Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример. И жить торопится, и чувствовать спешит






И жить торопится, и чувствовать спешит. (Вяземский П.А.)

Рассуждаем. В этом высказывании «кто-то» и жить торопится, «кто-то» и чувствовать спешит. Обозначим первое высказывание символом я, второе - символом в, получим запись а & в, где & – логический союз конъюнкции, соответствующий русскому грамматическому союзу «и», но в речевой практике выражается союзами: «да», «но», «а также» и т.п.

Зимой солнце светит, да мало греет. А Васька слушает, да ест. Иванов прекрасно поет, а также играет на пианино. Символически: а & в.

Обратите внимание. В конъюнктивных высказываниях описываются положения, происходящие одновременно. Не являются конъюнкцией следующие суждения. Я поступил в школу и успешно ее окончил. Она вышла замуж и родила ребенка. Значение истинности конъюнктивного высказывания зависит от истинности входящих в него исходных суждений. Конъюнктивное высказывание истинно только в одном случае, когда все входящие в него простые суждения истинны.

4. Ответ дается на все вопросы.

Назовите основные логические законы и укажите, какие особенности окружающего мира в них отражаются.

2. Какой закон логики нарушается в следующих случаях (Поясните свой ответ):

А) Петров стоял ко мне спиной, а я смотрела ему прямо в лицо;

Б) Студент Волков был исключен из института за добросовестное отношение к учебе.

3. Дайте полную логическую характеристику следующих понятий:

А) серость;

Б) Франция;

В) война 1914г.

4. Проведите операции обобщения и ограничения следующих понятий:

А) Мир;

Б) География;

В) автомобиль.

5. Определите характер отношений между понятиями и изобразите кругами Эйлера:

а). А – паровоз б). А – свободный

В – вагон В – несвободный

С – поезд в) А – прямая линия

Д – проводник В – кривая линия

6. Укажите на ошибки, допущенные в следующих определениях:

А) логика – это наука о мышлении

Б) фрезеровщик – это человек, работающий на фрезерном станке.

7. Проверьте правильность деления понятия:

А) Треугольники делятся на остроугольные и тупоугольные.

Б) Договоры делятся на устные, письменные и долгосрочные.

8. Приведите предложение к строгой логической форме суждения, установите вид, состав, качество и количество, распределенность терминов, изобразите кругами Эйлера отношения субъекта и предиката:

А) лишь малая часть людей способна сохранить свое детское восприятие мира (ЭРИК БЕРН)

9. Проделайте операцию превращения, обращения, противопоставления предикату со следующим суждением:

А) запретный плод сладок.

Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм неправильный, укажите ошибку.

А) Некоторые монархи были деспотами

Некоторые коммунисты были деспотами

Следовательно…

 

Б) Получение знаний – это смысл жизни

Учеба в КГТУ – это получение знаний

Следовательно…

11. Сделайте вывод из приведенных посылок. Укажите вид, состав, фигуру полученных умозаключений, распределенность терминов в посылках и выводе:

А) Все рыбы дышат жабрами

Киты не дышат жабрами

 

Вариант 9.

1. Ограничение и обобщение понятий.

2. Условный и условно-категорический силлогизм, их истинные и вероятностные модусы.

3. Практическое задание. Какой метод индуктивного исследования приведен в следующих рассуждениях?

1. Чтобы установить, что кусок железа ржавеет на воздухе, помещают его в камеру, из которой выкачан воздух. В этом случае железо не ржавеет. Следовательно, воздух – необходимое условие образования ржавчины.

2. Нагревают стальной брусок. Чем больше нагревается брусок, тем больше становится его длина. Следовательно, увеличение температуры увеличивает размеры бруска.

Рекомендации. Чтобы решать подобные задачи, необходимо прочитать раздел «Индуктивные умозаключения», особо обратив внимание на «Методы установления причинных связей». Методов пять, в них нужно разобраться, уметь различать и применять.

Пример.

«Если по мере увеличения температуры газа увеличивается его объем, то можно сделать вывод, что между температурой и объемом имеется причинная связь».

Обозначим нормальные условия AВС, а газ и его объем через X и составим таблицу:

В условиях ABC1 имеет место X1.

В условиях АВС2 имеет место Х2.

В условиях АВС3 имеет место Х3.

В условиях изменения С и постоянстве АВ изменяется X.

Вероятно, С есть причина X.

Это метод сопутствующих изменений. Он гласит: если с изменением одного явления изменяется и другое, а остальные обстоятельства при этом остаются неизменными, то между данными явлениями существует причинная связь. Как отличить этот метод от других методов?

Обратите внимание. Метод различия – это метод эксперимента, где исследуемый объект рассматривается в двух случаях. В одном случае в объекте выделяется какое-либо явление и наблюдается оно вместе с объектом, в другом случае это' выделенное явление устраняется из объекта. Метод сопутствующих изменений близок к методу различия. Здесь также рассматриваются два ряда явлений, в которых происходят изменения в силу причинной зависимости. Этот метод используется тогда, когда нельзя применить метод единственного различия, то есть предшествующие явлению обстоятельства нельзя изолировать друг от друга.

4. Ответ дается на все вопросы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.