Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О том, что как о человеке о Христе говорится, что Он принял нетварную благодать Духа и что от этой нетварной благодати Он уделил и уделяет Своим.






 

17. А что Христос, Иже над всеми Бог [434], не только сосуществующим и сопутствующим имел Духа Святого как Бог по природе, но и как человек приял благодать и энергию Духа — вот почему ты говоришь, будто мы учим о двух божественностях у Христа; что он, стало быть, как человек получил ее свыше, научись от предсказавшего (???????????????), предтекшего, предвозвестившего — от того, кто и, крестя Его, очами видел Духа, сходящего свыше и почивающего на Храме том. И по прошествии немногих дней он сказал томившимся завистью к успеху Крестившегося: не может человек приимати ничесоже, аще не будет дано ему с неба [435], и что Егоже бо посла Бог, глаголы Божия глаголет; не в меру бо дает Бог Духа [436].

Разъясняя это, златой языком Иоанн говорит: «Духом он здесь называет энергию, ибо она делима. Ведь все мы мерою прияли энергию Духа, а Сей всецелой приял всю энергию; а если энергия Его безмерна, то тем паче сущность» [437]. И еще в другом месте: «святая плоть, приявшая энергию Святого Духа, не прияла, как у апостолов или пророков, одну благодать или другую, ибо человек не может вместить все. Так что это для нас размеряются дары, а в плоти Христа все харизмы, все дары, были согласно сущности плоти» [438]. «И все это, — по Афанасию Великому, — Логос, будучи Богом, имел всегда; но говорится, что Он приял это по–человечески, чтобы, — поскольку плоть в Нем получила все это, — оно в итоге из нее постоянно пребывало бы в нас» [439]. Поэтому и, согласно Златоустому богослову, «вся благодать излияся [440] в оный Храм, а мы имеем что–то малое и каплю от {стр. 112} той благодати» [441]. Итак, Господь имел божественную энергию и благодать и как приявший [ее] человек.

18. И она есть, — опять же согласно Златоустому отцу, — «та, благодаря которой Он учил, благодаря которой чудотворил» [442]. Дивляхуся бо, — глаголет евангелист, — о словесех благодати, исходящих из уст Его [443]; и что сила от Него исхождаше и изцеляше вся [444]. Но разве от Него исходящая сила есть сущность? И как она, ниоткуда не уходя и будучи абсолютно неотделимой и для всех неизреченной и непричастной, может быть какой–то тварной силой по причине того, что она не сущность? И как она исцеляла всех? Видишь ее и через Павла и Петра, и подобных [им] действующей и исцеляющей? «Ибо исходит сила от Христа, — согласно священным отцам, — не переходя с места на место, но и другим будучи раздаваема, и во Христе без умаления продолжающая пребывать, подобно тому как и знания и у учащих остаются, и передаются учащимся» [445]. Вот что такое нетварная энергия, которой причащаются святые.

19. Пусть же и божественный Кирилл принесет свидетельство в пользу истины Евангелия и Златоречивого [учителя]. Ибо он, установив, что Спаситель дал ученикам Духа Святого через вдыхание, говорит: «прежде всего, не человеческое [это дело] — давать Духа через вдыхание; затем, велико и выше твари — предоставлять таковую власть, чтобы держать и оставлять грехи кому захотят [446]» [447]. Видишь, что выше твари причаствуемая, или, скорее, вселяющаяся в тех, кто истинно обожаем, энергия, благодать и сила, которой один лишь равнобожественный оный и покланяемый Храм по справедливости обогатился всею целиком, в то время как другие черпают оттуда как из резервуара, ибо благодать и энергия божественного Духа сделалась не только причаствуемой, но и некоторым образом делимой, так что каждый сподобился части, насколько вместил? Таким образом от полноты Его, — глаголет [Писание], — мы еси прияхом [448]. Таким образом Он от Духа Своего на всех изливает сообразно любви и вере приступающих. Так с кратким блеском великого света столкнулся Павел на пути в Дамаск [449]. Так до него Петр, Иаков и Иоанн виде{стр. 113}ли на горе неясную зарю божественности, тогда как неделимо распределялась благодать, светлость и энергия Духа [450], не неспособного к святому раздаянию.

Ибо всякое божественное посвящение и всякое божественное таинство было бы для нас совершенно бесполезным, если бы, согласно Дамасскому богослову, Господь, восприяв от Девы подобную нашей плоть, не воздал нам божественный Дух. И Он, говоря словами мудрого в божественном Кирилла, для того Сам по плоти стал первым рожденным [от] Святого Духа, чтобы, когда благодать перейдет к нам словно неким путем не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския [451], и мы имели бы духовное (??????) возрождение. И, согласно великому Афанасию, «Слово Отца, соединившись с плотью, стало плотью, чтобы люди, соединившись с Духом, стали единым духом. Так что Он есть Бог плотоносный, а мы — люди духоносные» [452]. «И работники Христа и истины, — согласно божественному Григорию Нисскому, — благодаря вере и трудам добродетели, приемля от благодати Духа превышающие их природу блага, пользуются ими с неизреченным наслаждением» [453]. И еще: «Христос, восприяв посредством души и тела начаток общей природы, сделал его святым, дабы, поставив его благодаря нетлению горе, сопривлечь через него все сродное ему по природе и соплеменное, и принять отверженных к усыновлению и врагов Божиих к причастию Его божественности» [454]. И также: «как Своего человека [455] силой божественности Христос Себе усвоил, так и каждого по отдельности приведет прикосновением (????????) божественности, если они ничего не привнесут недостойного сроднения с божественным» [456].

20. Ты же говоришь что–то вроде того, как если бы некий архитектор, построил себе дом, красотою благолепнейший, основанием надежнейший, всяческим нападениям неколебимый и неприступный, а нас оставил бы рыдать на бесполезных развалинах, когда кругом стоят враги и врываются ураганные ветры, и множество всяческих бурь нападает со всех сторон, и ты бы сам предлагал [нам] радоваться, как будто это для нас тот архитектор приготовил дом, тем, что свой собственный сде{стр. 114}лал лучшим. Вернее, на все дерзающий Акиндин даже этого не говорит; ибо в своих словах «Об обожении» он объявляет тварным, — какова дерзость! — обожение и [самого] начатка от человеков, который за нас восприял Сын Божий, как мы в посланных к мудрому Кизическому предстоятелю [главах] доказали, и что полностью опровергли.

ГЛАВА 8

О том, что даруемую Богом и принимаемую святыми боготворящую благодать Духа Акиндин то творением называет, то самим Богом, самой Его сущностью, отчего и изобличается во множество нелепостей, в которые тем самым впадает.

 

21. А так как Акиндин ведет с нами речь о том — что [именно] принимая, обожаемый обожается (ибо этим во святых является боготворящая благодать) — то давайте посмотрим, что, как он говорит, приемлют святые, чтобы обожиться. Итак, в своем произведении «О благодати» Акиндин приводит слова Иоанна Златоуста, говорившего, что даруемая верующим благодать есть Святой Дух, и продолжает сам об этом же, говоря: «об этой он говорит благодати, о Самом Духе Святом, о той силе, коей Спаситель обещал святым Своим ученикам облечься свыше [457], и которой они и вправду облеклись». Также он приводит свидетельства, на основании которых показывает, что Отец, и Сын, и Дух Святой называются «силой» и «благодатью». И продолжает: «так что и когда святой Максим говорит: «по причине нетварной благодати, присно сущей от присно сущего Бога» [458], совершенно явно, что он указывает на Святого Духа или Самого Сына, Коего и святой Григорий Нисский многажды называет благодатью и самоблагодатью. И Сам Бог, чем бы Он ни был, называется у святых благодатью и воссиянием».

22. Отлично! Тогда и Сам Сын, и Сам Дух Святой и есть благодать, которую принимают святые и сила, в которую они облекаются; и не только Сын и Дух Святой, но и Отец. Ибо Сам Сын говорит, что любяй Мя, заповеди Моя соблюдешь… и Аз и Отец приидем и обитель у него сотворим [459]. Итак, поскольку Бог есть Тот, Кого стяжая и принимая в себя святые обоготворяются, и не только Сын или Сын и Дух Святой, но и сам Отец, то от какого, — [скажи] Акиндин, — бога существует Отец, если, по–твоему, и Он является присно сущей от Бога благодатью?

23. Но, Акиндин приводит и слова божественного Диадоха, что «некоторые подозревали, что благодать и грех, то есть Дух исти {стр. 115} ны и дух заблуждения, вместе сокрыты в уме крещаемых» [460]; и также: «говорящие, что два лица — [лицо] благодати и [лицо] греха — вместе присутствуют в сердцах верных» [461]; и еще: «если кто на том основании, что мы помышляем о добром и о дурном, предположит что в уме вместе обитает Дух Святой и диавол…» [462]; и, приведя эти высказывания божественного Диадоха, он делает заключение и пишет: «стало быть, и этот богоносный отец говорит, что одно и то же самое — благодать и Дух Святой, имея в виду благодать, появляющуюся в крещаемых», и затем выводит самое главное: «таким образом Самого Духа Святого и Сына, и вообще само Божество, божественные отцы наши называют благодатью и самоблагодатью».

24. Итак, из какого, — скажи еще раз, — бога существует Божество в целом — то есть, и сущность, и ипостаси, и всякая нетварная энергия, чтобы было, как это по–твоему, что Божество целиком есть присно сущая от Бога благодать? И если Сам Бог есть благодать, которую мы получаем при божественном крещении, и сила, в которую по обетованию Спасителя облеклись божественные апостолы [463] и вслед за ними [все] пожившие согласно Евангелию благодати, то как же ты затем измышляешь, будто она тварна, Акиндин, и с теми, кто считает ее нетварной, свирепо воюешь и прямо пишешь, что «Бог создает в Своих причастниках боготворящую благодать», и еще: «в собственном смысле слова благодать, изливаемая от Бога и от Его Духа, есть [нечто] бестелесное и невидимое, и чувство чувствующих, и слово словесных, и жизнь живущих»?

Не ведешь ли ты войну [464] с Богом и с самим собой, когда Его низводишь до уровня твари, а себе присваиваешь противоположное, и к тому же в непосредственной близости? И не говори мне, что мы находим имя благодати употребляемым также и по отношению к тварным вещам [465]. Ибо ничего нет удивительного, если есть некая тварная благодать, и другая благодать — нетварная. Но если получаемое святыми, то самое, согласно чему они обожаются, есть сам Бог, то как, по–твоему, оно тоже является тварной благодатью? И не лги на именуемого от богословия Григория, когда пишешь, что «само Божество называется благодатью, — без сомнения в смиренном смысле, — согласно Богослову». Ведь он не про благодать (?????) сказал, что ею в смиренном смысле называется Бог, но про «благодатный дар» (???????). И не оную сверхсущностность назвал он так, ни Отца, Сына и Святого Духа, — как ты говоришь, явно исказив {стр. 116} и злостно перетолковав, злочестиво применяя выражение «смиреннее» к божественной сущности и Отеческому достоинству, — но один только Дух [466]. И к тому же это не по сущности, как ты переиначиваешь, извращая и превратно понимая. Но и сказав, что Дух Святой в смиренном смысле называется благодатным даром, он тут же обозначил причину: «чтобы было видно, от Кого Он» [467]. Итак, поскольку Дух Святой называется в смиренном смысле благодатным даром, — «чтобы было видно, от Кого Он», то есть, что от Отца, — а ты учишь, что одно и то же значит как благодатный дар, так и благодать, и говоришь, что эта самая благодать и есть триипостасная сущность, то от какого Отца триипостасная сущность, чтобы благодать, согласно тебе, так называлась для того, чтобы указать, «от кого» она? Если, опять же, не только Сын и Дух Святой — это боготворящая благодать, но и сам Отец, как выше было показано и как ты сам исповедуешь, то, будучи от кого, Отец зовется в смиренном смысле благодатью, «чтобы было видно, от Кого Он»? И благодать зовется не только благодатью, но и божественной силой, в которую облеклись апостолы [468]. Где в таком случае смиренный смысл для силы, и при том — для божественной?

ГЛАВА 9






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.