Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пример. Допрос – допрос свидетеля – допрос подозреваемого






Допрос – допрос свидетеля – допрос подозреваемого. В этом примере произведено не ограничение, а деление понятия, но деление неполное, так как перечислены не все виды родового понятия (не указан допрос потерпевшего).

4. Ответ дается на все вопросы.

1. Какие закономерности окружающего мира отражает формальная логика?

2. Какой закон логики нарушается в следующих случаях:

А) Все студенты успешно сдали сессию. Студенты Иванов и Захаров получили в сессию двойки на экзамене по логике;

Б) Письменное указание дано Петрову в устном порядке.

Поясните свой ответ.

3. Дайте полную логическую характеристику следующих понятий:

А) родители;

Б) безделушка;

В) водяной.

4. Проведите операции обобщения и ограничения следующих понятий:

А) достопримечательность;

Б) хищник;

В) мышление.

5. Определите характер отношений между следующими понятиями и изобразите кругами Эйлера:

А) закон – логический закон – беззаконие – закон торжества;

Б) справедливый – несправедливый – судья – отец;

В) ребенок – старик – веселый человек – грустный человек.

6. Укажите на ошибки, допущенные в следующих определениях:

А) директор – это начальник;

Б) теория маркетинга – это не экономическая теория;

7. Проверьте правильность деления понятий:

А) Обувь бывает мужская, женская и резиновая;

Б) Формами обучения в ВУЗе являются дневная, вечерняя и заочная;

Обоснуйте свой ответ.

8. Приведите предложение к строгой логической форме суждения, установите вид, состав, качество и количество, распределенность терминов, изобразите кругами Эйлера отношения субъекта и предиката:

А) Желание большего приводит к потере того, что имеешь (Демокрит).

9. Проделайте операции превращения, обращения, противопоставления предикату со следующими суждениями:

А) знание – сила;

Б) старый конь борозды не портит;

10. Выведите заключение в следующем силлогизме. Если силлогизм неправильный, укажите ошибку:

А) некоторые металлы жидкие – ртуть жидкая. Следовательно…

11. Сделайте вывод из приведенных посылок. Укажите вид, состав, фигуру, полученных умозаключений. Распределенность терминов в посылках и выводе:

А) Все грустные люди порядочны – ни один весельчак не грустит…

Вариант 3.

1. Понятие как форма мысли. Содержание и объем понятия.

2. Непосредственные умозаключения. Умозаключение противопоставления предикату.

3. Практическое задание. Определить вид суждений по количеству и качеству и придать им стандартную логическую форму.

1. Ничто разумное не ставит меня в тупик.

2. Некоторых студентов логика ставит в тупик.

3. Не все студенты испытывают трудности при изучении логики.

4. Большинство студентов может освоить курс логики самостоятельно.

Рекомендации. Для выполнения задания нужно внимательно прочитать раздел «Суждение», научиться находить субъект и предикат в высказываниях, записывать их в стандартной логической форме. Знать обозначения простых категорических суждений (А, Е, /, О).

Пример.

Не все то золото, что блестит. Рассуждаем. В высказывании говорится о блестящих вещах (студенты часто ошибочно указывают, что говорится о золоте), но не все блестящие вещи являются золотом, следовательно, некоторые блестящие вещи не являются золотом.

Стандартная логическая форма: Некоторые S не есть Р. По количеству это суждение частное (на это указывает кванторное слово «некоторые»), по качеству оно отрицательное (качество – это связка, выражаемая словом «не есть»), по объединенному качеству и количеству оно частно отрицательное (О).

Обратите внимание. Обычно затруднение вызывают суждения, в которых перед квантором «все» стоит отрицание «не». Квантор всеобщности «все» под воздействием частицы «не» превращается в квантор существования «некоторые». Связка «есть» заменяется отрицательной «не есть».

Не все книги являются словарями.

Некоторые книги не являются словарями.

Эти суждения являются эквивалентными, то есть равнозначными но содержанию.

4. Ответ дается на все вопросы.

1. Может ли бессмысленное высказывание быть логичным? Поясните свой ответ.

2. Какой закон логики нарушается в следующих случаях:

А) все книги в нашей библиотеке интересны. В нашей библиотеке есть неинтересные книги;

Б) Захаров не давал и не получал взяток, поэтому он не может быть привлечен к уголовной ответственности.

Поясните свой ответ.

3. Дайте полную логическую характеристику следующих понятий:

А) вечный двигатель;

Б) город Нижнекамск;

В) аморальный;

4. Проведите операции обобщения и ограничения следующих понятий:

А) ребенок;

Б) ключ;

В) снег;

5. Определите характер отношений между следующими понятиями и изобразите кругами Эйлера:

А) кувшин – емкость – банка – кувшинчик с молоком;

Б) пассажир – скорый поезд – товарный поезд – средство передвижения;

В) запрет – табу – наказание – суровое наказание.

6. Укажите на ошибки, допущенные в следующих определениях:

А) токарь – это рабочий, владеющий токарным станком;

Б) бессовестность – это отсутствие совести

7. Проверьте правильность деления понятий:

А) дома делятся на одноэтажные и многоэтажные;

Б) предложения бывают простые, сложносочиненные и сложноподчиненные.

Обоснуйте свой ответ.

8. Приведите предложения к строгой логической форме суждения, установите вид, состав, качество и количество, распределенность терминов, изобразите кругами Эйлера отношения субъекта и предиката:

А) древние китайцы не признавали идею переселения душ;

Б) верблюд – это самое неприхотливое животное.

9. Проделайте операции превращения, обращения, противопоставления предикату со следующим суждением:

А) истинный талант, как правило, скромен;

Выведите заключение в следующих силлогизмах. Если силлогизм неправильный, укажите ошибку.

А) все птицы летают Б) все слова служат для выражения мыслей

Крокодилы не птицы все жесты служат для выражения мыслей

Следовательно… Следовательно…

11. Сделайте вывод из приведенных посылок. Укажите вид, состав, фигуру полученных умозаключений, распределенность терминов в посылках и выводе:

А) все дети – маленькие люди

Все дети – почемучки.

Следовательно…

 

Вариант 4.

1. Основные виды понятий по объему и содержанию.

2. Индуктивное умозаключение.

3. Практическое задание. Определить распределенность терминов в следующих суждениях и записать их в стандартной логической форме.

1. Логика – наука о формах и законах правильного мышления.

2. Логическая форма – это особая связь элементов мысли.

3. Некоторые понятия являются пустыми по своему объему.

4. Некоторые понятия не являются пустыми по своему объему.

Рекомендации. Терминами называются субъект и предикат суждения. Термин называется распределенным, если его объем взят полностью, то есть объем термина полностью входит в объем другого термина или полностью исключается из него. Термин называется нераспределенным, если его объем взят частично, то есть объем термина частично включается в объем другого термина, или частично исключается из него.

Обратите внимание. Распределенность субъекта (S+) обозначается знаком плюс, а нераспределенность – знаком минус (S-). На распределенность субъекта указывают слова: «все», «ни один», «всякий» и др. Не распределенность S раскрывается через кванторные слова: «некоторые», «часть», «иногда» и т.д. Субъект распределен в общих (А, Е) и не распределен в частных суждениях (I, О). Предикат распределен в отрицательных (Е, О) и не распределен в утвердительных суждениях (А, I). Чтобы установить распределенность терминов, необходимо определить вид суждения (А, Е, I, О), обозначить его термины и изобразить в круговых схемах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.