Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О том, что, поскольку он говорит, что Сын и Дух Святой суть энергия, он соглашается с Савеллием.






 

54. А если тот [его оппонент] еще раз, имея достаточно ума, чтобы рассмотреть в совокупности сказанное в разное время и обозреть то, что из этого получается, опять скажет ему: «Ты — тот, кто немного выше сказал, что «из–за фрагментарности нашего знания мы во множественном числе произносим нетварные силы и энергии Божии, не будучи способны ни говорить, ни даже мыслить, не разделяя, о неделимом», а теперь ты говоришь, что эти энергии и силы суть Отчий Сын и Святой Дух. Следовательно, по–твоему, мы говорим, что Их три, и разделяем Их друг от друга из–за фрагментарности и бессилия нашего знания, тогда как Сами Они не суть три по ипостасям, и не разделяются друг от друга, и ты явился в наши времена новым Савеллием». Но и ныне да устыдится в тебе и он Божьего светильника Дионисия, который говорит: «Таким образом мы стараемся и соединять божественное, и разделять, потому что само божественное и соединено, и разделено» [1368]. Итак, если кто, опять это, связав, скажет с умом, то Акиндин, и позор легко вменяя ни во что, и полагая ничем непостоянство собственных слов, утверждает, что «единственная нетварная сила и энергия — это Сын». Так что он, похоже, говорит [что надо] произносить Его во множественном числе, так как люди не могут звать Его в единственном числе, хотя почти никто из людей никогда не мог называть одного Сына Божия не одним. Таким образом, он многообразно и [даже] более тех, кто прежде него равным образом безумствовал, насмехается над догматами истины.

ГЛАВА 16

О том, что он худо понимает, в каком смысле говорится, что сила и энергия Отца — это один только Сын. И что, правильно понимаемое, это утверждение показывает, что общая сила и энергия Отца, Сына и Святого Духа является нетварной и отличается от общей сущности.

 

55. Но давайте оставим непоследовательность и противоречивость прежних его слов по отношению к последующим, и да исследуем, каким образом он единственной нетварной силой и энергией называет Сына. Ибо это, будучи хорошо разумеемо, показывает, что нетварна общая сила и энергия Отца, Сына и Святого Духа. И к этой благочестивой мысли ведя нас, божественные отцы не только Сына, но иногда и одного лишь Духа, называют таковой силой и энергией, а бывает, что и Отца, Которого иногда называют силой Сына. Ибо [толкуя слова] псалмопевца Давида, сказавшего: «Господь воцарися, в лепоту облечеся {стр. 305} и силою препоясался» [1369], [святой Григорий] говорит, что «сила и лепота Сына — это Отец» [1370]. Но и мудрый в божественный Максим говорит к нечестиво учащим об одной воле и энергии у Христа, что источником нетварной энергии и воли является сущность Бога, боговдохновенные песнопевцы зовут Его источником мудрости и предведения. Зато в других местах [своих сочинений] богословы отрицают, чтобы какая–либо из трех ипостасей была бы и называлась энергией. Ведь, согласно божественному Григорию из Ниссы, «[слово] " Бог" указывает на действующего, а " божественность" — на действие. И ни один из Трех — не действие, но скорее каждый из них — действующий» [1371]. А прозванный от богословия Григорий говорит: «Я вспомнил о солнце, луче и свете. Но здесь подобает не Отцу приписывать сущность, а других оставлять без ипостаси, но силы Божии сделать присущими (????????????) [ипостасям], а не [ипостасно] осуществовавшимися (?????????)» [1372].

56. Так вот, если бы только Сын был нетварной силой и энергией, не имея природу источником нетварной воли и энергии, и если бы Он один лишь был [ею], а не также и Дух Святой, и сам Отец, и если бы о каждом из Них говорилось лишь, что Он является энергией, а не также и что не является, то, может быть, и были бы сколько–нибудь уместны весьма блуждающие софизмы (??????????????????) слов Акиндина. Теперь же совершенно очевидным оказывается, что они преисполнены всяческого коварства и всяческого злочестивого легкомыслия. В самом деле, как, отвергая существование многих божественностей, он был изобличен в нечестии, ибо [делал это] не для того, чтобы благочестиво провозглашать одну [божественность], но чтобы ее нечестиво разрывать, так и теперь он одного лишь Сына называет нетварной энергией, чтобы под предлогом защиты одной нетварной энергии суметь скрыть, что он рассек на тварное и нетварное единую энергию Отца, Сына и Духа.

57. Итак, давайте посмотрим, каким образом он говорит, что один лишь Сын является нетварной силой и энергией. Разве он учит, что сила и энергия суть ипостасные [особенности]? Следовательно, невозможно, чтобы о Сыне было сказано и то, что Он не есть энергия, а Отец и Дух Святой — не деятельность, и не одной и общей, и той же самой будет у трех Лиц нетварная сила и энергия, но у двух — одна, а скорее — у одного из двух, а не у обоих. И у Сына нет нетварной силы и энергии, поскольку у Него нет и [другого] сына; и никогда не будет от Него нетварной энергии, поскольку никогда не будет и сына. Как же тогда божественный {стр. 306} Лука, благовествуя, говорит, что сила Господня бе изцеляющи сошедшихся от всякия веси [1373], и что весь народ искаше прикасатися Ему, яко сила от Него изхождаше и изцеляше вся [1374], и Сам Господь сказал Своим ученикам, когда страдающая кровотечением незаметно исцелилась только тем, что схватилась за край плаща: «Прикоснуся Мне некто: А з бо чух силу, изшедшую из Мене» [1375].

58. Если деятельная и творческая сила и энергия, и благодать, — как пишет Акиндин, — это Сам Сын, не в смысле, что Он имеет таковую силу, энергию и благодать, но как ничем другим помимо нее не являющийся, то что тогда такое — исходящая от Него сила и исцеляющая? Более того, как тогда это не сын Его и из Него [рожденный], если нетварная сила — Его и из Него? Если же вместе с Сыном и Отец, и Дух Святой, и вообще Бог, чем бы Он ни был, есть действующая божественная сила и энергия, не как обладающий божественной силой и энергией, а как ничем иным помимо нее не являющийся, — как Акиндин и это дословно пишет, — то и из Сына исходит таковая сила и энергия, и Сын является их источником, как и Дух Святой, по великому Василию [1376], то кто бы смог исчислить множество следующих отсюда нелепостей?

59. Право же, если Сын есть сила, не как имеющий силу, то как Он, по апостолу, всяческая носит глаголом силы Своея [1377]? Сказав «глагол», Павел указал на моментальное и беспрепятственное сбытие божественной воли. «Ибо божественное воление Христа является, — согласно священному Дамаскину, — безначальным и вседетельным (??????????), имея следующую за ним силу» [1378]. Итак, если одна есть нетварная сила, и она — это один лишь Сын, а все, что помимо нее — творение, согласно Акиндину, то следующая за вседетельным волением Христа сила, будучи нетварной, есть сам Сын, и она одна лишь является нетварной. Получается, что безначальное и вседетельное Его воление — тварно, согласно Акиндину. Поскольку же Афанасий Великий сказал [в сочинении] «К эллинам»: «Всесильное и всесовершенное святое Слово Отца, придя ко всем и повсюду распространив Свои силы, все являемое и невидимое в Самом Себе содержит и стягивает (?????????)» [1379], то [получается, что] Акиндин нас учит, что есть не один только сын Сына, но и много сыновей одного Сына — то есть этих сил. И особенно замечателен предлог — чтобы мы не впали в многобожие! Ибо он не может называть тварными эти силы Сына, которые все содержат, поскольку и в {стр. 307} последующих [словах] Великий указывает, что таковые силы суть божественный промысл, говоря, что «и невидимые силы содержит Слово Божие, и живит Своим мановением и Своим промыслом» [1380].

60. Итак, опустим прочее, чему нет числа, поскольку нетварных сил много, а Сын один, и нет сына Сына, или сыновей, а силы Сына являются нетварными, и за безначальным и вседетельным волением следует Его божественная сила, и не только сила, но и воление, за которым следует сила — нетварно, и сын от Сына не происходит, а божественная сила от Него изхождаше и изцеляше вся [1381], то не Сам Сын — божественная сила, так что бы Он ничем иным не был, кроме как нетварной силой, и эта сила была бы одном только Сыном, как решил богословствовать (или скорее — новшествовать) Акиндин. А что общая и одна и та же у Отца, Сына и Святого Духа нетварная сила и воля, и энергия — это снова представляет Дамасский отец, когда говорит в тех же самых выражениях: «Одна и та же самая, не подобная, но та же самая воля, энергия и сила Отца и Сына и Свято Духа» [1382].

61. Итак, если она, согласно Акиндину, есть Сын — не в том смысле, что и Он ту же самую, что и Отец, имеет силу, но как если бы Сам являлся силой их, то не одного Отца Сын — Тот, Которого сей [Акиндин] называет нетварной энергией и силой, так как Он не есть общая воля, сила и энергия Трех. Следовательно, и не единственным Сыном Отца будет, согласно Акиндину, Сын Божий. А если и Дух подобным же образом будет прибавлен, и Он в Себе Самом будет раздвоен, то не только четверица, но и пятерица Лиц будет преподнесена его богословием вдобавок к уничтожению единой божественности. Ведь если не общей будет для божественных ипостасей сила, воля и энергия, которая сообща созерцается в них, но не ипостасна сама по себе, то каким образом, согласно великому в богословии Григорию, «общее Трем — неначинаемость бытия (?????????????) и божественность» [1383], когда он же опять говорит в одном месте [своих] стихотворений:

 

«Тремя богами было бы должно называть
Тех, кого друг от друга разделяла б держава и воля:
Но у Троицы у моей одна мощь, одна же и мысль,
Одна слава, одна ж и держава.
Потому она и Единица неизменная (?????????),
В единой гармонии божества великую имущая славу» [1384]?

 

{стр. 308}

И божественный предстоятель Ниссы Григорий, в сочинении «К Авлавию», сказав, что «Имя "???? " (Бог) есть указание на "??????? " (смотреть) или "????? " (бегать) или "?????? " (попалять), но не на божественную сущность», затем прибавляет: «поскольку каждое Лицо имеет завершенной таковую энергию, то будет иметь и завершенное указывающее на нее имя, и будет в собственном смысле Богом, и [так и] прозовется. Поскольку же едина и неизменна в Трех [выше]названная энергия, то одна [у Них] и божественность» [1385]. Итак, то, что эта энергия не есть божественная сущность, ясно сказано богословом; а что она не является ни ипостасью, ни каким–либо из ипостасных свойств — это с очевидностью явствует из того, что говорится, что она для Трех одна и неизменная. А что эта общая энергия, — не будучи ни сущностью, ни ипостасью, ни каким–либо из ипостасных свойств, — нетварна, [показывается] тем, что она в собственном смысле есть божественность, и что по ней Бог в собственном смысле зовется Богом. А Акиндин, словно воском залепив свои уши [чтобы остаться невосприимчивым] к стольким и таковым гласам святых, умоповрежденно думая, будто смеется и издевается над нами, а не над самими священными отцами, говорит: «От какого святого взяв это, новые богословы распространяют дальше, что помимо божественной природы есть иная нетварная общая божественность, сила и энергия Отца и Сына и Святого Духа?» А богоглаголивый Григорий, обращаясь к Евномию, словно к другому Акиндину, опять говорит: «является по природе присущим (???????) Богу достоинством эта божественность, мудрость, сила, о чем мы говорим, что оно все в собственном смысле и природно (???????) созерцается и в единородном Сыне» [1386].

62. Итак, в высшей степени очевидно, что не являются ипостасными свойствами нетварная сила и энергия, и что таким образом не один лишь Сын зовется силой и энергией, поскольку и иудеям сказал Господь: «узрите Сына Человеческого, седяща одесную силы» [1387], то есть [одесную] Отца, и Своим ученикам: «седите во Иерусалиме, дондеже облечетеся силою свыше» [1388], то есть Духом Святым. Поэтому и божественный Максим сказал к говорившим некогда в древности то же самое еретикам: «Кто когда–либо говорил об ипостасной энергии, и откуда и от кого взяв это, они приводят?» [1389] А великий Афанасий, назвав силой Духа Святого, затем прибавляет: «а в богословских дискуссиях (?????????????????????????????) силой называется и Сын» [1390]. А что хотя и общей для {стр. 309} Трех является нетварная сила и энергия, но не есть сама природа Трех, этому и он учил. Ибо он не только говорит, что у Трех одна сила, мудрость, благость и все прочее, но также и что [все] это — окрест сущности, и запрещает каждое из этого называть сущностью [1391].

63. А беззаконно рассекший богословие святых и себе самому его противопоставивший Акиндин, низведя до уровня твари общие силы и энергии Отца и Сына, и Святого Духа, и противостоя нам, настаивающим, что они нетварны, говорит, что «не существует общей для Святой Троицы нетварной мудрости и жизни, и благости, и силы, и энергии, и тому подобного, что так или иначе отличается от божественной природы». И, пытаясь ввести таковое злочестивое новшество, он приводит якобы и отеческие свидетельства, что ничто не совечно Богу, и что Бог, — промыслитель и созидатель всего, — единственный нетварный, и что ничто другое не предвечно, кроме Отца, и Сына, и Святого Духа, и много другого такого же болтая неразумно. Ибо как не будет признаком крайнего безумия и одновременно нечестия — относить это противопоставление не к творениям, но к тому, что от природы присуще Богу, из чего ничто не недавнее, ничто не приобретенное, ничто не существует вне Него?

64. А в другой раз, освободившись от таковой глупости, он приводит великого Афанасия, сказавшего: «одно лишь Слово есть мудрость и отблеск Отца» [1392], и «Поскольку один Бог, то одна должна быть и Его премудрость» [1393], и все, что им и честным Кириллом ни написано к хулившим Сына и Духа Святого, будто бы Они суть творение. Ведь поскольку «Одна и та же, не подобная, но та же самая мудрость, и сила, и энергия Отца, и Сына, и Святого Духа» [1394], то если бы Сын был творением, то не осталось бы у Отца нетварной мудрости, ни силы, ни энергии. Поэтому, обращаясь к тем, кто называет Сына творением, благочестиво было бы сказать, что единственно Сын — нетварная мудрость и сила: ибо Он не отличен от Отца в отношении этих вещей. Ибо так и божественный Григорий Нисский [в трактате] «К Аполлинарию», говорившему, что умерла божественность Сына, говорит, что «не была, значит, у Отца мудрость, сила, жизнь, или иное что [1395] из того, чем Единородный пребывает и именуется» [1396].

{стр. 310}

ГЛАВА 17






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.