Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы клинической психологии






 

В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:

-Наблюдение

-Беседа

-Психофизиологические методы (например, ЭЭГ)

-Биографический метод

-Изучение продуктов творчества

-Анамнестический метод (сбор сведений о лечении, течении и причинах расстройства)

-Экспериментально-психологический метод (стандартизированные и нестандартизированные методики).

Психи́ ческое здоро́ вье (мента́ льное здоровье) — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества

 

№2

В широком смысле адаптация – это приспособление к окружающим условиям. Адаптация человека имеет два спектра: биологический и психологический.

Биологический уровень, общий для человека и животных, включает в себя приспособление к постоянным и изменяющимся условиям среды: температуре, давлению, освещенности, влажности, а также к изменениям в организме: заболеванию, изменениям в организме, ограничению каких-либо функций.

Психологический аспект адаптации состоит в приспособлении личности к существованию в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями и интересами. Социальная адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества (или, по крайней мере, ближайшего окружения: семьи, определенной социальной группы).

Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие (в том числе и общение) человека с окружающими и его активная деятельность. Социальная адаптация означает, что человек способен обучаться, работать, адекватно выстроить систему отношений с окружающими, менять свое поведение в соответствии с ожиданиями других.

Социальная дезадаптация — это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.

Социальная дезадаптация имеет четыре уровня, отражающих глубину дезадаптированности человека:

-нижний уровень — скрытый, латентный уровень проявления признаков дезадаптации

-«половинный» уровень — начинают проявляться дезадаптивные «пертрубации». Некоторые отклонения становятся возвратными: то возникают, обнаруживают себя, то исчезают, чтобы вновь появиться.

-устойчиво входящий — отражает глубину, достаточную для разрушения прежних адаптивных связей и механизмов

-закрепившаяся дезадаптация — имеет очевидные признаки результативности

 

 

Индукция - логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям (от частного к общему). Понятие, противоположное дедукции.

Симуляция (от лат. simulatio — видимость, притворство) — поведение, направленное на имитацию болезни или ее отдельных симптомов с целью ввести в обман. Мотивами С. могут быть: достижение определенных льгот, уклонение от обязанностей, стремление обратить на себя внимание (например, при недостатке родительской заботы у детей), потребность в помощи, опеке и т. д. Личностный смысл, цели С. могут быть как осознанными, так и неосознанными. Последние случаи наблюдаются, например, у лиц с истерическими неврозами, когда С. становится одним из способов неадекватного разрешения невротического конфликта. Среди вариантов С. можно выделить умышленную С., совершаемую заинтересованным лицом с определенной целью, преувеличение (агравация) имеющихся отдельных симптомов заболевания или продление имевшихся ранее симптомов (метасимуляция). Противоположное С. поведение, связанное с установкой на сокрытие, затушевывание болезни или отдельных ее проявлений (диссимуляция), также может мотивироваться как осознанными целями (например, выписка из клиники, поступление на работу и т. д.), так и неосознаваемыми, в том числе связанными с компенсаторными формами личностного реагирования

№3

Госпитализм (от лат. hospitalis — гостеприимный; госпиталь — лечебное учреждение) - в буквальном смысле, совокупность психических и соматических (см. Психосоматика) расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома.

Госпитализм - в психиатрии: ухудшение психического состояния в связи с длительным пребыванием в стационаре (явления социальной дезадаптации, утрата интересов к труду и трудовых навыков, снижение синтонности, ухудшение контакта с окружающими, тенденция к хронификации заболевания, усиление характеропатических проявлений). Син.: синдром отрыва от дома.

Стигма (stigma) по-латыни означает " признак, клеймо позора, открытая рана" и происходит от греческого " укол", " ожог", " клеймо". В древности существовал обычай клеймить рабов и преступников, выжигая на их теле клеймо. Начиная со второй половины XIX века, слово " стигма" стало употребляться в переносном смысле как " метка, клеймо, ярлык". В средневековой медицине слово " стигма" употреблялось как синоним понятия " симптом" (до сих пор мы иногда говорим об истерических стигмах).

 

В современном мире понятия " стигма", " стигматизация ", употребляются чаще всего в социологическом значении. Это явление имеет две составляющие. Во-первых, некоторой группе людей необоснованно приписывается определенная отрицательная характеристика (например, " все финны медлительны", или " все милиционеры взяточники"). Во-вторых, если конкретный человек по основному признаку принадлежит к этой группе, то ему приписывается и соответствующая характеристика (всякий финн непременно считается медлительным, а всякий милиционер - взяточником, хотя в конкретных случаях это может оказаться вовсе не так).

Информация о том, что некий индивид страдает психическим расстройством (иногда даже просто о том, что он обращался к психиатру), определяет принадлежность этого индивида к социальной группе психически больных. Относительно этой группы в обществе господствуют устойчивые отрицательные представления.

Ятрогé ния (ἰ α τ ρ ό ς — врач + γ ε ν ε ά — рождение) — медицинский термин, предложенный в 1925 году немецким психиатром Бумке и означающий изменения здоровья пациента к худшему, вызванные неосторожным словом врача или неправильным пониманием медицинской литературы.

№4

Дефект (лат. defectus — отпадение, убывание, недостаток) - резидуальные психические изменения, в первую очередь личностные, вследствие перенесенного психотического состояния.

Возникает при шизофрении, органических поражениях головного мозга, носит специфические для ряда психических заболеваний черты; например, при шизофрении характеризуется апатико-аутистическими изменениями с диссоциативными проявлениями в мышлении, после травм головного мозга Д. определяется церебрастеническим или церебропатическим синдромом с различной степени выраженности интеллектуально-мнестическими и характеропатическими проявлениями.

Нередко особенности Д. зависят от формы течения психического заболевания: так, например, он значительно быстрее развивается и носит более грубый характер при приступообразно-прогредиентном, чем при рекуррентном, течении шизофрении.

Выздоровление - один из исходов болезни, заключающийся в восстановлении нормальной жизнедеятельности организма в физическом, психическом и социальном плане.

Хронификация – характеристика болезненного процесса, который в силу некоторых причин (как правило, это снижение защитных ресурсов организма) приобрёл затяжное течение.

Синдром Мюнхгаузена — симулятивное расстройство, при котором человек симулирует, преувеличивает или искусственно вызывает у себя симптомы болезни, чтобы подвергнуться медицинскому обследованию, лечению, госпитализации, хирургическому вмешательству и т. п. Причины такого симулятивного поведения полностью не изучены. Общепринятое объяснение причин синдрома Мюнхгаузена гласит, что симуляция болезни позволяет людям с этим синдромом получить внимание, заботу, симпатию и психологическую поддержку, потребность в которых у них фрустрирована.

Пациенты с синдромом Мюнхгаузена, как правило, отрицают искусственную природу своих симптомов, даже если им предъявляют доказательства симуляции. Обычно они имеют длительную историю госпитализаций из-за симулированных симптомов. Не получая ожидаемого внимания к своим симптомам, больные с синдромом Мюнхгаузена часто становятся вздорными и агрессивными. В случае отказа в лечении одним специалистом больной обращается к другому. Чаще всего больные с синдромом Мюнгхаузена симулируют следующие симптомы:

-Конвульсии

-Кровотечения, вызванные приёмом антикоагулянтов

-Рвота и понос

№5






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.