Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРИМЕЧАНИЯ. [1] ФУА – крупнейший на Балканах университет, основан в 1924 г., начал функционировать с 1926 г.; насчитывает семь факультетов






[1] ФУА – крупнейший на Балканах университет, основан в 1924 г., начал функционировать с 1926 г.; насчитывает семь факультетов, учатся в нём около 95 тыс. студентов; богословский факультет был открыт в 1942 г.

[2] Тасос – остров в северной части Эгейского моря, у побережья Фракии.

[3] Панайот Христу (1917–1996) – профессор Фессалоникского университета, доктор богословия; в 1966–1967 гг. был министром Северной Греции, в 1973–1974 гг. – министром образования; в 1966–1989 гг. – директор патриаршего Института патриотических исследований; в 1989–1994; – директор Центра богословских и святоотечеcких исследований.

[4] Святитель Геннадий II Схоларий (1405– после 1472) – патриарх Константинопольский (1453–1460). Родился в Царьграде и был крещён с именем Георгий. Получил классическое образование. Преподавал в Константинополе логику и физику, затем занимал пост судьи и императорского секретаря; в этом качестве, в свите царя Иоанна VIII (1425–1448) и патриарха Иосифа II (1416–1439), ездил на Ферраро-Флорентийский собор (1438–1439), выступая на нём с поддержкой унии. Но по возвращении примкнул к главному противнику унии – святителю Марку Ефесскому (1392/93–1444/45), своему духовному отцу, после смерти которого стал борцом с унией и написал ряд полемических сочинений. При императоре Константине ХI (1449–1453) постригся в монахи и жил в Харсианитской обители. Осудил возобновление унии в 1452 году. После падения Константинополя и гибели патриарха Афанасия II (1450–1453) был избран новым предстоятелем Церкви и всячески стремился облегчить участь подвластных. Султан Мехмед (Магомед) II Фатих (Завоеватель) (1444 и 1451–1481) утвердил его избрание, предоставив полную самостоятельность в делах церковных и гражданских – в его ведении находилось всё православное население Оттоманской империи; при этом на него была возложена вся ответственность за поведение христиан. Достигнутое им соглашение с султаном Мехмедом определяло отношения Церкви с мусульманскими властями вплоть до 1923 г. Султан высоко ценил святого, не раз беседовал с ним на религиозные темы; по просьбе Мехмеда он составил «Исповедание», излагающее христианское учение; оно имело большое значение на Востоке, много раз переиздавалось и было переведено на многие языки, в том числе турецкий и арабский. В конце жизни удалился в монастырь Продрома около г. Серры, где почил и был похоронен.

[5] Монастырь Влатадов (Влатадон) основан в 1355 г. братьями Влаталами – Дорофеем и Марком, иноками с Крита, учениками святителя Григория Паламы (l296–l359), который почил в этой обители; является ставропигиальным и относится к юрисдикции Константинопольского патриарха; наместник – Пантелеимон, митрополит Тиролойский и Серентийский. По преданию, на площади нынешнего монастырского храма, в его южной части, находится место, с которого проповедовал святой апостол Павел († 67). По другой версии, обитель была основана в том месте возле городских стен, где когда-то спешно покидал город апостол, преследуемый своими соплеменниками.

[6] Константинопольская Церковь (Вселенская патриархия), своё апостольское преемство ведёт от святого апостола Андрея Первозванного († ок. 37), поставившего епископом в местечке Византий апостола от семидесяти Стахия (38–54). Уже в 381 г. II Вселенский Собор отводит ей в диптихе Церквей второе место после Римской. А IV Вселенский Собор (451) признал её равночестной с Римской. С отпадением Рима в 1054 г. Константинопольская Церковь стала занимать в диптихе первое место. После того как в VII в. Египет, Палестина и Сирия были завоёваны персами, а затем, уже окончательно, арабами, и эти области подпали под власть ислама, единственной в Империи патриаршей кафедрой оставалась Константинопольская, поэтому она и стала именоваться «Вселенской», ведь вселенной – ойкумена – называлась и сама Империя. Несмотря на то, что уже с конца V в. титул «Вселенский» встречается применительно к предстоятелям Константинопольской Церкви, официально патриархи носят его начиная с Германа II (1222–1240). С 1991 г. 232-м её предстоятелем является святейший Варфоломей (Архондонис); резиденция патриархов (с 1601 г.) находится в районе Фанар (Константинополь). Каноническая территория – Турция, часть Греции (Крит и некоторые острова Додеканиса), а также епархии в странах Западной Европы, Северной и Южной Америки, Австралии и Новой Зеландии, а также Афон. К его юрисдикции относится и Финляндская Автономная Церковь.

[7] Обитель великомученицы Анастасии основана в IX в. в той местности, где, по некоторым данным, провела последние годы жизни, а затем пострадала святая Анастасия († ок. 304); монастырь является ставропигиальным и относится к юрисдикции Константинопольской Церкви; игумен – Апостолос, митрополит Милетский. Заметим, что в греческом языке великомученица Анастасия именуется буквально – освобождающая от чар – она почитается как исцеляющая телесные и душевные болезни, а также как избавляющая от действия ядов и зелий, различных снадобий, в том числе от ведовства и ворожбы. Святой молятся об исцелениях, а также об избавлении от колдовского действа.

[8] Фессалоника (в русском языке в старину также Солунь, а ныне Салоники, от турецк. Selanik) – главный город Северной Греции, обнимающей собой части древних Македонии и Фракии; лежит в северо-восточной части Термейского залива Эгейского моря и является вторым по величине и значению после столицы. По одной из версий город был основан около 315 г. до Р. X. на месте более древних поселений – Терм – македонским царём Кассандром (317–298) [сыном Антипатра († 319), одного из диадохов Александра Македонского(356–323)], давшим название городу в честь своей супруги Фессалоникии, сводной сестры Александра, дочери Филиппа II (382–336), названной отцом в честь победы над соседями – фессалийцами, одним из греческих племён (буквально имя Фессалоника означает «победа над фессалийцами»). Во время второго апостольского путешествия летом 50 г. в Салониках проповедовал святой апостол Павел († 67) и основал общину, к которой написал два Послания к Солунянам – самый ранний письменный источник Нового Завета (нач. 50-х гг.). Во время тетрархии, Салоники становятся резиденцией соправителя и зятя Диоклетиана (284–305, (313) – Галерия (292–305 – кесарь, 305–311 – император), который первым в Империи издаёт эдикт о свободе вероисповедания (311). Здесь пострадал святой великомученик Димитрий († ок. 306), родились святые равноапостольные Кирилл и Мефодий (IX в.), священнодействовали великие богословы-святители Григорий Палама (XIV в.), Николай Кавасила (XIV в.), экзегет Симеон Солунский (XV в.), подвизался канонист иеромонах Матфей Властарь (XIV в.). С 1430 по 1912 гг. город находился в руках турок. Салоники разделены на епархии: 1) Фессалоникскую, 2) Ставрупольскую и Неапольскую и 3) Ново-Кринийскую и Каламарийскую. [Македония (Эматия) – государство, существовавшее с V в. до Р. Х. в центральной части Балканского полуострова. В войне с Римом последний македонский царь Персей был разбит в битве при Пидне (168 г.), и Македония была разделена на четыре округа, а в 148 г. превращена в римскую провинцию. До V в. до Р. X. столицей Македонии были Эги (ныне Вергина), а затем Пелла – родина Александра Македонского. В результате Балканских войн (1912–1913) Македония была разделена между Сербией (Вардарская Македония), Грецией (Эгейская Македония) и Болгарией (Пиринский край). Фракия – область на северо-востоке Греции, граничит с Турцией и с Болгарией и является юго-западной частью исторической Фракии, северо-западная часть которой принадлежит Болгарии, а восточная – Турции].

[9] Константинополь (древнерус. и слав. – Царьград) – столица Византийской Империи. Основан 8 ноября 324 г. (освящён 11 мая 330 г.) на европейском берегу Мраморного моря, у залива Золотой Рог пролива Босфор, на месте мегарской колонии Бизант(ий) святым равноапостольным Константином I (306–337), который по преданию лично наметил копьём на земле границы будущего города. Перенесение столицы из Рима (основан в 753 г. до Р. Х. Ромулом) вызвало бурный рост города, получившего вначале название Новый Рим (Nova Roma). Для большего сходства с Римом на территории города было найдено семь холмов. В 1204–1261 гг. город был столицей Латинской империи. С конца XIV в. турки не раз пытались овладеть им. После длительной осады во вторник 29 мая 1453 г. Константинополь пал, став до 1923 г. столицей Османской империи. С 395 г. эта часть империи именовалась Восточной Римской империей или просто Империей (в особенности после падения Рима в 476 г.), а в 1562 г. Иероним Вольф (J.Wolf) из Гёттингена, издавший тексты византийских историков (Corpus Byzantinae Historiae), впервые употребил новый термин – Византия.

[10] В Греции было два крупных церковных центра – Фессалоники и Коринф, находящиеся в юрисдикции Рима. Со времён Диоклетиана (284–305) Греция с ближайшими островами составляла часть префектуры Восточный Иллирик (Иллирия), которая с 364 г. относилась к Риму. Со времени окончательного раздела империи при Феодосии Великом (379–395) Иллирик отошёл к Восточной империи, но оставался в церковном подчинении Риму. Столицей префектуры были Фессалоники (с конца IV в.). Поэтому Солунский епископ начал добиваться власти над другими епископами Греции. Для этого уже в 381 г. епископ Фессалоникский Ахолий устанавливает прямые отношения с папой Дамасом (366–384) и действует как его викарий; а в 385 г. папа Сириций (384–398) даёт другому Солунскому епископу Анисию право утверждать всех иерархов в Восточном Иллирике. Этим на Балканах фактически устанавливался патриархат, глава которого – епископ Фессалоникский – был подчинён папе. Власть эта, именуемая папским викариатством в Иллирике, была подтверждена папой Иннокентием I (402–417), а затем Вонифатием I (418–422). Свидетельством особой роли Солунского епископа служит тот факт, что он с тех времён носит титул «Святейшего», который присущ только Вселенскому патриарху. В 421 г. император Феодосий II (408–450) перевёл Фессалоники в ведение Константинополя; однако протесты папы заставили его отменить своё решение. Таким образом, Римские понтифики сохраняли свою юрисдикцию в Фессалониках до VIII в., пока император Лев II (717–741) из-за поддержки папой Григорием III (731–741) гонимого на Востоке иконопочитания не отнял у них Восточный Иллирик, подчинив его Вселенскому патриарху Анастасию (730–754) и упразднив папское Солунское викариатство (ок. 732 г.). Окончательно Греция становится частью Константинопольской Церкви в 880 г. Как в политическом отношении Эллада составляла основную часть Византийской империи, так и в церковном – главную часть Вселенского престола. Тяжелым было время латинского господства (1204–1261). В Коринфе, Афинах и в других важнейших городах были поставлены католические епископы, подчинявшиеся латинскому Константинопольскому патриарху. Особенно тяжёлым было положение островитян. Более других под властью католиков находились Крит (до 1669 г.) и Корфу (до 1799 г.). Католическое господство сменилось турецким в XIV–XV вв. Епархии Греции в это время были подчинены Константинопольскому патриарху. В 1833 г., после обретения Грецией независимости (1830), по политическим причинам была неканонично провозглашена автокефалия Элладской Церкви. Только в 1850 г. Константинопольская Церковь даровала ей каноническую автокефалию. Элладская Церковь – это единственная Поместная Церковь, во главе которой находится Синод, а не предстоятель: Афинский архиепископ является лишь председателем Синода, 12 членов которого ежегодно избираются, и все архиереи Элладской Церкви (88 иерархов, среди них 11 – титулярные и викарные) с определённой периодичностью участвуют в работе Синода, тринадцатым членом которого является архиепископ Афинский. Из 80 епархий Элладской Церкви 36 духовно подчиняются Вселенскому патриарху – это те митрополии в северной и островной Греции, находящиеся на территории так называемых Новых Земель, которые были освобождены от турок уже после обретения Элладской Церковью автокефалии.

[11] Баламандская уния. 17–24 июня 1993 г. на богословском факультете Университета Баламанд (область близ Триполи, в северном Ливане) проходило VII пленарное заседание Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между католиками и православными, представлявшими Церкви Константинополя, Александрии, Антиохии, России, Румынии, Кипра, Албании, Польши, а также Франции. Комиссия занималась теоретическими и практическими вопросами, возникшими в результате деятельности униатских организаций, активизировавшихся в Центральной и Восточной Европе. Результатом работы явился документ, проект которого был разработан координационной комиссией ещё в 1991 г.: «Уния – старый метод объединения и нынешний поиск полноты общения». Хотя в нём уния, как отошедшая в прошлое модель объединения, отвергается, однако признаётся право на её дальнейшее существование; реинтерпретируется православная экклесиология, поскольку римо-католическая церковь признаётся сестринской, а ее таинства – действительными и благодатными. Многие утверждают, что речь идёт о заключении новой, Баламандской унии.

[12] Блаженнейший Христодул (Параскеваидис) с 28 апреля 1998 г. по 28 января 2008 г. являлся архиепископом Афинским и всея Эллады, главой Элладской Православной Церкви. 21-м предстоятелем Церкви ныне является блаженнейший архиепископ Иероним (Ляпис), бывший митрополит Фивский и Левадийский.

[13] Димитриадская и Алмиросская митрополия находится в Фессалии (район в центре восточной части континентальной Греции), кафедра – г. Волос, административный центр префектуры Магнезия.

[14] Экуменическое движение окончательно организационно оформилось на I Генеральной ассамблее церквей в Амстердаме (1948), где был создан Всемирный совет церквей (ВСЦ) – орган, объединяющий и координирующий деятельность участвующих в экуменическом движении религиозных организаций – их около 300, они преимущественно протестантские (католики не участвуют в ВСЦ). В деятельности ВСЦ также участвуют все Поместные Православные Церкви, за исключением Грузинской (вышла из состава ВСЦ 19.05.1997) и Болгарской (прекратила своё участие 09.04.1998).

[15] Синкретизм – беспринципное и неметодичное смешение, соединение, неорганическое слияние и взаимопроникновения разнородных элементов, например различных культов и религиозных систем, вероучительных и культовых положений, объединение в одной доктрине элементов различных религий, религиозных представлений разных народов. Синкретизм близок к эклектизму; последний старается выделить из различных систем принципы и органически связать их в одно целое, в то время как синкретизм соединяет разнородные начала, не давая им истинного объединения. Это проявилось в александрийской философии, у Филона Александрийского, у гностиков и др., пытавшихся соединить греческую философию с восточными учениями. Попытки единения разнородных религиозных систем обычно имеют следующие направления: во-первых, соединение несовместимых учений (например, атеизма и теизма, христианства с буддизмом); во-вторых, объединение различных учений посредством отсечения противоположных идей (или придания им особого смысла, согласного с другими учениями); и, наконец, возвышение над учениями, свойственное оккультному синкретизму (все религии и учения объявляются обладающими частью истины или частной истиной, полнота присваивается той доктрине, под эгидой которой предполагается объединение верований).

[16] Экуменическое движение, или иначе экуменизм (от греч. ойкумена – обитаемый мир, Вселенная), – движение христианских исповеданий к единству в вере, к устранению разобщённости между ними и сплочение церковных сил в международном масштабе. Возникло по инициативе протестантских церквей США и Западной Европы в начале ХХ в. Декларируемыми целями экуменического движения являются усиление влияния религии и выработка общехристианской социальной программы, пригодной для верующих, живущих в странах с различными общественными системами, а также сотрудничество с христианами разных конфессий в социальной сфере, в различных программах гуманитарного характера. По другому мнению, экуменизм – это религиозное течение, ставящее своей целью объединение посредством компромиссов, взаимных уступок всех существующих религиозных течений, сначала христианских, а далее и всех остальных, в единую, экуменическую церковь. В связи с тем, что в протестантском мире по-разному понимают экуменизм, а многое из того, что принято ВСЦ, не соответствует учению Церкви, православные представители предпочитает говорить не об участии в экуменическом движении, а о многостороннем межхристианском богословском диалоге – в надежде на возвращение заблудших в лоно Церкви. Однако Московское совещание глав и представителей Автокефальных Православных Церквей ещё в 1948 г. дало отрицательную оценку экуменическому движению в целом и сочло нецелесообразным участие в нём Русской Православной Церкви.

[17] Визит понтифика в Грецию состоялся 4 мая 2001 г.

[18] Кроме Греции, покойный папа Иоанн Павел II посетил также другие православные страны – Грузию, Болгарию, Румынию и Украину.

[19] Содом и Гоморра (Седом и Амора) – города, ставшие символом порочности и безнравственности, а также Божественного возмездия; Содом ассоциируется, в частности, с грехом содомии; впрочем, развращённостью жителей и дурным обращением с пришельцами отличались оба этих города. Согласно книге Бытия (Быт.19, 24–28), Господь пролил дождём серу и огонь на города равнины Содом и Гоморру после того, как праведному Аврааму не удалось обнаружить в Содоме даже десяти праведников. Кроме этих городов, были истреблены ещё Адма (Адама), Севоим (Цевоим) и, по всей видимости, Сигор. Точное местонахождение этих городов остаётся неизвестным, предполагают, что они покоятся на дне южной части Мёртвого моря – единственного моря, где отсутствует какая-либо жизнь.

[20] Коринф – город и порт в Греции, на севере-востоке полуострова Пелопоннес, на Истмийском перешейке (у Коринфского канала). Согласно мифологии, основателем города был Сизиф (Сисиф), за свою хитрость впоследствии наказанный богами вечно вкатывать на гору огромный камень, который, едва достигнув вершины, каждый раз катился вниз (отсюда выражение «Сизифов труд»). В Коринфе проповедовал святой апостол Павел († 67), пробыв в городе полтора года; именно отсюда в начале 50-х гг. он послал два своих послания к Солунянам.

[21] Святитель Симеон Солунский († ок. 1429) – византийский богослов и церковный писатель, архиепископ Фессалоникский (после 1410). Возглавил оборону города от турецких завоевателей (Салоники сдались во время второго приступа только после его смерти, в 1430 г.). Известен как автор ряда полемических сочинений, а также трудов, подробно раскрывающих и символически истолковывающих все стороны православного богослужения и церковной жизни, объясняющих назначение и смысл различных церковных обрядов и священных предметов.

[22] Николаизм – ересь апостольского века, в отношении которой Христос, через святого апостола Иоанна († ок. 104), дважды изрёк, что учение николаитов и дела их Он ненавидит (Откр. 2, 6; 15). Нет общего мнения в отношении того, кто был Николай и в чём заключалось его учение. Одни в его имени находят то, что могло бы как-то прояснить суть ереси, полагая, что николаиты – это название символическое. Другие, например святители Ириней Лионский (140–202) и Ипполит Римский († 235), приписывают её происхождение Николаю, пришельцу антиохийскому, обращенному из язычников, одному из семи диаконов, упоминаемых в Деяниях святых апостолов (Деян. 6, 5), который впоследствии исказил учение Христово, став основоположником ереси. Но есть и те (напр., святители Игнатий Антиохийский (ок. 50 – ок. 107) и Климент Александрийский (ок. 150 – до 250), а также Евсевий Кессарийский (260 – ок. 340)), кто утверждают, что еретики, прикрываясь его именем, извратили смысл слов Николая: «плоть нужно умерщвлять», имевшего в виду, что тело нужно подавлять, попирая страсти и избавляясь от плотских вожделений; что следует, осознав похоть, смирить плоть. Считая материю злом, николаиты учили о необходимости умерщвлять плоть и возвышать дух над материей, побеждая чувственность необычным способом – через удовлетворение страстей, ибо все они, как верили николаиты, даже самые грубые и низкие, естественны и полезны. По учению николаитов, благодать от Бога может получить только согрешающий, поэтому, чтобы получить большую благодать, следует больше грешить. Ересь эта возникла как результат противодействия иудейскому влиянию – её приверженцы отрицали, в частности, ограничения Апостольского собора (49) относительно идоложертвенного и блуда, тем самым проповедуя компромисс с язычеством. Николаизм считают самой первой ересью, предшествующей всем гностическим ересям. Некоторые полагают, что понятием николаизм обозначается плотская греховность духовных лиц.

[23] Священномученик Игнатий Антиохийский, Богоносец (ок. 50 – ок. 107) – один из апостольских мужей. Родом сириец; его имя Нуроно означало «огненный» (Игнатий – от латин. ignis – огонь). Полагают, что именно он был тем ребёнком, которого поставил Господь среди народа и сказал, что если не будем, как дети, то не войдём в Царство Небесное (Мф. 18, 1–14). Сказание это впервые встречается у преподобного Симеона Метафраста († ок. 960). Святитель Григорий Двоеслов (590–604) утверждает, что священномученик входил в круг учеников апостола Петра († 64/67), другие отцы считали, что – в круг апостолов Павла († 64/67) и Иоанна († ок. 104). Советом всех апостолов он был поставлен после святого Ввода (57–86), преемника апостола Петра, епископом Антиохии Сирийской (по другой версии, был рукоположен самим апостолом Петром). Его писания относят к памятникам ранней христианской письменности – до нас дошло четырнадцать посланий, в некоторых из них он превозносит епископский сан и требует беспрекословного повиновения епископу.

[24] Протоиерей Георгий Металлинос – профессор богословского факультета Афинского университета, известный современный богослов и выдающийся церковный писатель.

[25] Аттика – префектура на юго-восточной оконечности Центральной Греции, расположенная на одноимённом полуострове, который глубоко вдаётся в Эгейское море и оканчивается мысом Суний. В Аттике находится столица Греции г. Афины.

[26] Арий (260– ок. 336) – пресвитер в Александрии, учивший, что Христос не единосущен Богу Отцу, но подобосущен Ему и сотворён Им прежде всех вещей; сделав Его Богом, Отец через Него создал всё сущее, но Сын меньше Отца по Божеству, свойствам и славе, а Дух Святой меньше Сына, Который создал Его как орудие для сотворения мира. Учение Ария впервые было им сформулировано в 318 г. во время споров с Александрийским архиепископом Александром (312–326). Императоры Констанций II (337–361) и, особенно, Валент (364–378) открыто покровительствовали арианам. Только в правление святого Феодосия I Великого (379–395) арианство было осуждено как ересь Вселенскими Соборами – I Никейским (325) и II Константинопольским (381), а сам Арий отлучён от Церкви и сослан. В Никее был принят Символ веры с антиарианским исповеданием Сына как «от Отца рожденного, несотворенного, единосущного (омоусиос) Отцу», таким образом восторжествовало омоусианство (единосущие Христа Богу Отцу) – учение противоположное арианству, утверждавшему омиусианство (подобосущие). Среди некоторых народов (остготов, вестготов, бургундов, вандалов и лангобардов) арианство сохранялось до VI–VII вв. из-за простоты и близости к понятиям язычников, так как триединство Божества оно, по сути, подменяло иерархией многобожия (Сын меньше Отца, а Дух Святой меньше Сына).

[27] Александрия (араб. Аль-Искандария) – город на севере Египта, в западной части дельты Нила, основан Александром Македонским (332–331 гг. до Р. Х.); во времена Птолемеев (330–305 гг. до Р. Х.) – столица Египта и центр эллинистической культуры, средоточие знаменитых ученых и писателей целой эпохи (александрийской). Здесь был создан перевод Ветхого Завета на греческий язык – «Септуагинта» (271 г. до Р. Х.). Александрийская библиотека, хранившая около 500 тыс. свитков, сгорела в I в. до Р. Х. На северной оконечности о. Фарос (сейчас нераздельная часть материка) стоял знаменитый Александрийский маяк (110 м). В 646 г. городом овладели арабы. Апостол Петр († 64/67) рукоположил епископом для Александрийской церкви апостола Марка († 62), который принял здесь мученическую кончину.

[28] Каппадокия – область, расположенная в центральной Анатолии (древнее название Малой Азии, относящееся к Х в., впервые употреблено императором Константином Багрянородным (945–959)). [Малая Азия – самый западный полуостров Азии, ограниченный на севере – Черным и Мраморным морями, Константинопольским и Дарданельским проливами, на юге – Средиземным, на западе – Эгейским морем, а на востоке – Арменией. Название Малая Азии появилось в начале V в. по Р. Х.]. Каппадокийцами именуются жившие в IV в. святители Василий Великий (330–378), Григорий Нисский (335–394) (были родными братьями), Григорий Богослов (300–391) (Назианзин; друг святого Василия) и Амфилохий Иконийский (340– до 400) (двоюродный брат святого Григория) не только за то, что все они были родом из Каппадокии и были близкими друзьями и епископское служение проходили в этой области, но и из-за общности в их учении, занимавшем примирительное положение между Антиохийской и Александрийской школами, так как, придерживаясь философии Платона, они были не чужды и аристотелевских воззрений. Воспользовавшись точными понятиями аристотелевской школы, они не только истолковали и раскрыли церковное учение (главным образом, триадологию), но и придали ему форму и точное выражение, переведя его на язык философских понятий, что сказалось в первую очередь на терминологии. Антиохийская богословская школа – основана в Сирии в конце III – начале IV вв. Её начало предание возводит к апостолу Павлу, но основателем считается пресвитер Дорофей; одним из её основоположников был священномученик пресвитер Лукиан († 311), учениками которого были епископы Евсевий Никомидийский, Леонтий Антиохийский и др. Александрийская богословская школы возникла в 180 г., но некоторые относят её начало к апологету Афинагору или даже к апостолу Марку († 62). Основателем её был катехет Пантен († ок. 200), наиболее видными представителями были: в III в. – приемник Пантена святитель Климент Александрийский, Ориген; в IV в. – святитель Афанасий Великий, в V в. – святитель Кирилл. В противоположность идеалистическому и умозрительному пути, которому следовали александрийцы при изучении Писания, толкуя его аллегорически, антиохийцы придерживались его буквального смысла, стараясь прибегать к исторической критике. В философии они примыкали к Аристотелю, в то время как александрийцы придерживались учения Платона. В вопросе об отношении Божественного и человеческого естеств в лице Спасителя они выступали противниками александрийцев, которые разрешали его в смысле обоготворения человеческого естества Христа и соединения естеств объясняли понятием полного объединения. Антиохийцы же стояли за строгое различение двух естеств даже по соединении их в одном лице и в Христе видели Человека, связанного с Божиим Словом (Логосом) в одно нераздельное единство, Человека, Которого Слово избрало своим орудием и храмом, но Который нравственно развивался путём чисто человеческим, что выразилось в борьбе с искушениями, в Его страданиях и смерти. Разность их подходов к христологической проблеме можно выразить так: антиохийцы говорили о Слове вочеловечившемся, александрийцы – о Слове воплотившемся; то есть первые никогда не упускали из виду полноту человеческой природы Христа, тогда как вторые говорили в первую очередь о Божественности Слова, ставшего плотью. И поэтому, если некоторые александрийцы пришли к монофизитству, то из Антиохийской школы вышли ересиархи Арий (IV в.) и Несторий (V в.), которого упрекали в том, что он допускал в едином Христе два лица. Главные представители Антиохийской школы: в IV в. епископы Феодор Гераклейский, Евсевий Эмесский, святители Кирилл Иерусалимский и Евстафий, Ефрем, диакон Эдесский, Диодор Тарсийский; в V в. ученики Диодора – святитель Иоанн Златоуст, Мелетий Антиохийский и Феодор Мопсуестийский с учениками – Феодоритом Киррским и Несторием, Ивой Эдесским, Василием Селевкийским. Некоторые её представители были после смерти канонизированы (святители Евстафий и Иоанн Златоуст); кого-то посмертно анафематствовали (Феодор Мопсуестийский), отдельные труды некоторых были осуждены (Феодорит Киррский, Ива Эдесский), третьи ещё при жизни были осуждены как еретики (Диодор Тарсийский, Несторий). Впрочем, и из стен Александрийской школы выходили святые, заблуждающиеся и еретики. Так, святители Климент, Афанасий и Кирилл причислены к лику святых. Ориген через три столетия после смерти был осуждён на V Вселенском соборе (553). А Аполлинарий Лаодикийский (IV в.) и Евтихий (V в.) ещё при жизни были осуждены за ересь.

[29] Несторий (после 381– ок. 450/2) – Константинопольский епископ (428–431). В христологических спорах подчёркивая человеческую природу Христа, именовал Матерь Божию «Христородицей» и даже «Человекородицей», как родившей человека Иисуса, с которым соединилось Слово Божие, пребывающее с ним в особом нравственном или относительном соединении; он был лишь обителью Божества, через наитие Святого Духа став Христом, то есть Помазанником. Всем этим ниспровергался догмат Воплощения. Его взгляды как еретические были осуждены на III Вселенском Соборе в Ефесе (431), а сам Несторий отлучён от Церкви.

[30] Святитель Кирилл I (375–444) – патриарх Александрийский (с 412), один из отцов Церкви, создатель учения о Богочеловеке: в борьбе с несторианством сформулировал принципы христологии (учении о Боговоплощения как реальном соединении в личности Христа двух природ – Божественной и человеческой, об их отношении – общении свойств и способе сочетания и единения – без смешения, слияния, сорастворения или поглощения). Автор Epistola Synodica с двенадцатью анафематизмами Нестория (428–431), а также полемических сочинений против него, в которых утверждается нераздельное соединение природ во Христе, начиная с момента Его рождения в мир; в этих трудах был введён термин «ипостасное единство» двух природ без их смешения или разделения. Участник III Вселенского Собора (431), осудившего ересь Нестория и утвердившего почитание Матери Божией Богородицей.

[31] Святитель Иоанн I (354–407) – архиепископ Константинопольский (398–404), один из величайших отцов Церкви. За проповеди против роскоши, которые императрица Евдоксия († 404), супруга Аркадия (395–408), приняла на свой счёт, святой был отправлен в ссылку, но последовавшее затем землетрясение сподвигло царицу вернуть его в столицу. Проповеди против пороков высшего общества привели к новому гонению на святителя (из шести лет патриаршества, три он провёл в ссылках). Умер святой Иоанн в изгнании под Командами (Абхазия), по дороге в Питиунт. Перенесение мощей святителя в Константинополь произошло в 438 г. За свои проповеди (ок. 1000) святого Иоанна, начиная с VI века, стали именовать Златоустом. Оставил толкования на многие книги Священного Писания и почитается Церковью как великий экзегет. Он составил последование (чин) Литургии, носящей его имя, ввёл в церковное употребление крестные ходы.

[32] Между понятием «соборная» (кафолическая) и понятием «вселенская» имеется различие. Соборность означает духовное единение всех членов Церкви земной между собой и с Церковью Торжествующей на Небесах во главе со Христом; вселенскость же означает, что Церковь Христова имеет распространение вселенское, т.е. всемирное, по всей вселенной – «даже до края земли» (Деян. 1, 8). Вселенскость Церкви есть составляющая соборности Церкви. Распространившись по всему миру в виде Поместных Церквей, святая Церковь, тем не менее, не утратила своего единства, своей соборности, потому что единственное основание подлинной соборности есть истина – Православие. Впервые слово «католический» для обозначения Церкви встречается у священномученика Игнатия Богоносца (ок. 50 – ок. 107) (Послание к смирнянам, 8).

[33] Апостасия (греч. отпадение, отступление) – в узком смысле, духовное отступничество и отпадение человека от Бога; в широком – процесс отступления человечества от христианской веры и благочестия, который будет предварять приход антихриста; именно апостасией закончится человеческая история. Пророчества об этом содержатся в Священном Писании (Апокалипсис и так называемые «малые» Апокалипсисы (Мф. 24 гл.; Мк. 13 гл.; Лк. 21, 5–36). Несмотря на то что перед кончиной мира Евангелие будет проповедано всем народам (Мф. 24, 14), в Своё Второе Пришествие Христос едва ли найдёт веру на земле (Лк. 18, 8).

[34] Пророк Иеремия (VII–VI вв. до Р. Х.) – второй из четырёх великих пророков Ветхого Завета, последний пророк Иудейского царства. Основу ветхозаветной книги, носящей его имя, составляют проповеди и изречения пророка, записанные им и его сподвижником Варухом. Особенностью этой книги является расхождение между её еврейским текстом и переводом семидесяти толковников (Септуагинты), которое касается расположения некоторых глав, а также отсутствия в переводе 2700 слов масоретского текста. Пророку приписывается авторство Плача Иеремии, а также неканонического Послания Иеремии – полемического произведения, направленного против идолопоклонства.

[35] Святитель Григорий Палама (1296–1359) – архиепископ Фессалоникский. В двадцать лет удалившись на Афон, начал постигать премудрости умного делания, требующего уединения и безмолвия; такое монашеское делание получило название исихазма (с греч. покой, молчание). Противник Варлаама и Акиндина в вопросе о природе Фаворского света. Константинопольский собор 1341 г. принял положение святого Григория (против ереси монаха Варлаама из Калабрии, Южная Италия) о различении сущности Бога (запредельной и недоступной) и Его энергий, пронизывающих мир и сообщаемых человеку; за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих нетварным Светом, каким сиял Он на Фаворе. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Италию. Однако болгарский монах Григорий Акиндин продолжил полемику. Патриарх Иоанн XIV Калека (1334–1347), придерживающийся еретических мнений, при поддержке императора Андроника III (1328–1341) отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению. В 1347 г., после смерти патриарха, святой был освобождён и возведён в сан архиепископа Фессалоникского. Влахернский собор (1351) засвидетельствовал православность его учения, которое было признано официальной доктриной Церкви. Через девять лет после кончины он был канонизирован на Константинопольском соборе при святителе Филофее Коккине (1353–1354 и 1364–1376), который написал его житие и составил ему службу. Палама, как и Коккин, родовые имена этих святых, нечто подобное современным фамилиям.

[36] Симония – термин, появившийся в IV в.; происходит от имени Симона-волхва, который, как сказано в Деяниях святых апостолов (Деян. 8, 9–24), просил учеников Христовых продать ему дар низведения Святого Духа; означает приобретение за мзду благодатного иерархического служения в Церкви; так называлась распространенная в Средние века в Западной Европе практика покупки-продажи церковных должностей или духовного сана.

[37] Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809) – просвещённый афонский монах. В 1777 г. участвовал в подготовке к изданию «Филокалии» («Добротолюбия») – сборника аскетических творений святых отцов и других книг. С этого началось его главное делание – переводить, писать и издавать духовные книги. Он перевёл с латыни и значительно отредактировал книгу итальянского монаха Лоренцо Скуполи «Невидимая брань», переведённую на русский язык святителем Феофаном Затворником (1815–1894). Честная глава преподобного хранится на Афоне в келье Скуртеон в Карее (административном центре Святой Горы). Причислен к лику святых 31 мая 1955 r указом Константинопольского патриарха Афинагора (1948–1972).

[38] Апостольские постановления – письменный памятник, полное заглавие которого «Постановления святых апостолов через Климента, римского епископа и гражданина» («Constitutiones apostolicae»), приписываемый священномученику Клименту Римскому († 101). Редакция сборника восходит к V в. В его основе лежат разнообразные источники, такие как «Учение кафолическое двенадцати апостолов и святых учеников Спасителя нашего» (III в.) и «Учение двенадцати апостолов» (Дидахи) (конец I в.). В сборнике помещены молитвы, чин Крещения и Евхаристии, список посвящённых апостолами епископов и их первых преемников; постановления о катехуменате, о домашней жизни мужчин, женщин и девственниц; наставления касательно установлений и порядков церковной жизни, прав и обязанностей лиц духовных, их избрания и посвящения, в отношении церковных праздников, постов, молитв, богослужения; говорится об обязанностях и деятельности епископа, о лицах, ему близких, и о его сотрудниках – диаконах, диакониссах, иподиаконах, чтецах; о вдовицах и сиротах; о мучениках, о праздновании Пасхи, об отношении к еретикам; о дарованиях, о рукоположении.

[39] Ефес – крупнейший из двенадцати городов Ионии (область на западном побережье Малой Азии у Эгейского моря; теперь это территории, прилегающие к г. Измиру в Турции), первоначально был центром малоазийских греческих колоний, а во время владычества римлян – главный город провинции Азия.

[40] Милит – город в Карии, на юго-западе Малой Азии. Христианство в Милите было насаждено апостолами, и один из епископов Милита присутствовал на Никейском Соборе (325). В Новом Завете название города встречается несколько раз (Деян. 20, 15–17; 2 Тим. 4, 20). Не следует его путать с Мелитом, островом, на котором побывал святой апостол Павел (Деян. 27, 27–44; 28, 1–11) и который некоторые (начиная с императора Константина VIII Багрянородного, Х в.) отождествляют с островом Меления, сегодняшний Млиет, возле берегов Хорватии; но по последним научным данным (Н. Warnecke) – это остров Кефалления в Ионическом море.

[41] Святитель Афанасий I Великий (ок. 295–373) – Александрийский патриарх (с 328), главный противник ариан и защитник никейского Символа веры. За свою непреклонность пять раз изгонялся императорами и несколько лет своего епископства провёл вдали от епархии. Творческое наследие святого Афанасия довольно обширно. «Житие святого Антония» стало классическим образцом агиографической литературы и сыграло большую роль в распространении монашества.

[42] Синедрион (от греч. вместе, собрание; евр. санхедрин) во главе с первосвященником Каиафой осудил Христа на смерть. Синедрион – верховный совет и судилище евреев, где обсуждались важнейшие религиозные и гражданские дела. Представлял собой аристократический высший судебный орган и состоял из 71–72 членов, кооптацией назначавшихся из лучших фарисейских и саддукейских (священнических) родов. В его состав также входили отставные архиереи, начальники священнических черёд, возможно кто-то из влиятельных книжников, законников и старейшин. Членство в синедрионе было пожизненным. Созывал и возглавлял синедрион первосвященник, избираемый из числа саддукеев. После покорения Иудеи римлянами (63 г. до Р. Х.), синедрион мог выносить смертные приговоры, но их исполнение требовало согласие римского правителя (во времена Христа это был пятый прокуратор Иудеи и Самарии Понтий Пилат (26–36)). Вплоть до разрушения Иерусалима (70 г. по Р. Х.) он функционировал в столице Иудеи. Название синедрион встречается только в Евангелии и Деяниях святых апостолов; из этих книг до нас дошли имена некоторых членов иерусалимского синедриона: первосвященник Каиафа (18–36 гг. по Р. Х.), его тесть Анна, бывший архиерей (6–15 гг. по Р. Х.) (первосвященниками в разное время были и пять его сыновей), первосвященник Анания, фарисей Гамалиил, а также святые Никодим и Иосиф Аримафейский.

[43] Святитель Евстафий Солунский (ок. 1115–1135 – ок. 1193 или 1195–97) – родился в Константинополе, где прошли годы его учебы, рано стал монахом в обители святой Евфимии, затем был патриаршим дьяконом (1150). После 1174 г. был возведён в сан епископа Мир Ликийских, а позже (1177–1180) стал солунским митрополитом. В 1185 г. был очевидцем взятия Солуни норманнами и описал это событие в историографическом труде «На падение Солуни». В 1191 г. на время покинул пределы своей епархии из-за угроз со стороны противников его преобразований, направленных на исправление нравственного и духовного состояния клира, монахов и мирян. Прекрасный ритор, автор многих речей, схолий и посланий, а также ряда филологических трактатов – комментариев к античным произведениям. Оригинальностью и остротой отличаются его труды — «Об исправлении монашеской жизни», «О лицемерии».

[44] Святитель Василий Великий (330–378) – архиепископ Кесарии Каппадокийской, вселенский отец и учитель Церкви. Его родители – пресвитер Василий старший († ок. 341) и святая Эмилия (Эммелия) († 375), имели десять детей, пятеро из которых причислены к лику святых – преподобная Макрина (327–379) и праведная диаконисса Феозва (Феозевия) († 385), а также святители Григорий Нисский (335–394) и Пётр, епископ Севастии Армянской (349– ок. 392). В своих трудах святой Василий фактически заложил основы всей богословской терминологии, всего строя православной догматической мысли, разделив и определив понятия ипостаси и усии (сущности). Отношение лиц Троицы он выражает так: Бог один по существу, но троичен по ипостасям. Богословие святителя послужили основой и для всей христологии IV, V и VI Вселенских Соборов. Святой сыграл видную роль в победе над арианством. С именем святителя Василия связана одна из основных литургий Церкви, совершаемая десять раз в году. Он также ввёл в богослужение антифонное пение. Святой Василий был родоначальником малоазийского общежительного монашества. Оставил после себя множество творений, среди них особенно известен «Шестоднев», излагающий принципы христианской космогонии. За своё милосердие и помощь бедным, а также из-за того, что его память отмечается первого января по старому стилю, в Греции святитель Василий (Ай-Василис) почитается так же, как на Западе святой Николай (Санта-Клаус).

[45] Пневматомахи, или полуариане (греч. духоборцы), – еретики, которые правильно и православно думая о Сыне (они признавали Его единосущие с Отцом), хулили Духа Святого, не сопричисляя Его по Божеству Отцу и Сыну, считая Его сотворённым, подобно Ангелам, существом, находящимся в подчинении Богу-Отцу и Христу. Они не допускали именования Святого Духа Богом и отрицали Его единосущие с Отцом и Сыном. Одно из названий духоборчества, македонианство, происходит от имени Македония I, епископа Константинопольского (342–346 и 351–360), который не был напрямую причастен к ереси, но этим именем после его смерти прикрывались еретики.

[46] Икономия (от «икос» (дом) и «номос» (закон), букв. управление или устроение дома, дел; домоводство, домостроительство) – Божие управление Своим домом, то есть Божественный план о спасении сотворённого Им мира; Божие домостроительство – замысел спасения, пронизывающий всю историю, Его промысл о всём творении, касающийся устроения мира, включая сотворение, особое попечение и руководство жизнью людей, само вочеловечение Бога-Слова, искупление падшего человечества и, наконец, устроение, освящение и управление Церковью. Иными словами, домостроительство – это постоянные проявления (Богоявления, откровения) Пресвятой Троицы в творении и истории; в домостроительстве Бог открывает Себя, сотворяя мир, промышляя о нём, воплощаясь, преподавая Свою благодать посредством Божественных энергий. [В связи с этим очень важным является различение Троицы предвечной в Своей сущности (усии) и ипостасных свойствах Её Лиц (отечества, сыновства и исхождения), которым никто не может быть причастен, – и Троицы домостроительной (икономической) в Её проявлениях по отношению к творению посредством нетварных Божественных энергий, благодаря причастности к которым человек получает об о жение. Невозможно познание Бога вне «икономии», в которой Он Себя открывает – трансцендентный Бог в Своём домостроительстве становится имманентным благодаря энергиям, пронизывающим всю тварь.] Домостроители Духа (клирики) призваны решать церковные вопросы согласно с этим домостроительством Божиим – в духе Божественного человеколюбия, премудрости и Его воли о спасении человека – ибо цель икономии едина – как у Господа, так и у пастыря душ, вся забота и попечение состоит в том, чтобы заблудшую овцу возвратить и ужаленную змием исцелить. Идея икономии как церковно-созидательного мышления связана в первую очередь с любовью: Церковь, временно и разумно не применяя всей строгости канонических правил (акривии), продолжает Божественное домостроительство, чтобы достигнуть той же цели – «взыскать и спасти» человека (Лк. 19, 10). Поэтому ради пользы, развития, приращения Церкви, соблюдения церковного единства во имя спасения человека, ради того церковного созидания, домостроительства, икономии, которой призваны руководствоваться пастыри, на практике допускается временное отступление от буквы закона. Церковь снисходит к человеческой немощи и терпит, не прибегая к наказаниям (отступление от акривии), с тем, чтобы помочь человеку, сохранить его в своём лоне и, приобщая его к жизни во Христе, привести к познанию истины для возрастания его в «мужа совершенна» (Еф. 4, 13), вновь соделывая его одним из членов общества святых – Церкви. Ради этого и требуется снисхождение, милостивый кенозис Церкви к отпадшему от неё. В связи с этим целый ряд правил, в случаях неполезности буквального их исполнения, содержит указания о человеколюбивом или полезном для Церкви их применении, в чём можно видеть проявление домостроительных забот Церкви. Однако икономия никоим образом не отменяет каноны, ибо, они, как правила, всегда показывают верный путь к истине – к её познанию и жизни по ней. И несмотря на то, что сила некоторых канонов на практике или из соображений домостроительства иногда ослабевает, их вечный и непререкаемый авторитет не умаляется – Церковь ради пользы своей полноты в любой может возобновить силу этих правил, даже если они не применялись много веков. В узком смысле, икономия – это возможная снисходительность в практическом применении церковных законов и смягчение канонов (например, в отношении епитимий, послабления в посте), допускаемые в конкретной ситуации по отношению к немощному человеку, ради его духовной пользы; такое целесообразное послабление всегда носит временный характер.

[47] Акривия (греч. точность) – применение всей строгости канонических правил в конкретных обстоятельствах жизни Церкви, то есть точное исполнение церковных канонов, в соответствии с буквой закона. Святитель Василий (330–378), употребляя термин акривия, замечает, что мы «обязаны <...> покоряться правилам с точностью» (Правило 1), то есть предпочтение всегда должно отдаваться акривии. Если вопросы каноники, церковной практики и дисциплины в зависимости от ситуации можно решать как исходя из акривии, так и икономии, то вопросы догматического характера должны разрешаться только из принципа акривии. Святые отцы понимали икономию как снисхождение в сравнении с акривией, то есть как меру пастырской целесообразности, а акривию – как богословский критерий, который составляет каноническую основу Церкви, является практикой, исходящей из её самосознания, согласно которому вне Церкви нет ни Таинств, ни спасения. Говоря другими словами, акривия и икономия не равносильны. Это значит, что одно не может произвольно заменяться другим, например, как это произошло со способом Крещения – обливание является исключением, когда нельзя крестить погружением. Однако сейчас распространён именно такой способ крещения – акривия совершенно неоправданно подменена икономией, снисхождение стало правилом. По словам преподобного Никодима Святогорца (1749–1809), икономию, к которой иногда прибегали некоторые из отцов, нельзя считать ни законом, ни примером. Церковная польза требует то строгости, то снисхождения, то есть речь идёт об икономии строгости, когда соображения икономии, например, могут иногда требовать применения акривии (например, ради назидания). Как икономия, так и акривия служат одной и той же созидательной цели – созиданию Божия дома, т. е. домостроительству Церкви, являются теми средствами, которые в равной степени способствуют душевному спасению верующих и противостоянию греху. Сочетание канонической акривии и церковной икономии составляют два аспекта одного и того же дела служения к совершению святых, для созидания Тела Христова (см. Еф. 4, 12), выбирать между которыми призван клирик, которому дана Господом власть вязать и решить (ср. Ин. 20, 23).

[48] Монофизитство (от греч. единоприродный) – христологическая ересь, основанная в V в. константинопольским архимандритом Евтихием (412–444) и поддержанная Александрийским патриархом Диоскором (444–451). Монофизиты утверждали, что при воплощении во Христе из двух естеств стало одно – Божественное, и воспринятая человеческая природа стала только принадлежностью Его Божества – поглощённая им и утратившая всякую собственную действительность, она лишь мысленно может разделяться от Божественной. Но если человеческая природа во Христе была полностью поглощена Божественной, то Бог в Нём хотя и воплотился, но не вочеловечился, воспринял только плоть, но не стал вполне человеком. Это учение возникло как опровержение уже осуждённого (431) несторианства, разделявшего две природы во Христе вплоть до нарушения Его личного и ипостасного единства. IV Вселенский Собор в Халкидоне (451) осудил монофизитство и составил своё определение, в котором Христос исповедуется как совершенный Бог и совершенный Человек, единосущный Отцу по Божеству и нам по человечеству, пребывающий и по воплощении неслиянно и нераздельно в двух природах, но в единой ипостаси. Решения Собора не были приняты в Египте, Армении, Сирии и Эфиопии. На востоке Империи произошли кровопролитные мятежи, началась длительная смута. Цари опасались отпадения мятежных провинций и поэтому принуждали патриархов к соглашению с еретиками, однако твёрдая позиция Рима и восстание православного народа в Константинополе привели к тому, что монофизитские иерархи были повсюду низложены и бежали в Египет (519). В VII в. монофизитское учение обретает новую жизнь в монофелитстве.

[49] Валент II Флавий (FlaviusValens) (ок. 328–378) – император восточной части Римской империи (с 364).

[50] Эпарх (греч. правитель, начальник) – в Византии градоначальник Константинополя (с его округой), глава исполнительной власти Константинополя. Назначался и подчинялся непосредственно императору. Имел большой штат служащих, военный отряд, тюрьму; ведал деятельностью пожарных. В его функции, помимо судебных (его приговоры мог отменить лишь василевс) и полицейских (в том числе надзор за пребыванием иногородних и иностранцев в столице), входили снабжение города, регламентация ремесленного производства, внутригородской и внешней торговли (включая цены), контроль над зрелищами (организация церемоний, празднеств, представлений на ипподроме, казней, похорон членов царской семьи). Он заботился о благоустройстве Царьграда, о безопасности и поддержании порядка (в том числе предупреждение и подавление восстаний), контролировал работу всех общественных учреждений, занимался организацией строительных государственных работ в городе. Во время отсутствия в столице императора эпарх часто возглавлял правительство и ему подчинялись имеющиеся в городе военные силы. Должность эта появилась в середине IV в., но после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. фактически была упразднена; в XIV в. она хотя и упоминается, но, скорее, в качестве титула, не имеющего никакого отношения к городскому управлению.

51Император Валент (364–378) был склонён к арианству своей женой Альбией Домникой и стал действовать в пользу еретиков, воздвигая всяческие гонения на православных – по его приказу восемьдесят пресвитеров в Никомидии посадили на корабль и подожгли, а в Антиохии многие православные были утоплены в реке. В особенности преследовались монахи Египта и Понта (северовосточная часть Каппадокии), многие из которых были умерщвлены. Зная силу святителя Василия (330–378), Валент очень желал склонить его к арианству. Собираясь сам ехать в Кесарию, он сначала послал туда эпарха – арианина Модеста, поручив ему расположить святого Василия к арианам, а в случае неудачи – изгнать его из города. Вскоре в Кесарию прибыл сам Валент, которому Модест донёс, что ничего не добился от святителя. Царь искал случая поговорить со святителем лично. В городе не было арианских церквей, поэтому на Богоявление император со свитой вошёл в храм, где служил святой Василий. При этом он сам понёс к алтарю дары, но никто из клириков не прикасался к ним, не зная, примет ли их от еретика архипастырь. Валент до того смутился, что вышел из храма. В другой раз, когда святой Василий не служил, он пригласил царя в алтарь, где много говорил ему о догматах. Валент был восхищён беседой с мудрым святителем. Таким образом, святой всё же был оставлен на своей кафедре, но епархия была разделена, и во главе второй митрополии стал епископ-арианин. Святитель Василий предпринял ответный шаг – чтобы в случае необходимости иметь голоса православных епископов, он возвёл в архиерейский сан своего брата – святого Григория Нисского и друга – святителя Григория Назианзина, чему они, впрочем, весьма противились.

[52] Иофор – священник Мадиамский, отец Сепфоры, жены святого пророка Моисея. «И послушал Моисей слов тестя своего и сделал всё, что он говорил» (Исх.18, 13–24).

[53] Святитель Григорий I Богослов, или Назианзин (ок. 300– ок. 391), – выдающийся богослов, один из трёх вселенских учителей Церкви. Друг и сподвижник святителя Василия Великого (330–378); сын святого Григория (Старшего), епископа Назианза. Был епископом Сасима (Каппадокия), но, скорее всего, он никогда не литургисал в пределах своей епархии. После смерти отца унаследовал кафедру Назианза (Каппадокия), а затем был избран патриархом в арианствующий Царьград (379–381). Председательствовал на II Вселенском Соборе (381), способствовав утверждению христологии и православного понимания Святого Духа как третьего Лица Троицы. Автор многих богословских сочинений, среди которых особенно выделяются «Пять слов о богословии», за что Церковь и именует его Богословом. Автобиографические поэмы «О моей жизни», «О моей судьбе» и «О страданиях моей души» стоят в том же ряду, что и «Исповедь» блаженного Августина (354–430).

[54] Имеются в виду Слово 2-е (в русском переводе 3-е) святого Григория (300–390), а также «Шесть слов о священстве», написанные святителем Иоанном Златоустом (354–407) по следующему поводу: ему и святому Василию (330–378) стало известно, что собравшиеся в 374 г. в Антиохии епископы вознамерились поставить их обоих архипастырями. Святитель Иоанн, представляя высоту иерейского, а тем паче архиерейского служения и считая себя неприготовленным к надлежащему исполнению обязанностей пастыря, скрылся тайно ото всех и даже от своего собрата Василия, который и был возведён во епископа (вероятно, Рафаны Сирийской, близ Антиохии). Вскоре, увидевшись со святым Иоанном, святитель Василий высказал ему свои дружеские упрёки за уклонение от священного сана, блистательным ответом на которые и служат эти слова о священстве, написанные между 374 и 386 гг., когда святитель Иоанн уже был рукоположен во пресвитера.

[55] Преподобный Максим Исповедник (ок. 580–662) – византийский богослов, главный противник монофелитов, в том числе императора Ираклия I (610–641) и патриарха Константинопольского Сергия I (610–638). Отцом его был ремесленник-самарянин, а матерью – рабыня-персиянка, принявшие крещение. При рождении получил имя Мосхион. После смерти родителей в десятилетнем возрасте он был передан в один из палестинских монастырей на воспитание, где его нарекли Максимом. Нашествие персов на Палестину и захват ими Иерусалима (614), вынудили преподобного покинуть Святую Землю. Так он оказался в столице империи, где стал секретарем императора Ираклия, но вскоре оставил службу и ушёл в один из монастырей вблизи Константинополя, однако нашествие персов и аваров (626) заставило его покинуть город. Побывав на Крите и Кипре, он некоторое время прожил в Северной Африке, затем в Палестине и Сирии. В 641–645 гг. преподобный снова подвизался на севере Африки, где в 645 г. в диспуте с монофелитами в Карфагене он победил бывшего константинопольского патриарха Пирра (639–641 и 653–654). В том же году он отправился в Рим и, близко сойдясь с папой, святителем Мартином (649–653), выступил главным инициатором проведения Латеранского собора (649), на котором были провозглашены анафемы главным ересиархам монофелитов. Святой доказывал, что воля и энергия присущи естеству или природе, и, следовательно, во Христе, при наличии двух природ, должны пребывать как Божественные воля и действование, так и человеческие. За это в 653 году святой Максим, как и римский папа, был арестован, осуждён и сослан. За свою непримиримую позицию в 662 г. преподобный был ещё раз привезён в столицу, вновь осуждён, подвергнут урезанию языка и отсечению десницы и сослан в Лазику (Западная Грузия), где в крепости Шемари вскоре умер и был погребён (662). Учение святого Максима восторжествовало на VI Вселенском Соборе (680).

[56] Монофелитство (греч. единоволие) – ересь, сложившаяся в VII в. и представляющая собой видоизменение монофизитства. Согласно монофелитам, Христос при наличии двух природ – Божественной и человеческой, имеет единую волю – Божественную. Монофелитам удалось склонить к ереси большинство иерархов Египта, Сирии и Византии – её поддерживали все восточные патриархи (кроме святителя Софрония Иерусалимского; 580–638), а также папа Гонорий I (625–638). Стремясь вернуть в Церковь и присоединить к Империи монофизитские области – Египет, Сирию и Армению, царь Ираклий I (610–641) поддержал моноэнергизм – компромиссное учение ересиарха патриарха Сергия (610–638) о том, что во Христе наличествуют две природы, но только одна Божественная энергия, действование. Затем моноэнергизм перерос в монофелитство. Преподобный Максим (580–662) доказывал, что воля, как естественное хотение, есть непременное выражение природы, а не ипостаси и, следовательно, у двух природ одной воли быть не может – без двух воль не может быть и двух природ во Христе. Монофелиты верили, что признание во Христе двух воль равносильно признанию в Нём склонности как к добру, так и ко злу. Но у безгрешного Христа эти два естественных хотения (воли) не вели к нравственному конфликту, так как одно (человеческое) пребывало в полном согласии с другим (Божественным). Монофелитство приводило к монофизитству, отрицающему полноту вочеловечения Слова Божия. Начатые гонения укрепили православных, а захват арабами восточных областей империи (Египет и Сирия), где находились центры монофелитства, прекратил богословские споры. VI Вселенский Собор (680) постановил, что во Христе пребывают две энергии и две воли, из которых человеческая в совершенном согласии следует или подчиняется Божеской, но не уничтожается ею. Император из армян Филиппик Вардан (711–713), желая примирить своих соотечественников с Империей, попытался отменить решения VI Вселенского Собора, но возобновившаяся полемика была заглушена первыми вспышками иконоборчества.

[57] Петр (654–666) – последний монофелитский патриарх Константинополя, приемник Пирра (639–641 и 653–654). Председательствовал на суде над святителем Мартином (649–653) и преподобным Максимом Исповедником (580–662).

[58] Халкидонская вера в неслитное, неизменное, нераздельное и неразлучное ипостасное единство двух природ во Христе; это догматическое определение («орос») было принято на IV Вселенском Соборе в Халкидоне (451); согласно нему во Христе две различные природы – человеческая и Божественная – образовали одну ипостась (личность); первые два определения направлены против монофизитов, последние – против несториан. (Святая царица Пульхерия (398–453) и император Маркиан (450–457) объявили о созыве нового собора в октябре 451 г. в Никее. К назначенному сроку прибыло свыше 500 епископов – ни на один собор до сих пор не собиралось такого количества участников. Маркиан был занят военными заботами – отражением новой волны гуннов, поэтому он приказал провести Собор поближе к столице. Было решено провести его в Халкидоне (Халкедоне) – городе на противоположном от Константинополя, азиатском берегу Босфора. В настоящее время это район Стамбула – Кадыкёй.)

[59] Пирр († 655) – патриарх Константинопольский (639–641 и 653–654), преемник Сергия I (610–638), убеждённый монофелит, один из идеологов ереси. Ещё будучи игуменом, Пирр переписывался с преподобным Максимом (580–662) по вопросу моноэнергизма – учения патриарха Сергия о том, что вследствие ипостасного единства природ, во Христе возможно наличие лишь одной богочеловеческой энергии (действия). Затем в 638 г. Сергий и Пирр составили монофелитский «Эктесис» (Изложение веры), за подписью царя Ираклия I (610–641) распространяемый по Империи и затем провозглашённый Пирром официальной доктриной Церкви. По смерти Ираклия Пирр оказался замешанным в династической борьбе. Тогда же обострились его отношения с властной августой Мартиной, поэтому он был арестован, низвергнут [патриархом стал другой монофелит – Павел II (641–653)] и сослан в Карфаген. Здесь в 645 г. у него состоялся богословский диспут с преподобным Максимом, после чего Пирр публично признал себя побеждённым и, вернувшись в Православие, отбыл в Рим, где принёс покаяние папе Феодору I (642–649). Однако вскоре, находясь в Равенне, Пирр отправил папе отречение от своего воссоединения с Церковью и вернулся к монофелитству. Папа Феодор анафематствовал Пирра, этот акт в 649 г. был закреплён Латеранским собором, осудившем ещё патриархов Сергия и Павла. VI Вселенский Собор (680) к их именам добавил и преемника Пирра по кафедре, патриарха-монофелита Петра (655–666), отлучив всех их от Церкви. Скончался Пирр в 655 г. в Константинополе во время переговоров с представителями папы о восстановлении церковного общения.

[60] Святитель Мартин I Исповедник (649–653; † 655) – папа Римский. Для борьбы с ересью монофелитов, получившей широкое распространение (даже император Констант II (641–668) и Константинопольский патриарх Павел II (641–653) были её приверженцами), святой созвал в Риме Латеранский собор (649), по авторитету близкий ко вселенскому, на котором осудил монофелитство. За это в 653 г. он был арестован и тайно отправлен в Константинополь. По надуманному обвинению в тайном общении с врагами империи-сарацинами, хулении Богородицы и неканоническом вступлении на папский престол (он был избран после двухмесячной вакансии, без утверждения византийским императором), святой в 654 г. был осужден и претерпел годичное заточение. В 655 г. он был призван на суд в Константинополь и по клеветническим обвинениям приговорён к смерти, но по ходатайству патриарха, казнь была заменена ссылкой на Крымский полуостров, куда его тайно отправили. Здесь в лишениях святой Мартин провёл последние два года своей жизни.

[61] Из созидательного понимания икономии вытекает то, что невозможно из соображений икономии отходить от учения Церкви, от истины, ибо разрушение фундамента Церкви, умаление истины, противоречило бы основному значению домостроительства – созиданию. Поэтому Святые отцы могли, ради экономии, отступать лишь от внешней формы правил или даже Таинств, но не от самой истины, к которой они стремились привлечь как можно больше душ человеческих. Ибо знали, что не всякое стояние за каноническую правду соответствует священным канонам, а может рассматриваться и как противное их духу и основной цели – созиданию, когда приводит к раздроблению Церкви. Но икономия ни при каких обстоятельствах не может позволи






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.