Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преданные бескорыстны






В приведенной выше цитате («Ш. Б.». 8.16.56) есть один интересный момент — это са­мый ее конец — «совершающий ягью после ее окончания должен принять прасад в кругу своих друзей и родственников». Смысл высказывания состоит в том, что прежде чем принять милос­ть Господа самим, мы должны позаботиться о том, чтобы окружающие были удовлетворены вишну-прасадом. Шрила Прабхупада всегда настаивал на том, чтобы гости получали полные тарелки прасада, а не просто пару сладостей. Принятие преданными роскошного пира из вишну-прасада и отказ в этом окружающим или же предложение им в пищу чего-нибудь третье­сортного или мизерного является выражением полнейшего эгоизма.

Мы, конечно же знаем из книги «Источник Вечного Наслаждения», что раздача кришна-прасада в те времена начиналась с процедуры кормления самых почитаемых из присутст­вующих — брахманов; вслед за ними кормили пожилых людей, а также тех кто пришел с детьми, а потом — всех остальных. Отсюда можно прийти к ошибочному выводу о том, что «мы, как брахманы, должны получать прасад первыми». Однако этот принцип не применяется по отношению к тем, кто готовит прасад, или, иначе говоря, как описано в этом стихе, «к тем, кто совершает ягью». Иначе говоря, повара программы «Пища для Жизни» должны быть в высшей степени бескорыстными. Вот вам еще одна цитата из «Шримад Бхагаватам»:

«Если после совершения ягьи мы не раздаем прасад окружающим, наша жизнь обречена. Только после совершения ягьи и раздачи прасада всем, кто от вас зависит: детям, брахманам и старикам, — вы можете поесть сами. Однако тот, кто готовит только для себя самого или своей семьи обречен вместе со всеми, кого он кормит.

После смерти он попадет в ад, известный как Кримибходжана. («Ш. Б.», 5.26.28, комментарий).

Это подтверждает также Шрила Бхактивинода Тхакур: «Перед тем, как принять прасад, вы должны раздать его лучшую часть», (Шри Чайтанйа Шикшамрита)

Бескорыстие является частью ведической традиции. Первоклассный домохозяин старался позаботиться о том, чтобы все голодные люди его деревни были накормлены, и только затем он садился за стол сам. Существует также прекрасная история о царе Рантидеве, который добровольно раздал свой завтрак трем странникам, хотя сам постился до этого в течение 48 дней!

История царя Рантидевы

Рантидева известен как в этом мире, так и на райских планетах, поскольку его прославляют не только люди, но и полубоги. Рантидева никогда не стремился что-то заполучить. Он был доволен тем, что получал по воле провидения, а когда приходили гости, он отдавал им все. Поэтому порой ему и его семье приходилось нелегко. В действительности, хотя он и его семья буквально дрожали от голода и жажды, Рантидева оставался непоколебим. Однажды, после 48-дневного поста, поутру, Рантидева приготовил немного воды и пищи с молоком и гхи, чтобы прервать свой пост, но когда он и его семья приготоволись принять прасад, в дверь постучал брахман. Рантидева видел присутствие Господа повсюду, в каждом живом существе, поэтому он с почтением и верой встретил своего гостя и предложил ему часть своей пищи. Приняв прасад, брахман пошел своей дорогой. Разделив оставшуюся пищу между членами своей семьи, Рантидева приготовился было съесть свою долю, когда в дверь постучался шудра. Осознавая связь этого шудры с Верховной Личностью Бога, царь Рантидева дал и ему часть пищи.

После ухода шудры в дверь постучал еще один гость, явившийся в окружении своих собак, он сказал: «О царь, я и все мои собаки очень голодны. Пожалуйста, накорми нас!»

С глубоким почтением царь Рантидева предложил остаток пищи собакам и их хозяину; явившимся в качестве гостей. Всем им царь выразил почтение и предложил поклоны.

После этого на столе оставалась только питьевая вода, ее было достаточно только для удовлетворения одного человека, но когда царь приготовился выпить ее, явился чандала и сказал, царь, хотя я и низкорожденный, пожалуйста, милостиво напои меня!»

Тронутый жалкими словами бедного, едва державшегося на ногах чандалы, махарадж Рантидева произнес следующую нектарную речь: «Я не молю Верховную Личность Бога о даровании мне восьми совершенств мистической йоги, не прошу я Его и о спасении от повторяющихся рождений и смертей. Я хочу только остаться среди живых существ, принимая на себя все их страдания, чтобы избавить их от этого.

Отдав свою воду этому бедному, едва живому чандале, я полностью избавился от голода, жажды, слабости, дрожи в теле, бесчувствия, беспокойств, сокрушений и иллюзий».

Сказав это, царь Рантидева, полумертвый от жажды, немедля отдал свою воду чандале поскольку был естественным образом очень добр и тверд.

Вслед за этим полубоги, такие, как Господь Брахма и Господь Шива, способные удовлетворить желания всех людей, стремящихся к материальному успеху, явились перед царем Рантидевой в Своей личной форме, поскольку это именно Они являлись к нему ранее, как брахман, шудра, чандала и так далее. («Ш. Б.», 9.21.2-15).

 

Кто должен раздавать прасад?

Шрила Прабхупада объясняет:

«В соответствии с ведическими принципами, домохозяин, прежде чем принять пищу, должен выйти из своего дома и трижды очень громко воззвать к окружающим, пред­лагая им разделить с ним трапезу. Так он предлагает людям принять прасад. Если кто-то приходит, домохозяин предлагает ему прасад, а если прасада осталось мало, то он должен отдать гостю свою собственную порцию. Если никто не отзывается на его при­зыв, домохозяин может сесть за стол сам. Таким образом, жизнь домохозяина — это также, своего рода, аскеза. Именно поэтому жизнь домохозяина называется грихастха-ашрам». («Чайтанйа Чаритамрита», Мадхья-лила, 3.41, комментарий).

 

Особые требования к грихастхам:

В следующей беседе, состоявшейся в Токио 22 марта 1972 года, Шрила Прабхупада ясно определяет обязанности домохозяина, а также объясняет принцип атитхи-бхагаван, гласящий, что незваный гость должен почитаться наравне с Бхагаваном — Господом.

Судама: Итак, запасясь прасадом Божеств и другим прасадом, мы обходим все дома?

Прабхупада: Нет. Нет. Вы должны приглашать людей, говоря: «Приходите все! При­мите прасад!» Нужно их приглашать. Затем прикиньте, сколько людей в среднем при­ходит ежедневно. Можно объявить: «Любой человек может прийти и получить прасад в полдень». Такое обращение к людям входит в обязанности домохозяина. Домохозяин должен кричать: «Если кто-то голоден, пожалуйста, приходите. Здесь вы можете по­лучить пищу». Таковы обязанности грихастхи. Если никто не приходит, то глава дома, подождав, может садиться за стол сам. Если же голодного накормить нечем, то хозяин должен ему отдать свою собственную еду. «Ешь ты!» Таковы особенности грихастхи. Bhunjate te'tv agham papa ye pacanti. Те, кто готовит для самих себя, едят один лишь только грех. Bhunjate te’tv agham papa ye pacanti atma-karanat. Гостеприимство является одной из обязанностей домохозяина. Atithi. Атитхи означает «нежданный гость». Это называется атитхи. Титхи — значит дата. Если я собираюсь навестить вас дома, то я должен предупредить вас, говоря: «Такого-то числа, в такое-то время я вас навещу».

Но бывает и атитхи, гость, который приходит без предупреждения. Такого гостя необходимо принять. Это называется атитхи. Panta... В прошлом, когда кто-то из прохожих на улице испытывал голод, он мог зайти в любой дом и сказать: «Господин мой,
я голоден. Пожалуйста, накормите меня». И его немедленно покормили бы. «Поешь.
Panta -bhaga». В домах всегда хранился запас пищи, называемый panta-bhaga. Это было предназначено для нежданных гостей.

Прадйумна: Значит, в храме нужно всегда держать прасад наготове?

Прабхупадa: Обязательно. Даже в доме обычного грихастхи Принцип ведической ци­вилизации состоит не в том, что мы готовим для себя — для мужа, жены и детей, — и отправляемся спать. Нет. Даже грихастха должен быть всегда готов принять гостя. Да. Даже если в качестве гостя приходит ваш враг, вы должны принять его так хоро­шо, что он забудет о вашей вражде. Grihe satrum api praptam visvastam akutobhayam. Вот это ведическая цивилизация, а не: «Осторожно, злая собака! Не входить, вход запре­щен. Если зайдешь, я тебя пристрелю». А ведь иногда так и бывает. Это цивилизация нелюдей. Это цивилизация кошек и собак. Так что мы учим их тому, что такое челове­ческая цивилизация. Но для этого мы должны сначала сами стать людьми, а не собака­ми и кошками. Иначе, как вы можете учить других? Если я сам подобен кошке или собаке, я не могу критиковать других, называя их собаками или кошками. Сначала я сам должен стать лучшим из людей. Тогда я смогу учить других, как стать людьми. Став лучшим из преданных, я могу просить и других стать преданными. Apani acari jive sikhaila bhakti. Добейтесь вначале совершенства в своем поведении, потом можно учить и других достижению совершенства. Таков проповедник.

А как насчет брахмачари?

Шрила Прабхупада, однако, не возражал и против того, чтобы и брахмачари были заняты распространением прасада, в действительности, это — их обязанность, как преданных: «Так что я прошу тебя просто оставаться там, где ты находишься сейчас, хорошо сотрудничать с господином Пунджа и возглавить проповедь, киртаны, распространение книг и прасада. Это достойное занятие для брахмачари». (Письмо Шрилы Прабхупады Виджайадвадже, 29 сентября 1974 года): «Я прошу тебя живи вместе со своими братьями в Боге, как обычный брахмачари, следуя нашей обычной практике распространения сознания Кришны за счет распространения книг, раздачи прасада и проповеди заинтересованным людям». (Шрила Прабхупада, письмо Махадеве, 3 марта 1974 года).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.