Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Групповой психоз






Придется вам еще разок пощекотать свои нервишки, потому как мы приступаем к рассмотрению еще одного явления, которое иногда переживает группа, умы участников которой заражены оправданиями. Называется такое состояние достаточно заманчиво, и не по-детски впечатляюще - групповой психоз. Это явление в группе, при котором вся группа людей в целом и каждый ее участник в частности, приняли какое-либо, но обязательно одно на всех оправдание. Весь коллектив, целая компания принимает нечто как реальность, при этом людям, не важно, является ли то, что они считают реальным, на самом деле реально существующим. Ситуация непроста, потому как каждый человек в такой группе лично поддерживает вот это реально и автономно существующее оправдание. Военных психологов всегда это явление особо заботит потому, как лишь в таких группах человек может действовать вопреки здравому смыслу и собственной человечности. Можно это принять, как правило: " Сначала группа должна приобрести психоз по отношению к какому-либо явлению и только потом в ней можно вербовать террористов-маньяков и предателей. В торговле это явление очень распространено, хотя это также распространено и в других сферах человеческого бытия. Из-за того, что ваш покорный слуга вопросами торговли занят чаще, поэтому только и с этим явлением я чаще сталкиваюсь именно в торговле.

В народе есть даже такое выражение " медвежий угол". Это такое место в лесу, куда лучше не ходить. О нем часто складывают различные байки, и происхождение почти всех неприятностей приписывают именно ему: " Слышали? Говорят, Гришка хромой с ума сошел, просто потому что пьяный туда забрел и уснул! А Наташка родить не может, потому что в детстве ягод оттуда набрала и пирогов с теми ягодами наелась! "

Давайте посмотрим, как это же явление может проявиться в обычном торговом бизнесе. Представьте себе большой магазин видеотехники. Там есть несколько различных отделов: " Компьютеры", " Телевизоры", " Бытовая техника", " Батарейки и провода", " Аудио- и видеокассеты" и т. д. В этом магазине есть просторный торговый зал, и в нем по кругу размещаются прилавки с образцами товаров. Естественно, что для удобства покупателей вся площадь магазина разделена на секции.

Странности открывались для меня постепенно: сначала я столкнулся с тем, что у продавцов в этом магазине есть такая идея, что, так как разный товар уходит по-разному, чтобы не было аутсайдеров и лидеров в объемах продаж, следуя житейской логике, они нашли следующий способ уравнять свои шансы: " Каждая секция имеет номер, и на каждую секцию есть жетончик, похожий на тот, что выдают в гардеробе кинотеатра. Утром приносят пустую коробку от утюга. В коробку собирают все жетончики с номерами отделов. Затем жетончики перемешиваются, и каждый продавец, каждый раз по воле слепого жребия попадает в ту секцию, в которую он попадает, вытягивая жетончик с соответствующим номером... Жребий также предотвращает разговоры о том, что пятница вообще не торговый день, а во вторник батареек берут больше, чем Видеокассет и тому подобные рассуждения".

Но самое интересное скрывалось даже не в этом странном поведении всего коллектива. Когда я наблюдал, как сотрудники разбирали жетончики, я заметил, что, когда человек получал жетончик, вместе с ним он получал некоторую душевную реакцию. Весьма забавное зрелище: люди получают кусочки пластмассы, и кто-то при этом говорит: " Ну, наконец-то! " Кто-то говорит: " Ух ты! Моя любимая цифра! Мне повезло! ", - целуя при этом свой жетон. И вот парень тянет жетончик № 8 и испытывает шикарный стресс. Он делает что-то вроде: " Пых-пых! Ух! Уф! Чих-пых! Пш-ш-ш..." Все остальные при этом смотрят на него и понимающе кивают головой. И в их лицах читается единогласное: " Не повезло! " Я понимаю в этот момент, что я нашел " медвежий угол". Я понимаю, что я нашел то, что позволит мне легко и быстро справится с этой ситуацией. Оказывается в магазине " Секция № 8" - это секция " Аудиоплееров". Аудиоплееры совершенно разные - от самых простеньких до самых дорогих. И они, знаете ли, покрылись пылью; на самом деле, они не плохие аудиоплееры. Я больше скажу, я встречал такие магазины, в которых, кроме таких плееров больше ничего не было, и там люди неплохо себя чувствовали. Но в этом магазине ситуация была кардинально противоположной, здесь секция аудиоплееров - это место, в котором не везет, место где пропадает желание продавать.

" Если тебе выпало там работать, то тебе разрешают покурить чуть дольше перед работой, чтобы ты мог собраться с силами, потому что тебе весь день придется проторчать в секции с аудиоплеерами".

Я обращаю ваше внимание, что обо всем этом сами аудио-плееры ничего не знают, они не понимают, что произошло. Все, о чем мы сейчас говорим, называется пси-фактор, и он, этот самый фактор, никакого отношения к материальному миру не имеет. Это что-то, что существует только в уме самих этих продавцов, причем только в уме продавцов этой конкретной компании.

Почему же это возможно? Потому что есть оправдания, которые поддерживаются или, точнее сказать, генерируются всей группой, каждым ее членом.

Если хотите, могу даже рассказать, почему и как это получилось. Такое глупое поведение команды - всегда предмет моего повышенного интереса. Получилось очень просто. Обычно в этом магазине закупками техники занимался коммерческий директор. Однажды коммерческий директор уехал в отпуск и вместо него остался сам директор. Он сидел у себя в кабинете и занимался какими-то своими текущими делами, в этот момент приехал торговый агент из какой-то аудиоплеерной компании. Он говорит: " Вы знаете, я тут побродил по вашему магазину и заметил одну странность, у вас вообще нет стенда с аудиоплеерами".

Директор призадумался и говорит: " А что хорошая идея, а вы можете их нам дать с отсрочкой платежа? "

На что парень отвечает: " Да, конечно! Мы вам еще в придачу дадим специальный демонстрационный стенд. Пожалуйста, торгуйте на здоровье! "

И я вас уверяю, это была очень хорошая идея. У них появился специальный стенд с аудиоплеерами и всеми необходимыми принадлежностями. Но вот из отпуска вернулся коммерческий директор, и если говорить между нами, он в свое время эту позицию просто прошляпил, упустил из виду, забыл о ней. В этом, прошу заметить, не было даже никакого особого криминала. Просто человек по своей человечности забыл, что бывает такая позиция, как аудиоплееры, и не прилагал никаких усилий для того, чтобы их в ассортимент своего магазина взять. Игра случая, ничего больше.

Но в этой ситуации коммерческий директор не мог согласиться с тем, что он эту позицию прошляпил. Поэтому он должен был как-то оправдывать все случившееся. Что он стал делать, как вы думаете? Правильно! Он стал придумывать оправдания, почему аудиоплееров не было раньше в ассортименте магазина. Он просто генерировал одно оправдание за другим, пока не убедил остальных в том, что плееры не ходовая позиция.

- Я поэтому их и не закупал! - объяснял он, торжествуя победу в тот день, когда секция встала окончательно и ее выручка за день пришла к нулю.

А затем спустя некоторое время произошло то, что вам теперь уже известно - этот стенд с аудиоплеерами превратился в " медвежий угол".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.