Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Текущая аттестация мин - 25 баллов






Зачет мин. - 25 баллов

 

Промежуточная аттестация (семестровая) проводится в виде письменного зачета, без сдачи которого курс не зачитывается.

 

 

Вопросы к зачету и учебно-методическая литература по курсу

Вопросы к зачету по курсу: Методика преподавания социально-политических дисциплин

1. Цели и задачи политологического образования.

2. Содержание образовательных стандартов высшего профессионального образования по политологии.

3. Типы и уровни политического знания.

4. Политическая наука как основа учебного курса. Этос науки.

5. Предметное пространство политической науки и учебные дисциплины политологического профиля.

6. Основные этапы институционализации преподавания социально-политических дисциплин в России и их общая характеристика.

7. Какие основные изменения происходили в преподавании социально-политических дисциплин в российских университетах в XX веке. Когда и как происходила институционализация преподавания политологии в качестве самостоятельной дисциплины и специальности в современной России.

8. Какие уровни профессионального политологического образования существуют за рубежом и в России, в чем их специфика. Предметное пространство политической науки и учебных дисциплин политологического профиля.

9. Структура и содержание профессиональной подготовки преподавателей политической науки за рубежом и политологии в России. Предметное пространство политической науки и учебные дисциплины по политологии.

10. Преподавательских должности существующие в высших учебных заведениях. В соответствии с какими критериями определяется уровень профессиональной квалификации научно-педагогических работников вузов.

11. Смысл и содержание Болонского процесса. Место и роль образовательного пространства России в Болонском процессе.

12. Что описывается в государственном образовательном стандарте по политологии и учебном плане образовательной программы по политологии. Дайте общую характеристику содержания разделов этих документов.

13. Дайте характеристику основным формам обучения и видам учебных занятий в высших учебных заведениях.

14. Охарактеризуете специфику задач, на решение которых направлены разные виды учебных занятий по дисциплинам политологического профиля. Охарактеризуйте основные методические аспекты и формы подготовки к лекции в предметной области социально-политических дисциплин.

15. Охарактеризуете специфику задач, на решение которых направлены разные виды учебных занятий по социально-политической проблематике. Охарактеризуйте основные формы семинарского и практического занятия по политологии и методические аспекты подготовки к этим занятиям.

16. Дайте общую характеристику основных разделов учебного курса по политологии.

17. Самостоятельная работа студентов и ее виды. Дайте общую характеристику учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студента.

18. Виды и основные методические аспекты подготовки квалификационных работ по политологии. Общая характеристика структурных компонентов квалификационных работ по политологии.

19. Виды научно-исследовательской работы студентов. Методика подготовки и написания научной статьи и краткого изложения ее содержания.

20. Организация, функции и принципы контроля (аттестации) и оценивания знаний. Типология системы оценки знаний.

21. Виды и формы проверки знаний студентов. Достоинства и ограничения форм проверки знаний.

 

Основная учебно-методическая литература:

Базовые учебные пособия

· Завершинский К.Ф., Радиков И.В. Методология и методика преподавания политической науки. Учебник. Москва: РГ-Пресс, 2013. 336 с.

· Щербинин А.И. Политическое образование. Учеб. пособие. М.: Весь мир, 2005. 288 с.

· Бабаскин B.C. Фрагменты дидактики высшей школы теория, методология, практика. М. 2007. Бордовская Н.В. Педагогика.М., 2008.

· Карандышев В.Н. Методика преподавания психологии. СпбГУ, 2009.

· Политическая наука в Западной Европе. Под. Ред. Х.- Д.Клингеманна. М., 2009.

Дополнительная литература:

· Абасов З. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов / З. Абасов / / Высшее образование в России. - 2007. - N 10. - С. 81-84.

· Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Полис. 1997. № 6. С. 174-183.

· Андреев А.Ю. Российские университеты XVIII – первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М.: Знак, 2009.

· Ачкасов В.А., Гуторов В.А. Политическое образование и формирование гражданского общества: достижения, проблемы, перспективы (опыт Санкт-Петербурга) // Политика и образование: Альманах по философии образования, эвристике, методологии и методике преподавания социогуманитарных дисциплин / Факультет философии и политологии СПбГУ. - СПб.:, 2008. - 341 с. (Методические записки. Вып. 4) с.73-109.

· Бабичев Ю. Учет трудоемкости самостоятельной работы студентов при переходе на зачетные единицы / Ю. Бабичев, В. Петров / / Высшее образование в России. - 2007. - N 6. - С. 26-41

· Берденникова Н.Г., Меденцев В.И., Панов Н.И. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса в вузе. М.: ДАРК. 2006. - 208 с.

· Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 240 с.

· Васенев Ю.Б.Организация и управление учебным процессом вуза при переходе на ФГОС ВПО нового поколения: Учебное пособие.- СПб., 2007.Информационные и коммуникационные технологии в образовании / Роберт И. В., Панюкова С. В., Кузнецова А. А., Кравцова А. Ю. Изд-во: Дрофа, 2008. 320 с.

· Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекс­тный подход.- М.: Высшая школа, 1991

· Галицких Е. Организация самостоятельной работы студентов / Е. Галицких / / Высшее образование в России. - 2004. - N6. - С. 160-163

· Граничина О.А. Математические модели контроля качества образователь-ного процесса в учреждениях высшего профессионального образования. – СПб.: Изд-во «ВВМ». 2008

· Дроздова Н.П., Ефимова Е.Г., Колесников М.Ф. Активные методы обучения.Учебно-метод.пособие.-СПб, 2002

· Железовский Б.Е. Компьютерные технологии в современном образовании. – Саратов, 2007.

· Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М.: Академия, 2001.

· Ерунов В.П. Оценочно-критериальная система учебного процесса в вузе.-Оренбург, 2002

· Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт. 2006. N8. С. 20-26.

· Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. – М.: Высшее образование сегодня. 2003. № 5.

· Измайлова М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов. М.: Дашков и К, 2008. 64 с.

· Ильин В.В.Интернет-ресурсы: виды учебной деятельности // Высшее образование сегодня. 2005. №9.

· Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.. Герцена, 2000.

· Информационные и коммуникационные технологии в образовании / Роберт И. В., Панюкова С. В., Кузнецова А. А., Кравцова А. Ю. Изд-во: Дрофа, 2008. 320 с.

· Касевич В.Б., Светлов Р.В., Петров А.В., Цыб А.В. Болонский процесс. С.-Пб., 2006.

· Кулик А.Н. “Всемирная паутина” для политической науки, образования и политического участия. // Политическая наука: Кулик А.Н. “Всемирная паутина” для политической науки, образования и политического участия. // Политическая наука: Сборник научных трудов. / РАН. ИНИОН – 2002, № 1.

· Кадневский В.М. Генезис тестирования в истории отечественного образования. Омск: Издательство ОмГУ. 2007. 335 с.

· Ларионова М. Преподаватель вуза - субъект модернизации образования // Высшее образование в России, N 12, 2007.

· Лебедева М.М. Концептуальные основы построения программ обучения по международным отношениям // Полис. 2008. № 3. С. 118-124.

· Логвинов И. И. Дидактика: история и современные проблемы. М., 2007.

· Ларионова М. Преподаватель вуза - субъект модернизации образования // Высшее образование в России, N 12, 2007.

· Лебедева М.М. Концептуальные основы построения программ обучения по международным отношениям // Полис. 2008. № 3. С. 118-124.

· Лебедева Л. Особенности организации самостоятельной работы магистрантов: [на примере Российского госпедуниверситета] / Л. Лебедева / / Alma mater. - 2005. - N10. - С. 52-54

· Лобанов Ю. И. Самообразование: возможности, ресурсы и технологии / Ю. И. Лобанов, В. В. Анненков, О. А. Ильченко / / Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. - 2008. - Вып. 11. - С. 1-64

· Матушинский Г., Завада Г. Подготовка преподавателя высшей школы в условиях её модернизации // Высшее образование в России, N 3, 2008//.

· Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений: письмо от 27 нояб. 2002 г. N 14-55-996ин/15 / Российская Федерация. М-во образования / / Высшее образование сегодня. - 2003. - N2. - Прил.: с. XIII-XIV - (Высшее образование в документах).

· Пляйс Я.А. К вопросу о периодизации и современном состоянии политической науки // Политическая наука в современной России: время поиска и контуры эволюции. М.: РОСПЭН, 2004.

· Пак Н.И., Филиппов В.В. О технологии компьютерного тестирования // ИНФО. – № 5. – 1997.

· Пак Н.И., Симонова А.Л. Методика составления компьютерных тестов // ИНФО. – № 4, – 1998.

· Политология в постсоветских государствах / Ред. Е. Ю. Мелешкина, Сост. В. В. Смирнов. - М.: ИНИОН РАН, 2004. - 294 с. - (Политология).

· Проблемы политической науки в современных условиях/ Образование и управление: Альманах по философии образования, эвристике, методологии и методике преподавания социогуманитарных дисциплин. СПб.: СПбГУ, 2007.

· Политическая наука и политологическое образование в России (к 20-летию преподавания современной политологии в системе университетского образования страны). Материалы Всероссийской научной конференции, 17-18 апреля 2009 г.

· Политическое образование в современном мире: традиции и перспективы: Материалы Всероссийской научной конференции. СПбГУ, 2009, С.239-247.

· Резник С.Д. Управление кафедрой. М.: Инфра-М, 2008. 635 с.

· Рудакова И. Е. О новом качестве самостоятельной работы студентов / И. Е. Рудакова / / Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. - 2004. - N3. - С. 136-148

· Родионов Б.У., Татур А.0. Стандарты и тесты в образовании.– М., 1995.

· Сальников Н., Барухин С. Реформирование высшей школы: актуальное состояние и проблемы // Высшее образование в России, N 8, 2008.

· Сидельникова Т.Т. Инновационный потенциал принципа наглядности в изучении гуманитарной науки на примере курса «политология». Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2005.

· Сморгунов Л.В. Политические науки в Санкт-Петербургском университете в XIX веке // Санкт-Петербургский университет. №4 (3790), 6 марта 2009 года. - с.35-39.

· Современные образовательные технологии: учебное пособие/коллектив авторов: под ред Н.В.Бордовской.-М.: КНОРУС, 2011.

· Тюрикова Г. Организация самостоятельной работы студентов - условие реализации компетентностного подхода // Высшее образование в России. - 2008. - N 10. - С. 93-97.

· Управление самостоятельной работой: мировой опыт / В. Жураковский [и др.] / / Высшее образование в России. - 2003. - N2. - С. 45-49

· Шишов С.Е. Концептуальные проблемы мониторинга качества общего образования.М., 2008.

· Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учебное пособие для вузов. М., 2002. 437 с.

· Ялалов Ф. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию //

· Sigelman L. The Coevolution of American Political Science and the American Political Science Review // American Political Science Review 100(November 2006): 463–78. Craig, J. 2010, " Practitioner-Focused Degrees in Politics ", Journal of Political Science Education, vol. 6, no. 4.

· Curtis, S., Axford, B., Blair, A., Gibson, C., Huggins, R. & Sherrington, P. 2009, " Placement blogging: the benefits and limitations of online journaling", Enhancing Learning in the Social Sciences, vol. 1, no. 3.

· Curtis, S., Axford, B., Blair, A., Gibson, C., Huggins, R. & Sherrington, P. 2009, " Making Short Politics Placements Work", Politics, vol. 29, no. 1.

· Curtis, S. & Blair, A. 2010, " Experiencing Politics in Action: Widening Participation in Placement Learning and Politics as a Vocation ", Journal of Political Science Education, vol. 6, no. 4.

 

 

Некоторые ресурсы отечественного и зарубежного Рунета для политологии и политологического образования:

· Российская ассоциация политической науки – информация об Ассоциации и ее мероприятиях. Издания РАПН. Каталог ресурсов политолога.

· www.rapn.ru

 

· ИНИОН РАН – Институт научной информации по общественным наукам РАН. Электронный каталог и базы данных. Около 2 млн. библиографических записей. Возможность заказа электронных копий фрагментов изданий из 13-миллионных фондов библиотеки ИНИОН.

· www.inion.ru

 

· «Полис – Политические исследования» – научный и культурно-просветительский журнал, выходит шесть раз в год. В разделе «Ресурсы политического образования в России» представлены учебные программы, методические материалы и пособия. Дается информация о выходе новых книг по политологии, а также рецензии на некоторые недавно опубликованные издания.

· www.politstudies.ru

 

· «Официальная Россия» – доступ к Сети государственной власти

· РФ (RGIN) с официальными материалами, относящимися к деятельности органов государственной власти.

· https://www.gov.ru

 

· Media Atlas.Ru – энциклопедия российской прессы

· https://www.mediaatlas.ru

 

ВЦИОМ – Всероссийский центр изучения общественного мнения. Пресс-выпуски, публикации, дайджест последнего номера и предыдущие номера журнала «Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения»

• https://www.wciom.ru/

 

· Горбачёв-Фонд – международный общественный фонд социально-экономических и политологических исследований. Проекты, конференции, благотворительная деятельность, форум. Периодические издания, издания Фонда за 1991-2001 гг.

· https://www.gorby.ru/

 

· Московский общественный научный фонд (МОФН) – информация о структуре, программах и проектах Фонда, библиотека Фонда (научные доклады, монографии, учебная литература).

· https://www.mpsf.org

 

· Московский центр Карнеги – Центр публикует сборники статей, монографии, справочные и периодические издания, брошюры – в общей сложности до 20 наименований в год, а также выпускает ежеквартальный журнал «Pro et Contra», серию «Рабочие материалы» и ежемесячные «Брифинги» на русском, английском, либо на обоих языках. Представлена богатая библиотека публикаций Центра в формате PDF.

• https://www.carnegie.ru/

 

 

· РОМИР – независимый российский исследовательский центр. В открытом доступе – обзоры последних социально-политических исследований. (Общество. Политика. Выборы.)

· www.romir.ru

 

· ФОМ – Фонд «Общественное мнение». Политика. Государство (рейтинги институтов общества и власти, человек и государство, законодательная, исполнительная и судебная власти). Общество (институты общества, СМИ, Интернет, экология, социология). Личности (портреты политических и общественных деятелей). Повседневность и пр. На сервере около 8.000 документов, еженедельный бюллетень социологических сообщений «ФОМ-ИНФО».

· www.fom.ru

 

· Центр исследований постиндустриального общества – представлено большое количество текстов по проблемам постиндустриального общества – книги, брошюры, диссертации, журнальные и газетные статьи, переводы, обзоры, в основном современных авторов.

HYPERLINK " https://www.postindustrial.ru/info.shtml"

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.