Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аннотация теоретической части задания. Понятие о внимании и его физиологические механизмы




Понятие о внимании и его физиологические механизмы. Динамика изучения проблемы внимания в психологии (В. Вундт, Н.Н. Ланге, Н.Ф. Добрынин). Теории развития внимания (Т. Рибо, Д.Н. Узнадзе, П.Я. Гальперин)

Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное). Условия, облегчающие/затрудняющие процесс внимания. Физиологические механизмы внимания (рефлекс «что такое?», индукция нервных процессов – И.П.Павлов; Доминанта – А.А.Ухтомский; лобные доли мозга, нейроны внимания – детекторы новизны и клетки установки – клетки ожидания в коре больших полушарий, ретикулярная формация, диффузная таламическая система, гипоталамические структуры, гиппокамп). Структура, колебания, расстройства и коррекция внимания. Структура внимания (избирательность, устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключаемость). Колебания внимания как периодические кратковременные непроизвольные изменения интенсивности внимания Расстройства (нарушения) внимания (рассеянность, отвлечение, инертность, подвижность). Коррекция (активность личности, объект с разных сторон, деятельность, упражнения, значимость явления, цель, результат, отдых). Возрастные особенности развития внимания детей и подростков (п ервые недели-месяцы жизни – п оявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка; к онец первого года жизни – возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания; н ачало второго года жизни – о бнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет; в торой-третий год жизни – д остаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания; ч етыре с половиной-пять лет –п оявление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого; п ять-шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства); ш кольный возраст – д альнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое. Методические рекомендации по учету особенностей внимания школьников при их обучении.

16. ОК-5 ОПК-1 ОПК-5 ПКПП-1 ПКПП-4 ПКПП-7 ПКПП-13 Педагоги и психологи считают, что у детей раннего возраста во время предметной деятельности не должно быть большого разнообразия игрушек и предметов. Почему? Как организовать предметную деятельность детей раннего возраста при малом количестве игрушек, предметов? Теоретически обоснуйте понятие и структуру деятельности; опишите генезис видов деятельности и их психологические характеристики. Подробно остановитесь на предметной деятельности детей раннего возраста. Методические рекомендации При решении ситуации вспомните закономерности психического развития в раннем возрасте (социальную ситуацию развития, противоречие социальной ситуации, ведущую деятельность, условия развития ведущей деятельности, новообразования). Предложите 5-6 педагогических приемов организации предметной деятельности детей раннего возраста, психологически обосновав их целесообразность. Аннотация теоретической части задания Определение деятельности. Понятие деятельности индивидуальной и совместной. Понятие ведущей деятельности в психологии. Отличия деятельности человека от жизнедеятельности животных и от поведения. Структуры деятельности: ЗУН – К.Д.Ушинский, З-ПУ-Н-ВУ – К.К.Платонов; знания, умения, мотивация – С.Л.Рубинштейн; внутренняя деятельность (потребность, предмет, мотив, цель, внутренние условия), внешняя деятельность (действия, операции, внешние условия) по А.Н.Леонтьеву. Действие – единица анализа деятельности. Классификация видов деятельности и их характеристики: по критерию усложнения – жизнедеятельность, репродуктивная, творческая; по выраженности активности – внутренняя, внешняя; по психическим процессам – сенсорно-перцептивная, мнемическая, мыслительная; по взаимодействию с другими – индивидуальная, совместная; по продукту – предметно-практическая и теоретическая или идеальная; по онтогенетическому признаку – непосредственно-эмоциональное общение, предметная, игровая, учебная, интимно-личностное общение со сверстниками, учебно-профессиональная, трудовая. Понятие предметной, орудийной и манипулятивной деятельности, их связь и различия. Виды предметов и действий ребенка раннего возраста (с фиксированным значением и полифункциональные; соотносящие, ручные, орудийные (Р.А.Абрамович-Лехтман, П.Я.Гальперин); манипулятивно-ориентировочные, предметно-специфические, предметно-опосредствованные (С.Л.Новоселова). Этапы развития предметных действий по Д.Б.Эльконину. Стадии овладения орудийными действиями по П.Я.Гальперину. Значение становления предметной деятельности в развитии ребенка раннего возраста.
17. ОК-7 ОК-8 ОПК-6 ОПК-9 ПКПП-1 ПКПП-4 ПКПП-7 Подберите и охарактеризуйте комплекс игр, упражнений, заданий (не менее 10) на развитие у обучающихся толерантности, сотрудничества, умений бесконфликтно взаимодействовать. Составьте базу данных интернет-ресурсов по данной тематике (не менее 5). Раскройте содержание понятий толерантности, взаимодействия, сотрудничества (определение, виды, типы, особенности). Методические рекомендации Комплекс игр, упражнений и заданий надо не только письменно составить, но и при устном ответе охарактеризовать каждую игру, упражнение или задание по следующей схеме: - название игры, упражнения, здания; - цель игры, упражнения, задания; - материалы и оборудование; - ход игры, упражнения, задания (методика проведения). Аннотация теоретической части задания Исторический подход к понятию толерантности (от латинского глагола " tolerare" - переносить, выдерживать, терпеть; Шарль Морис Талейран-Перигор - умение лавировать и уступать; Поль Медавар - терпимость иммунной системы организма к пересаженным инородным тканям). Виды толерантности (политическая, философская, социальная, религиозная, биологическая, этническая, психологическая. Трактовки понятия толерантности с точки зрения современных ученых-психолоргов (Е.Ю. Клепцова, Р.Р. Валитова, Г.У. Солдатова, Г.Д. Дмитриев, П.В. Степанов, В.А. Лекторский, С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. В.В. Бойко, В.И. Кабрин, Л.В. Шабанов, П.Н.Савин, И.М. Карлинская, Е.И. Шлягина, А.Б. Щербакова, А.Г. Асмолов и др.). Основные психологические составляющие толерантности: высокая ментальная гибкость; устойчивость к фрустрации; аффилиативный взгляд на жизнь; либеральные политические взгляды; способность к эмпатии; духовность; чувстве юмора (Г. Оллпорт); эмпатия, коммуникативная толерантность, критичность по отношению к себе, принятие себя и принятие других (Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова); самосознание, самоконтроль, самообладание, дружелюбие (С. Башиева С, А. Геляева); «взаимоуважение, равноправие, сохранение и развитие культуры, возможность следовать традициям, свобода вероисповедания, сотрудничество и солидарность в решении общих проблем, позитивная лексика (Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова); расположенность к другим, снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию (А.Ф. Филатова); психологическая устойчивость, система позитивных установок, комплекс индивидуальных качеств (эмпатия, альтруизм, миролюбие, веротерпимость, кооперация, сотрудничество, стремление к диалогу), система личностных и групповых ценностей (Г.У. Солдатова); когнитивный компонент, включающий возможность понимания «чужой системы конструктов» в содержательном и структурном плане; волевой компонент, определяющийся сформированностью средств саморегуляции в ситуациях фрустрации; поведенческий компонент, включающий поступки, направленные на установление контакта, избегание непродуктивных конфликтов или их продуктивное разрешение; рефлексивный компонент, означающий способность к перестройке неадекватных установок, отношений и поступков (И.Б. Гриншпун). Определение понятия взаимодействия. Основные подходы к структуре взаимодействия (теория Парсонса - расчленение взаимодействия на элементарные акты; Щепаньский - расчленение взаимодействия на стадии развития; трансактный анализ Э.Берна). Определение понятия «стиль взаимодействия». Разновидности стиля взаимодействия (продуктивный и непродуктивный) Критерии, определяющие стиль взаимодействия (характер активности в позиции партнера: продуктивный – рядом с партнером; непродуктивный – над партнером; характер выдвигаемых целей: продуктивный – совместная разработка целей; непродуктивный – доминирующий партнер не стремится обсуждать цели; характер ответственности: продуктивный – ответственность поровну; непродуктивный – доминирующий партнер берет ответственность на себя; характер отношений, которые возникают между партнерами: продуктивный – доброжелательность, доверие; непродуктивный – агрессия, обида. Виды взаимодействия (межличностный - «я», «он». Контакты 2-х или более людей, которые вызывают изменение поведения, установок, отношений; межгрупповой – «мы», «они». Процесс непосредственного и опосредованного взаимодействия множественных субъектов и объектов друг на друга). Уровни взаимодействия (низший уровень – первичные контакты, которые впоследствии могут не повториться. Характерен обменом информации, общением, восприятием друг друга, принятия или неприятия людей друг друга, средний уровень - характер для продуктивной совместной деятельности, принятия эффективного решения проблем, эффективное влияние людей друг на друга – убеждение, внушение, конформность; высший уровень – взаимное содействие людей и полное взаимопонимание. Типы социально-психологического взаимодействия (сотрудничество; противоборство; уклонение от взаимодействия, однонаправленное содействие, однонаправленное противодействие, т.е. один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым; контрастное взаимодействие; компромиссное взаимодействие по Н.И. Шевандрину. Виды взаимодействия в группе по Р.Бейлсу - солидарность, снятие напряжения, согласие, предложение, указание, мнение, ориентация других, просьба об информации, просьба высказать мнение, просьба об указании, несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма. Стратегии взаимодействия (в зависимости от кооперации или конкуренции) - соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Конфликт как крайний вариант конкурентного взаимодействия. Сотрудничество как наиболее эффективный тип взаимодействия. Определение понятия «сотрудничество», его основные характеристики (объективные знания, опора на лучшие стороны друг друга, адекватность их оценок и самооценок; гуманные, доброжелательные и доверительные, демократичные взаимоотношения; активность обеих сторон, совместно осознанные и принятые действия, положительно взаимное влияние друг на друга и т.п.)
18. ОК-5 ОПК-1 ОПК-3 ОПК-10 ПКПП-2 ПКПП-3 ПКПП-4 ПКПП-6 ПКПП-7 Ситуация Диме 7 лет, он учится в первом классе. По сведениям его учительницы, у него обнаруживается отставание в учении. Дима затрудняется в овладении навыками чтения и письма. Когда читает, пропускает отдельные слова или не замечает отдельные места в тексте. Очень плохо читает (его чтение не соответствует ожидаемому в таком возрасте). Почерк у ребенка очень плохой, слова наползают друг на друга. Плохо ориентируется в пространстве. При чтении путает буквы «Э» и «3», «Х» - «Ж», «П» - «Н». Вызывает затруднения узнавание слов, часто не понимает того, что только что прочитал. Наблюдается искажение звукослоговой структуры слова: пропуски согласных и гласных ((скамейка – камека, паровоз-парвоз); добавление звуков (под дождем - под дождием); перестановка звуков (лопата - лотапа); пропуски, перестановки слогов (канава - кавана), замены слов (захлестнула – захлопнула). Чаще всего наблюдаются ошибки согласования существительного и прилагательного, нарушения падежных окончаний, изменения окончаний глаголов. Ребенок так же с трудом запоминает, идентифицирует и воспроизводит основные геометрические фигуры. Очень быстро устает. Логопедическое обследование позволило установить у Димы дислексию, как отставание в учении, связанное с небольшими трудностями в овладении чтением. Им трудно не только называть буквы или слова, но также предметы и цвета. Извлекая из памяти слова: «стол», «синий», они тратят больше времени, чем сверстники. Таким детям трудно на слух определить два отдельных слога в двухсложном слове или установить, с какого звука начинается слово и каким заканчивается.   С какими неврологическими и психологическими причинами может быть связано явление дислексии? Используя сведения учителя о наблюдаемых трудностях в обучении Димы и заключение (диагноз) логопеда составьте план индивидуальной работы психолога с мальчиком, подберите методики психологического обследования мальчика. Опишите процедуру проведения одной из них. Каковы организация и содержание психологической коррекционно-развивающей работы с учащимся? Теоретически охарактеризуйте основные задачи ПМПК по отбору детей в специальные дошкольные и школьные учреждения. Определите состав ПМПК и организацию ее работы. Каковы основные положения анализа результатов обследования детей на ПМПК? Назовите необходимую документацию, предъявляемую на ПМПК.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.