Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Изучение педагогических дисциплин занимает особое место в процессе подготовки будущих специалистов в педагогическом вузе.






Изучение педагогических дисциплин занимает особое место в процессе подготовки будущих специалистов в педагогическом вузе.

Дисциплина «Теории обучения и воспитания» относится к модулю «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности» дисциплин базовой части профессионального цикла. Данная дисциплина изучается в 1 семестре 1 курса и базируется на освоении студентами дисциплины базовой части математического и естественнонаучного цикла «Анатомия и возрастная физиология», дисциплин базовой части профессионального цикла - «Общая и экспериментальная психология», «Безопасность жизнедеятельности» и дисциплины вариативной части профессионального цикла – «Психология профессиональной деятельности».

Целями освоения дисциплины «Теория обучения и воспитания» являются формирование у студентов знаний в области современных теорий обучения и воспитания, умений интерпретировать их в контексте современных требований к личности, обществу и образованию, использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания в профессиональной деятельности.

Освоение данной дисциплины необходимо для осуществления будущим специалистом основных видов профессиональной деятельности, направленной на психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся; социализации, формирования общей культуры личности, осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, гармонизации социальной сферы образовательного учреждения, формирования педагогической культуры совокупных субъектов образовательной среды на основе разнообразных концепций, приемов, методов и средств обучения и воспитания.

 

 

Ведущими методологическими подходами при отборе содержания, форм и ме­тодов изучения дисциплины являются личностно-деятельностный, культурологический, антропологический и компетентностный.

Первый позволяет вычленить в качестве цели педагогической под­готовки - становление личности специалиста, второй - рассматривать динамику педагогических идей и теорий в контексте развития ми­ровой культуры, третий - определяет человекознание как основу педагогической деятельности.

Модернизация содержания педагогических дисциплин в русле личностно-деятельного и антропологического подходов предпола­гает выделение в качестве главной цели этой работы - ориентацию на формиро­вание профессионального мышления будущего выпускника, основанного на осоз­нании им сущности своей профессиональной дея­тельности как деятельности по решению образовательно-воспи­тательных задач, направленных на становление личности ребенка как субъекта семейной, профессиональной и гражданской жизнедеятельности.

Реализация культурологического подхода при построении педагогических дисциплин предполагает, что они изучаются не в виде готовых абстрактных истин, а как совокупность педагогических идей и теорий, разрабатываемых различными учеными и научными школами в русле многообразных философских воззрений, развивающихся в контексте мировой цивилизации.. Именно такой подход делает изу­чение педагогических дисциплин важным элементом современного гуманитарного образования.

Компетентностный подход предполагает развитие профессионально-педагогической компетентности специалиста в области психолого-педагогического образования.

Концепция дисциплины основана на закономерностях профессионально-личностного становления специалиста в период обучения в вузе, которые обусловливают следующую логику построения дисциплины: ориентация в сфере педагогической деятельности и педагогического образования; освоение практических способов взаимодействия в системе «учитель-ученик» и их реализации в образовательной практики; расширение профессионально-педагогического кругозора и поля возможностей самореализации творческого потенциала будущего специалиста в области образования.

Научной основой для построения рабочей программы дисциплины «Теория обучения и воспитания» являются: философско-педагогические идеи об образовании как факторе развития человека и общества; методология педагогической науки; ведущие принципы (тенденции) развития общего и высшего педагогического образования.

Дисциплина «Теории обучения и воспитания» содействует освоению основных педагогических категорий и понятий, являющихся основой для изучения базовых дисциплин «История педагогики и образования», «Социальная педагогика», «Поликультурное образование», «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся», позволяет углубить теоретическую и практическую подготовку студентов по таким дисциплинам вариативной части профессионального цикла как «Педагогическая психология», «Методика преподавания психологии», «Практическая педагогика», «Практикум по решению профессиональных задач», «Педагогические технологии», «Управление образовательными системами». Формирует готовность к прохождению учебной и производственной практик.

Изучение дисциплины ориентировано на формирование следующих компетенций:

n готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

n способен проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности (ПКНО – 2);

n способен участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории обучающегося (ПКНО-3).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать:

· закономерности и принципы образовательного процесса, развивающие функции обучения и воспитания;

· основные концепции, теории обучения, воспитания и развития личности, их культурологические и научные основания;

· требования к организации учебно-воспитательного процесса в контексте современных методологических и методических подходов, нормативно-правовых документов в области образования;

· модели, систему методов, форм и средств обучения и воспитания;

· инновационные образовательные процессы.

Уметь:

· взаимодействовать с детьми и подростками; использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей;

· применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей учащихся и воспитанников;

· выявлять, описывать и объяснять педагогические факты, явления и процессы, связанные с процессом воспитания, обучения и развития личности ребенка;

· участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории обучающегося.

Владеть:

· основными категориями и понятиями в области обучения, воспитания и развития;

· методами диагностики уровня освоения детьми содержания учебных программ в учебно-воспитательной деятельности;

· представлениями об обучении и воспитании как сложной динамической системе в структуре целостного педагогического процесса.

 

Содержание дисциплины «Теория обучения и воспитания» предполагает два основных раздела: «Теория обучения» и «Теория воспитания».

Изучение первого раздела «Теория обучения» направлено на осмысление студентами роли и места теории образования и обучения в теории педагогики и значение процессов обучения и образования в развитии личности школьника. Здесь важна роль междисциплинарных и внутрипредметных знаний. Итогом изучения " Дидактики" должно стать осмысление меха­низма влияния процесса обучения (а, следовательно, его содер­жания, форм, методов и средств) на интеллектуальное, духовное, волевое и физическое становление личности ребенка, формирова­ние его познавательных сил и потребностей, стремления к само­образованию.

Разные научные школы имеют различные подходы к описанию этого механизма. Задача преподавателей в ознакомлении студентов с основными научно-дидактическими теориями, идеями и концепциями и по­мощь им в выборе тех из них, которые наиболее полно отвечают мироощущению обучающегося.

Раздел " Теория воспитания" направлен на формирование у студентов представления о социальной и педагогической сторонах такого сложного общественного явления, каким является процесс воспитания. Что есть цель воспитания, его содержание, формы и методы в современной школе, взаимодействие с процессом обучения, его возможности и пределы, итоги и показатели результативности – вот основные вопросы, которые должны будут усвоить студенты, осмысленно изучив раздел «Теория воспитания». Ответы на эти вопросы также лягут в основание их собственного психолого-педагогического кредо.

Формы организации учебной деятельности по изучению дисциплины: лекции, семинары и самостоятельная работа с литературой, система внеаудиторной работы: кружки или проблемные группы по педагогике, олимпиада и др., а также зачёт.

Содержание дисциплины «Теория обучения и воспитания»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.