Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На их основе составьте фрагмент психологической характеристики личности ученика.




Сформулируйте практические рекомендации по учету особенностей его темперамента и характера в обучении (не менее пяти).

Охарактеризуйте понятия: темперамента (определение, физиологическая основа, психологические типы темперамента, особенности их проявления в поведении и деятельности) и характера (определение, структура, взаимосвязь с темпераментом, типология характеров, акцентуации характера).

Методические рекомендации При составлении фрагмента психологической характеристики личности ученика необходимо не просто перечислить доминирующие типы акцентуации характера и преобладающий тип темперамента, но и дать их развернутую психологическую характеристику особенностей поведения и деятельности. Практические рекомендации необходимо составлять для конкретного типа темперамента и акцентуаций характера, например: 1. При экспресс-опросе по теме урока (короткие вопросы в быстром темпе) не рекомендуется опрашивать меланхоликов, так как скорость протекания их нервных процессов не позволяет им быстро ориентироваться в содержании вопросов и находить правильные ответы. Аннотация теоретической части задания Определение понятия темперамент. Теории темперамента (гуморальная – смешение жидкостей в организме: крови, лимфы, желчи и черной желчи – Гиппократ; по физиологическим, психологическим и моральным качествам – Гален; по психическим свойствам – И. Кант; физическому строению отдельных частей, тканей – Кречмер, Шелдон; толщине и упругости кровеносных сосудов, их просвету, форме и размеру сердца – П.Ф. Лесгафт; силе, уравновешенности, подвижности возбудительного и тормозного процессов нервной системы – И.П.Павлов; интроверсии и экстраверсии – Г. Айзенк, В.С. Мерлин, И.М. Палей). Физиологические механизмы темперамента и его особенности. Типы темперамента и ВНД (сильный, уравновешенный, подвижный – сангвиник; сильный, неуравновешенный, подвижный – холерик; сильный, уравновешенный, инертный – флегматик; слабый – меланхолик – И.П. Павлов; динамичность – легкость образования временных связей, лабильность – скорость возникновения и прекращения нервного процесса по Б.М. Теплову и В.Д. Небылицину; зависимость активности, эмоциональности и моторики от типа нервной системы в целом – В.С. Мерлин). Особенности темперамента (наследственность, преимущества сильных и слабого типов НС, умственные способности и темперамент, профессиональные качества и темперамент, возраст, деятельность). Понятие о характере. Природные и социальные предпосылки характера (тип НС, особенности организма, рефлекторные связи, активность личности и среда, закрепленность жизненного опыта, преодоление отрицательных влияний); сущность характера (своеобразие психической деятельности, отношение к окружающему и социальное поведение человека; морально-волевые свойства; широта впечатлений, разнообразие деятельности и ее зависимость от полноты и силы характера; общественно-исторические условия, воспитание и черты характера; состояние психики); акцентуации характера и их классификация (циклоидный – резкая смена настроения; эпилептоидный – импульсивность поведения; гипертимный – жажда деятельности; параноидный – застревающая подозрительность; истероидный – склонность к притворству; шизоидный – эмоциональная холодность; сензитивный – наличие чувства неполноценности; дистимный – сосредоточенность на мрачном в жизни; астенический – склонность к депрессии; конформный – чрезмерная подчиняемость; экстравертированный – поиск новых впечатлений). Физиологические механизмы характера и его свойства – физиогномические: заостренные черты лица, губ – воинственность, решительность; полуспущенные веки – лицемерие, И.К. Лафатер, XVIII в.; френология Ф. Галля – свойства характера в специализированных центрах полушарий головного мозга, 27 участков мозга и качества в них, душевные в извилинах – отрицание временниками научности этих теорий; динамический стереотип как система условных рефлексов на повторяющиеся раздражители, механизм переключения стереотипов; свойства положительного характера и мотивация (полнота стремлений и увлечений, моральная воспитанность, цельность, сила, твердость, определенность, уравновешенность, широта, глубокость, иерархизированность потребностей, мотивов, целей, интересов, стремлений, желаний, намерений на сознательном или бессознательном уровнях – по Р.С. Немову).
32. ОПК-1 ОПК-3 ОПК-10 ПКПП-2 ПКПП-4 ПКПП-6 ПКПП-7   Познакомьтесь с поведенческими признаками учеников с преобладанием визуального, аудиального и кинестетического типов восприятия, предложенными сторонниками НЛП М. Гриндером, Р. Бендлером, Ч. Фуллером (см. таблицу).  
Тип восприятия Поведенческие признаки учеников
Аудиальный тип восприятия Читает текст про себя, проговаривает, прошептывает про себя. Чаще отвлекается, чем его визуальные соседи. Прекрасный имитатор. Способен все повторить слово в слово. Затруднения с вычислением, когда надо что-то удерживать в уме. Чтобы его не отвлекало во время ответственной работы, он уединяется, уходя на заднюю парту, в угол. В письменных работах слог и пунктуация страдают. Расскажет лучше, чем напишет. Способны выполнить задание, прослушав его лишь один раз; любят слушать музыку на кассетах, по радио, любят, когда им читают вслух; запоминают телефонные номера, коды или имена, повторив их несколько раз; могут сосредоточиться, слушая лекцию, не участвуя в этом активно; выигрывают при акустическом подходе к обучению чтению; легче решают проблемы, проговаривая их вслух.
Визуальный тип восприятия Когда что-либо рассказывает, смотрит вверх, будто видит то, о чем рассказывают. Когда читают в классе, всегда читает самостоятельно, не полагаясь на чтение других. В тетради аккуратность, все пронумеровано, выделено. Порядок во внешнем виде, на парте. В таблицах отмечается, что является важным. При диктантах пропускает слова. При чтении книги нуждаются в картинках, чтобы понять содержание; лучше справляются с рутинной работой и домашним заданием, когда перед ним лежит список того, что нужно сделать или письменные инструкции; хорошо запоминает лица и быстро забывает имена; замечает появление в обычной обстановке новых предметов; быстрее запоминает и понимает, если ему показать или дать возможность увидеть процесс возникновения вещей, или то, как они действуют; в социальной группе больше предпочитают наблюдать за другими, а не действовать самому.
Кинестетический тип восприятия Вскакивает, когда просят раздать тетради, старается прикоснуться, взять за запястье. Когда читается задача, инструкция, смотрит в книгу и водит пальцем по строчкам. Не может выучить грамматическое правило, пока не поучаствует в игре «частей речи». Постоянно тянется к тому, что на парте, перед ним, над головой и т.д. Лучше помнят то, что было сделано, а не сказано, прочитано или обсуждено; учатся всему на своем опыте; склонны потрогать вещи, даже если это запрещено; нуждаются в активном контакте с родителями, детьми и учителями.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.