельную норму технологического замещения и форму изокванты. Последствия для фирмы и для экономики в целом. Равновесие фирмы как проблема минимизации издержек. Классификация издержек (капитальные, текущие, невозвратные, квазипостоянные). Изокосты: принцип и условия минимизации издержек. Выведение функций издержек (общих, средних и предельных) для основных видов ПФ. Взаимосвязь издержек в краткосрочном и долгосрочном периоде, отдача от масштаба. Траектория расширения производства. Условный спрос на ресурсы. Функция спроса на ресурс: определение, вывод, экономический смысл. Максимизация прибыли и предложение конкурентной фирмы. Природа фирмы и концепция максимизации прибыли. Функция прибыли. Изопрофитные линии. Концепция выявленной максимизации прибыли и ее практическое значение. Теории выявленной прибыльности и выявленных издержек и их применение к исследованию характеристик функции предложения фирмы и функции спроса на ресурс. письменные и устные домашние задания, решение задач, моделирование и разбор ситуаций
  Поведение фирмы в условиях различных типов рыночных структур Понятие рыночной структуры, ее ключевые признаки. Классификация рыночных структур. Предложение фирмы и отрасли. Кривая предложения фирмы. Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Равновесие и предложение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. Излишек производителя, экономическая рента. Квазипостоянные издержки. Соотношение прибыли фирмы и излишка производителя для конкурентной фирмы. Индивидуальное и рыночное предложение. Отрасль. Равновесие фирмы в отрасли. Типы краткосрочных равновесных положений. Долгосрочное равновесие отрасли. Парадокс прибыли. Отрасль с возрастающими, постоянными и убывающими издержками. Прикладные аспекты анализа конкурентных рынков. Конкуренция и социально-экономическая эффективность (в производстве и размещении ресурсов). Сравнительно-статистический анализ долгосрочного равновесия конкурентной отрасли: сдвиги кривой спроса и сдвиги кривой долгосрочного предложения отрасли. письменные и устные домашние задания, решение задач, моделирование и разбор ситуаций
  Монопольное поведение и антимонопольная политика Монополия: понятие, причины монополизации, виды монополий, оценка монопольной власти и антимонопольная политика. Ценообразование монополиста в краткосрочный и долгосрочный период. Монополист с несколькими заводами. Оценка экономического эффекта монополии с точки зрения общества. Виды ценовой дискриминации. Понятие естественной монополии. Особенности государственного регулирования отрасли естественной монополии. Дилемма регулирования ЕМ. письменные и устные домашние задания, решение задач, моделирование и разбор ситуаций
  Монополистическая конкуренция Классификация моделей МК (традиционные и пространственные). Поведение в условиях монополистической конкуренции в краткосрочный и долгосрочный период (традиционная модель). Экономическая роль рекламы. Монополистическая конкуренция в пространстве (пространственная дифференциация рынка). Монополистическая конкуренция и эффективность. Избыточные производственные мощности. письменные и устные домашние задания, решение задач, моделирование и разбор ситуаций
  Олигополия и стратегическое ценообразование Классификация моделей. Ценообразование в условиях олигополии: понятие и виды стратегического взаимодействия. Олигополия с закрытым входом. Олигополистическое взаимодействие ориентированное на выпуск: модель Курно, модель Стакельберга. Дилемма дуополии. Олигополистическое взаимодействие ориентированное на цену: модель Бертрана, модель ломаной кривой спроса, лидерства в ценах. Ценовая олигополия с дифференцированным продуктом. Модель лимитирующего выпуска. Стимул к вхождению и условие невхождения. Олигополия с открытым входом: Курно, Бертрана, картель. Картельное соглашение: модели однократного и повторяющегося взаимодействия. Теория игр в анализе олигополитстического поведения. Стратегия наказания.. письменные и устные домашние задания, решение задач, моделирование и разбор ситуаций
  Равновесие на рынках факторов с различными типами рыночных структур Взаимосвязь предельной производительности факторов и их долей в доходе. Соотношение выплат факторам и стоимости выпуска: теорема Эйлера. Индивидуальное и рыночное предложение на рынке труда. Эффект дохода и замещения при изменении заработной платы. Равновесие на рынке труда в условиях совершенной конкуренции. Влияние на кривую индивидуального предложения труда налогов на заработную плату и подоходного налога. Стимулы для сверхурочной работы. Рынки труда с несовершенной конкуренцией. Профсоюзы на рынке труда. Монополия и монопсония. Двусторонняя монополия. Дискриминационные различия в заработной плате. письменные и устные домашние задания, решение задач, моделирование и разбор ситуаций
  Экономика информации и неопределенности. Информация как ресцурс. Ценность и цена информации. Ассиметричность информации, неблагоприятный отбор. Модель Акерлофа. Сигнализирование. Модель Спенса. Скрининг. Ассиметрия информации на рынке страховых услуг и кредитов. Проблема «принципал-агент». Моральный ущерб. Модель Шапиро-Стиглица. Неопределенность и риск Вероятность, ожидаемая стоимость и отклонение от нее. Гипотеза ожидаемой полезности. Понятие риска и неопределенности: технологическая, внутренней и внешней среды; риски, страхование, экономическая безопасность. Фьючерсы и опционы. Хеджирование. Рынки с ассиметричной информацией. Риск инвестиционных решений. Диверсификация портфеля. письменные и устные домашние задания, написание реферата, доклада, эссе, решение задач, моделирование и разбор ситуаций
  Общее равновесие, эффективность и общественное благосостояние Общее равновесие. Существование и стабильность общего равновесия. Типы рыночных взаимодействий (симметричные и ассиметричные, симметрично однонаправленные и симметрично разнонаправленные). Прямые и обратные связи. Алгебраическая модель общего равновесия. Модель Вальраса. Условия и предпосылки достижения общего равновесия. Предельная норма трансформации. Общее равновесие и экономическая эффективность Условия Парето-эффективности (Паретто-оптимальные, Паретто-неэффективные, Паретто-предпочтительные состояния). Эффективность в потреблении (ящик Эджоурта), эффективность в производств (ящик Эджуорта для производства, кривая производственных контрактов), эффективность в обмене, эффективность структуры выпуска (модель КПВ). Факторы, препятствующие достижению Паретто-эффективности: налогооблажение, монополизация. Теория «второго наилучшего» решения. Провалы рынка и внешние эффекты Внешние эффекты (экстерналии). Разновидности внешних эффектов и провалы рынка: последствия отрицательных и положительных эффектов в производстве и в потреблении. Внешние эффекты и регулирование: корректирующие налоги и субсидии Пигу; стандарты загрязнения и плата за загрязнение; рынок прав на загрязнение. Роль государства в рыночной экономике. Основы теории общественного благосостояния. Общественные блага и их свойства. Неконкурентность (неделимость) в потреблении и неприсвояемость (неисключимость из потребления) как характеристики общественного блага. Разновидности общественных благ. Модель Линдаля квазирынка общественных благ. Общественный выбор. Теоремы экономической теории благосостояния. Первая и вторая теоремы экономической теории благосостояния. Функция общественного благосостояния и ее виды (либерталистская, классическая, модифицированные утилитаристсие, эгалитаристские). Карта кривых равного благосостояния. Луч равных распределений. Вуаль незнания. Концепция равноправного и справедливого распределения Х. Вэриана. Компромисс общества между эффективностью и равенством. Теорема «невозможности» К.Эрроу. аксиомы сравнимости, транзитивности предпочтений, положительной связи индивидуальных и общественных предпочтений, независимости от других альтернатив, отсутствия диктатуры. Механизм перераспределения доходов. Искажающие и неискажающие налоги и субсидии. Аккордные (паушальные) налоги и субсидии и долгосрочная эффективность. Государственное финансирование производства общественных благ: проблемы общественного выбора. Парадокс голосования. Выбор медианного избирателя. Торговля голосами. Подкуп и рентоориентированное поведение как примеры несостоятельности государства. Проблема общих ресурсов. Решение проблемы в демократическом государстве и в плановом хозяйстве. Оптимальное распределение производственных усилий при использовании общих ресурсов. Примеры из практики (ловля рыбы в мировом океане). «Провалы» государства. Бюрократия и общественный выбор. письменные и устные домашние задания, написание реферата, доклада, эссе, решение задач, моделирование и разбор ситуаций

В графе 4 приводятся планируемые формы текущего контроля: защита лабораторной работы (ЛР), выполнение курсового проекта (КП), курсовой работы (КР), расчетно-графического задания (РГЗ), домашнего задания (ДЗ) написание реферата (Р), эссе (Э), коллоквиум (К), рубежный контроль (РК), тестирование (Т) и т.д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.