Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая диагностика






В компетенцию и обязанности школьного психолога входит выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и др. Поэтому именно психодиагностика как деятельность по выявлению психологических причин проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных детей, по определению особенностей развития их интересов, способностей, сформированности личностных образований находится в центре внимания психологической службы образования и имеет свою специфику. Задача психодиагностики – дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, – учителям, воспитателям, родителям.

Перед практическим психологом стоит задача изучения того, как конкретный ребенок познает и воспринимает сложный мир знаний, социальных отношений, других людей и самого себя, как формируется целостная система представлений и отношений конкретного ребенка, как происходит развитие его индивидуальности. Измерение той или иной психической функции или выявление личностной характеристики вне контекста целостного развития ребенка не имеет смысла для практического психолога.

Психолог должен владеть самыми разнообразными методами как высокоформализованными (техники типа теста Векслера, опросника Кэттелла, теста Амтхауэра и др.), так и низкоформализованными (наблюдение, беседа, проективные методы и пр.).

Чтобы более глубоко и тонко определить причины того или иного психологического явления или образования, психологу нужно уметь соответствующим образом сочетать данные наблюдения и свои собственные впечатления с заключениями, полученными в результате применения тестов и других объективных методик.

В своей работе при диагностике мы используем программы компьютерной обработки психологических тестов, составленные научно-производственной фирмой «Амалтея» г. Санкт-Петербург.

Исследование строится в нескольких направлениях.

Общее интеллектуальное развитие учащегося:

· Таблицы Равена (до 8 лет – детский вариант, после 8 лет – взрослый);

· 3-6 классы – ГИТ;

· 7-11 классы – ШТУР;

· Культурно-свободный тест на интеллект Кетелла;

· Тест структуры интеллекта Амтхауэра.

Оценка уровня развития познавательных психических процессов:

· Уровня развития внимания по таблицам Шульте и тесту Э.Ландольта (концентрация, переключение, распределение, произвольность);

· Памяти (объем, оперативная, долговременная, кратковременная, особенности запоминания)

· Восприятия (ведущая сенсорная система);

· Речи (способность к вербальной рефлексии, словарный запас)

· Понятийных форм мышления (по методике В. М. Астапова)

Диагностика эмоционального состояния и адаптационных ресурсов ребенка:

· Методика САН;

· Тест школьной тревожности Филлипса;

· Тест «Субъективное время» - классическая психофизиологическая проба на работоспособность;

· Анкета на оценку эмоционального отношения к школьным предметам и педагогам (Т.Ю. Федотова, М.И. Шихалеева)

Школьной мотивации и адаптации:

· Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н.Г. Лусканова);

· Карта наблюдений Д.Скотта;

· Тесты готовности к обучению в школе;

Отклонений подросткового возраста

· Методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басса и А. Дарки в адаптации А.К. Осницкого);

· Опросник для идентификации акцентуаций характера у подростков (по А.Е. Личко);

· Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению (методика К.Томаса в адаптации Гришиной Н.В.);

· Методика исследования уровня субъективного контроля (УСК) (адаптация методики Д.Роттера в авторстве Бежина Е.Ф., Голынкиной С.А., Эткинда А.М.)

Личностные особенности ребенка:

  • Опросник Кеттелла (полный и сокращенный варианты; для младших школьников, подростков и взрослых людей)

Профориентационные диагностики:

Для 5 – 7 классов:

· Изучение профессиональной мотивации учащегося (Л.А. Головей);

· Исследование мотивации к достижению/избеганию неудач А. Мехрибиана;

· Методика «Ценностные ориентации» (М.Рокича);

· Определение уровня общего интеллектуального развития (Краткий отборочный тест Вандерлика);

· Изучение отношения к учению и учебным предметам (Г.Н. Кузнецова).

Для 7 – 11 классов

· Дифференциально – диагностический опросник (Е.А. Климов);

· Карта интересов (А.Е.Голомшток)

· Изучение мотивов профессиональной деятельности учащегося (Л.А. Головей);

· Исследование самооценки (Дембо – Рубинштейн);

· Диагностика работоспособности (теппинг-тест Е.П. Ильина);

· Исследование межличностных отношений (Т. Лири);

· Изучение мотивации обучения в ВУЗе (Т.И. Ильина);

· Конструктивный рисунок человека (А. А. Карелина).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.