Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественный фильм. Авторы сценария - Ю. Герман, С






Авторы сценария - Ю. Герман, С. Герасимов

Режиссер - С. Герасимов

Оператор - Е. Величко

Ленфилъм. 1936 г.

30-е годы - время поразительного раздвоения жизни. С одной стороны - это реальность лагерей, пыток, обысков, ночных арестов и страха. Это геноцид крестьянства и миллионы смертей от голода. С другой стороны - реальность, названная в известном фильме " большой жизнью". Энтузиазм, грандиозные стройки, подвиги челюскинцев, папанинцев, седовцев, экипажей Чкалова и Громова, рекорды Коккинаки, освоение Арктики. Редко удается охватить сознанием обе эти реальности: десятилетиями отмахивались от первой, не могли или не хотели знать о ней. Узнав же и осознав ее, немедленно предали осмеянию ту, что была на виду, - вторую реальность.

" Большая жизнь" - это миф? Справедливо ли такое утверждение? Или подобный ригоризм есть лишь попытка упрощения, поиски удобной однозначности там, где ее быть не может?..

Картина режиссера Сергея Герасимова " Семеро смелых", выросшая, по утверждению автора, из газетной заметки, прямо связана с вышеупомянутой " большой жизнью". Как тесно здесь на чисто фактическом уровне переплелись общественное событие и судьбы искусства!

Газетная заметка, о которой идет речь, появилась в 1932 году в " Комсомольской правде", она призывала молодежь организовать полярную зимовку. Автор ее - Константин Званцев, в прошлом соученик Сергея Герасимова по учебе в Фабрике эксцентрического актера (ФЭКС). Герасимов использует материал зимовки Званцева в сценарии, который пишет совместно с писателем Юрием Германом. Фильм снимается в Заполярье, и съемочная группа почти буквально переживает все, что описано в сценарии.

Молоды исполнители ролей, режиссеру фильма - 30 лет. За его плечами - блистательная актерская школа ФЭКС, несколько интереснейших киноролей в фильмах его учителей и основателей ФЭКС Г. Козинцева и Л. Трауберга.

Уже в 20-х годах что-то толкнуло Герасимова в режиссуру. Этим " что-то" было стремление к принципиально иной, чем у ФЭКС, реалистической манере. Он делает четыре проходные, не слишком удачные ленты и " обжигается" в них именно на эксцентрике, понимая наконец, что в режиссуре это не его стихия. На съемках картины Козинцева и Трауберга " Одна", где Герасимов играет роль и одновременно проходит стажировку в качестве второго режиссера, он впервые улавливает и формулирует для себя волнующее его " что-то". Это, во-первых, тонкая психологическая нюансировка поведения героя, причем нюансировка на бытовом уровне. А во-вторых, острая потребность в тексте, в диалоге и, следовательно, - в звуке. Если классические образны ФЭКС пребывают именно в сфере эстетики немого кино, то режиссура Герасимова невозможна без диалога. Он использует пришедший в 30-х годах звук с наивозможной интенсивностью, которая, впрочем, - и это принципиально! - не бросается в глаза.

По-настоящему, как режиссер, Герасимов начинается именно с фильма " Семеро смелых", где он впервые создает свой стиль. Режиссура здесь намеренно тонка, ненавязчива, как бы спрятана. Герасимов стремится к эффекту " подсмотренной жизни", ищет предельной естественности существования актеров в кадре.

Для стиля Герасимова принципиально погружение актеров в неподдельную обстановку заполярного зимовья, влекущую за собой такие обстоятельства, как теснота быта, общность дела и опасностей, но, главное, - атмосферу искренней дружбы.

Примечательно и то, что в 30-х годах, в пору широко захватившей экран " шпиономании" и борьбы с " вредителями", появилась картина, не игравшая в эту идеологическую игру. В этическом пространстве фильма " Семеро смелых" тема вредительства была не просто неуместна - невозможна. В отличие от многих приключенческих лент своего времени, эта картина черпала острые сюжетные положения не в тайной зловредности кого-нибудь из героев, а напротив - в их честности и преданности друг другу и долгу человеколюбия. Обещание приключений - ив названии фильма, и в песне Венедикта Пушкова, что звучит на вступительных титрах: " Штурмовать далёко море посылает нас страна". Ни название, ни песня не обманывают зрительских ожиданий. Будет и смелость, и приключения: полет через пургу в чукотское становище на помощь тяжело больному человеку; опасная экспедиция в поисках олова, оплаченная гибелью одного из героев. Словом, все, что охватывает собою популярный в те годы девиз: бороться и искать, найти и не сдаваться.

Тем не менее авторы не дают жанру восторжествовать с самодовлеющей однозначностью.

Они предельно растягивают экспозицию, так, что собственно приключения начинаются едва ли не во второй половине фильма. В первой же внимание целиком занято бытовыми мелочами жизни. Но режиссер с видимым удовольствием вслушивается в необязательную болтовню героев, смакует их бытовой говорок, привычные, с ходу подхватываемые шуточки, безобидные насмешки и розыгрыши.

Как наслаждается Герасимов этой житейской текучкой, щедро тратя на нее драгоценное экранное время! Но и окупаются эти затраты сполна Режиссер достигает необычайно важного эффекта: к началу остросюжетных моментов зритель не просто узнает героев - он влюбляется в них. Сроднившись с семью молодыми зимовщиками, он дорожит ими. Теперь можно пустить в ход привычные механизмы жанра, не рискуя потерять в его перипетиях человеческую самоценность героев. И зритель с большим напряжением станет следить за развитием действия, потому что ему больно потерять любого из полюбившихся героев. Так Герасимов продемонстрировал истинное умение делать жанр и вместе с тем овладел труднодостижимым, но весьма ценным секретом профессии: подчинить аудиторию магической силе кино.

Впрочем, мы будем не совсем справедливы, если отнесем все достижения фильма лишь на счет режиссуры и драматургии. " Семеро смелых" - это еще и на диво ладный актерский ансамбль. Хотя здесь встретились актеры разных школ: ученики Герасимова, преподававшего тогда в Институте сценических искусств, - и фэксовец Олег Жаков. Артист Театра Мейерхольда Николай Боголюбов - и Иван Новосельцев из киностудии " Межрабпомфильм". А между тем создается впечатление, что эти семеро только и делали всю жизнь, что играли вместе, - настолько им легко и радостно взаимодействовать на экране.

Есть у теоретиков актерского искусства традиционный тезис, согласно которому интереснее характер, данный в развитии, нежели в статике. В " Семеро смелых" мы находим яркое подтверждение тому, как важен собственно характер, пусть даже не эволюционирующий, а всего лишь раскрывающийся в разных гранях.

Вот самый младший из семерых зимовщиков - поваренок Петька Молибога - подвижный, как ртуть, легкий, артистичный, парадоксально сочетающий в себе солидную основательность и постоянную потребность в игре. Он даже оладьи жарит так, что это бытовое действие превращается у него в блистательный дивертисмент. А как обыгрывает артист встречу Молибоги с чукчами, внезапно явившимися на станцию! Каскад эмоций: испуг, смущение, растерянность и заполошный восторг в ответ на изумление товарищей: " Что, что?! Два национала в полном параде - вот что! " Молибога - дебют Петра Алейникова, сразу и на многие годы ставшего любимцем зрителей. Герасимов неспроста подарил Молибоге имя исполнителя - Петр Мартынович. Нерасторжимая слитность актера со своими персонажами навсегда станет счастьем Алейникова-звезды.

Другой пример - Олег Жаков в роли радиста Курта И здесь тоже сделана ставка на внутреннюю органику. Но, в отличие от каскадной партии Молибоги, роль Курта выстроена на полутонах, подтексте и предельно малом количестве слов. Впрочем, как и у каждого из семерых героев, у Жакова есть " сольный номер": эпизод одинокого и тревожного бдения у рации. Четверо из группы заблудились, их настигла пурга. Осунувшийся, чуть живой от усталости, Курт с непоколебимым упорством вновь и вновь посылает в пустоту радиосигналы. Почти без слов, скупыми жестами, с лицом, на котором живут только глаза, Жаков передает с экрана максимум информации о своем герое: Курт много часов бодрствует у аппарата, страх за друзей борется в нем с надеждой, он тайно и безответно влюблен в Женю (Тамара Макарова), которой, как и другим, грозит опасность в снежной пустыне... И незаметный, молчаливый радист, до сих пор скромно державшийся на втором плане, предстает воплощением надежности и товарищества.

Обаяние фильма - именно в ансамблевости, сыгранности актеров, в той естественной легкости, с которой они сосуществуют на экране. Этот эффект непосредственной, словно бы подсмотренной, милой житейской " прозы" с такой же - если не большей - силой удастся Герасимову в " Учителе", отчасти - в " Молодой гвардии". Но в более поздних картинах Герасимова попытки воспроизвести непринужденный бытовой говорок окажутся неловкой стилизацией под жизнь.

Фильм " Семеро смелых" - это молодость. Молодость кино, молодость страны, молодость героев и актеров. Он остается простодушной и ясной улыбкой, сияющей нам из дали лет.

 

Сюжет

В заснеженную Арктику на зимовку прибывают шесть исследователей. Пароход уже ушёл и при распаковке груза зимовщики обнаруживают арктического «зайца» — Петра Молибогу (Пётр Алейников). Мужественных зимовщиков становится семеро.

[править]

В ролях

• Николай Боголюбов — начальник зимовки Илья Летников

• Тамара Макарова — врач Женя Охрименко

• Иван Новосельцев — летчик Богун

• Олег Жаков — радист Курт Шефер

• Андрей Апсолон — метеоролог Ося Корфункель

• Иван Кузнецов — моторист Саша Рыбников

Пётр Алейников — повар Молибога

Учитель.

 

30-е годы прошлого столетия. Степан Лаутин, получив в Москве педагогическое образование, возвращается в родное село. Ни его отец, ни земляки не одобряют профессию Степана. По их убеждению учитель слишком заурядная профессия. Но молодой человек проявляет недюжее упорство, занимаясь любимым делом. И это помогает ему завоевать доверие и уважение односельчан.

 

(Эпизод с пластинкой.)

 

 

Борис Чирков

 

... Степан Иванович Лаутин – сестра Мария Лагутина.

 

2.

 

Тамара Макарова - Аграфена Шумилина

 

 

3)

Иван.

На фоне грандиозного строительства первой пятилетки — сооружения Днепрогэса — рассказывается типичная история становления нового человека. Герой картины — деревенский парень — приходит на строительство ГЭС, становится передовым рабочим, коммунистом.   Аэроград.  
На фоне грандиозного строительства первой пятилетки — сооружения Днепрогэса — рассказывается типичная история становления нового человека. Герой картины — деревенский парень — приходит на строительство ГЭС, становится передовым рабочим, коммунистом.   Щорс.    

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.