Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Другое его же высказывание, благодаря которому он изобличается, как измышляющий, будто Бог не истинно обетовал нам Духа, не различая между благочестивыми и нечестивыми.






 

54. Теперь же, поскольку Акиндин перечислил и духовные дары, давай рассмотрим его разумение и о них, если [только] оно не презренное и запрещенное, и есть скорее безумие, нежели разумение, и очевидное наставление распираемых духом лукавства (????????????????? {стр. 229}????????). Ибо он говорит: «Но благодать в собственном смысле, по самой себе изливаемая Духом Святым, есть [нечто] бесплотное, невидимое и нескончаемое, присущее ангелам, душам и самим бесам». Нуждается ли это в обличении, или вполне достаточно представить это для обличения безумия автора этих [слов]? А он и другие [признаки], относящиеся к тварным сопричисляет к этим: «разум словесных, чувство чувствующих, жизнь живущих». Что он снова этим желает показать? То, в отношении чего он чуть выше изобличен худо мыслящим, что есть только тварные вещи и божественная природа, у которой нет никакой благодати и нетварной энергии.

55. Одновременно, подобно злоначальному оному змию, он в свою очередь пытается оклеветать Бога, как ложно обетовавшего нам Духа, предвозвестившего пророком Иоилем: «В последния дни излию от Духа Моего на всяку плоть» [983]. Ибо не позже, и не от Самого Духа, согласно Акиндиновой богоглаголивости, Он на нас излил, если в собственном смысле от Духа изливаемая благодать есть также и наше чувство, или даже и [чувство] бессловесных животных, и разумное [начало] сущей в нас души, и все тому подобное, что есть в нас, каковые [вещи] являются тварными и от начала присущи нам. Но какое замечательнейшее оправдание и доказательство того, что обетование Духа поставлено им в один ряд с творением и таким образом есть ложь! «Ибо потому, — говорит он, — не Сам Дух Святой, но творение дано верующим во Христа, что более смиренно написано о Нем, что Он от Отца дан. Ибо таким образом Он и благодатью зовется, и еще смиреннее говорится, что Он изливается, чтобы было показано, из Кого [984] [Он], то есть [чтобы было показано] вневременное начало Духа».

56. И однако именно это более всего показывает, что не ложно обетование, но достигло предела. А Акиндин при помощи таковых выдумок легко запретил бы и пришествие на землю Слова Божия, так как и о Нем было провозвещено: «посла Слово Свое, и изцели я» [985]. Кто послал? Всяко Отец, как и Само Слово в евангелиях говорит: «Ты Мене послал еси в мир» [986], обращаясь к Отцу, «к Которому, — говоря словами Григория Богослова, — Он относит [все] Свое, и почитая [Его] как вневременное Начало» [987]. Итак, поскольку и о Сыне говорится в смиренном смысле, что Он послан и, «чтобы было показано, из Кого», то и Он не был истинно послан, по разумению Акиндина, но некая тварная природа была послана — ибо творение говорится о том у Духа в собственном {стр. 230} смысле, что изливается — «поскольку в более смиренном смысле говорится о Нем, что Он от Отца послан и дан». Но разве тем самым несчастный не собрал воедино в своей душе злославие Ария, и Македония, и Нестория, как мы подробно показали в слове, обещанном нами в письме к мудрому Кизическому предстоятелю [988]? Как же тогда и на одних только верных изливается благодать Духа, если она есть и бесплотное, и невидимое, и слово, и чувство, и тому подобное?

57. Что, несомненно, на одних только верных изливается благодать Духа, это и евангелист сделал очевидным, сказав: «сие же рече Господь о Дусе, Егоже хотяху приимати верующии в Него» [989]. Но и получивший прозвание от богословия Григорий, вспоминая оное пророческое слово, «излию от Духа Моего на всяку плоть», прибавляет «то есть, на уверовавшую» [990]. А пророк Исаия говорит: «Утверждей землю и яже на ней, и даяй дыхание людем иже на ней, и Дух ходящым на ней (?????????????) [991]» [992], что помянув, великий Василий говорит: «попирающие (?????????????) земное и ставшие выше его засвидетельствованы как достойные дара Святого Духа» [993]. Так что, если в собственном смысле изливаемая благодать Духа есть жизнь живущих, чувство чувствующих и разум имеющих словесную душу, а скорее даже — всех разумных, то зачем нужно различать благочестивых от нечестивых? Ибо из этих слов не следует и различения благих ангелов от лукавых.

ГЛАВА 15

Доказательство того, что почившие на Христе, согласно пророчеству, семь духов — это есть сам Дух Святой. И что Акиндин называет творением Дух Святой, говоря, что эти семь духов — творения.

 

58. Акиндин же, преумножая злославие, пытается и почившие на Господе, согласно пророчеству Исаии, семь духов показать тварными, не устыдившись, несчастный, самого пророческого гласа, так написанного: «изыдет жезл из корене Иecceoвa и цвет от корене его взыдет, и почиет на нем Дух Божий» [994]. Затем пророк, словно истолковывая и разъясняя, что это за Дух Божий, говорит: «Дух премудрости и {стр. 231} разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, дух страха Божия» [995]. Так что эти [духи] суть Дух Божий, и Его Самого Акиндин называет творением, когда их называет творениями. Ты мог бы заметить, что и великий в богословии Григорий указывает, что эти семь духов суть Сам Дух Святой, как он это представил нам в своем «Слове на святую Пятидесятницу», говоря: «Этот Дух Святой был проповедан пророками, как в [словах] " Дух Господень на мне, Егоже ради помаза Мя " [996], и " почиют на нем семь духов " [997]» [998], и немного выше, сказав: «[Дух Святой] был всегда, и есть, и будет» [999], и затем, спустя немного, говорит: «Дух премудрости, разума, ведения, благочестия, совета, крепости, страха, перечисленных [в Писании]» [1000]. Стало быть, и он говорит, что эти и подобные [духи] суть Дух Святой. Но и еще выше, упомянув эти семь духов, он затем прибавляет: «ибо Исаие угодно называть энергии Духа духами» [1001]. Значит, то же самое — сказать: «мудрость и сила Духа» и «дух мудрости и силы». Как же тогда будет тварной мудрость и сила Духа? А великий Афанасий говорит: «Один и Тот же есть Дух, Коего суть все разделения, а Он сам неразделим по природе» [1002].

59. И однако, одну из энергий Духа Господь в Евангелиях зовет, согласно Луке, перстом Божиим [1003], а согласно Матфею — духом Божиим [1004]. Ее же испытав страшные напасти, и прорицатели в Египте воскликнули: «перст Божий есть сие» [1005]. Великий Василий в «Словах возражения» говорит, что «этот перст есть одно из отдельных дарований [Духа Святого]» [1006]. Какое из творений могло бы быть названо перстом Божьим? Каким же духом Господь изгонял, как Он сказал, бесов, если не о Дусе Святе [1007]? Разве одним из отдельных дарований является Дух Святой? Если же является одним, то, всяко, и другими. Поэтому и в «Главах возражения» великий Василий, собрав все вместе, — даро{стр. 232}вания Духа и все то, что Павел назвал плодами Его [1008] и те духи, что у Исаии, — все вместе собрав и перечислив, затем прибавляет: «Ничего из этого Дух Святой не имеет Себе приобретенным, но все присно имеет, как Дух Божий и из Него явившийся. Но Он, источаясь от Бога, существует в ипостаси, а они, источаясь от Него, суть Его энергии» [1009]. Следовательно, энергий божественного Духа много, и все они нетварны и [в то же время] не суть сущности: ибо Он, один лишь, существуя в ипостаси, присно их все имеет. Так, стало быть, [сказал] и сей великий [учитель].

60. А пророк и словом «почить» в достаточной мере показал превосходство этих духов, ибо почивать есть [признак] Владычнего достоинства. Поскольку же и на цвете от корене И ecceoвa почившие духи, [то есть] на том, что воспринято Владыкой, то как они могут быть творением? Ибо только от нас Им взятое тварно. Однако, из–за различения энергий Духа не [появляется] много нетварных духов, ибо таковые [духи] суть выступления, и выявления, и природные энергии единого Духа. Потому–то и мудрый в божественном Максим сказал, что Господь обладает ими по природе, как Бог и Сын Божий [1010]. Эти природные, стало быть, энергии Сына как могут быть творениями? Как же и божественную природу не покажет тварной тот, кто эти природные энергии Божьи низводит до уровня твари? А мудрый Акиндин особенно хватается за последнее, поистине не стяжав страха Божия и безбоязненно выступая против страха Божия, когда говорит: «каким образом этот страх нетварен, разве что и божество боится, если только это [божество] — природное и сущностное для Него? Ибо это [логически] следует для называющего эти энергии Духа нетварными, так как и страх есть энергия Духа».

ГЛАВА 16






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.