Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественный фильм. Авторы сценария и режиссеры - Г






Авторы сценария и режиссеры - Г. Козинцев, А. Трауберг

Оператор - А. Москвин

Ленфильм. 1934 г.

" Мы хотим снимать фильм " История большевика", фильм о развитии и формировании его характера", - сообщил Г. Козинцев в 1931 году в интервью чешскому кинокритику Любомиру Лингарту.

После звуковой картины " Одна" (1931) Г. Козинцев и Л. Трауберг, верные друзья-товарищи по Фабрике эксцентрического киноактера (ФЭКС), решили принять участие в создании советской киномифологии. Работая над фильмом " Одна", на материале сегодняшнего дня, режиссеры выбрали для героини Е. Кузьминой самые глухие места Алтая. Тема повернулась как история жертвы, как тема аскетическая.

В первых вариантах сценария " Большевик" режиссеры противопоставляли одного из своих героев, Поливанова, - профессионального революционера, бежавшего из ссылки, мрачной, гнетущей эпохе столыпинской реакции. Эпоха, подобно тому как это было в " Шинели" и " СВД", подавляла героя. Требовались новые краски. Идеология диктовала: партия большевиков жила, работала, действовала. В недрах столыпинского режима зрела новая сила, рост большевиков был неукротим.

Итак, сценарный пролог " Большевика": новогодняя петербургская ночь захлебывалась в пьяном веселье, финальный эпизод заканчивался провалом Поливанова, которому сыщик изрекал: " Ведь, скажем прямо, бороться вам нечего - партийная организация в Петербурге разгромлена". Текст пролога был фэксами опубликован и вызвал негативную реакцию журнала " Советское кино": " Круг безнадежности реакционной эпохи замкнут. Движение, едва вспыхнувшее, снова тухнет. Пролог обрывается, не оставляя, казалось, никаких нитей для продолжения действия".

До утверждения в Москве сценария " Большевик", Козинцев и Трауберг летом 1933-го начали съемки пролога. Центральные роли достались актерам Е. Кузьминой и талантливому Э. Гарину. Главный герой даже носил фамилию Гарин. " Тощий парень с умным взглядом, с острым носом, с упрямой копной волос" - так указывал сценарий. Выдающийся мастер эксцентрического искусства, Гарин был любимцем режиссеров. Однако события развивались не по намеченному сценарию. Снятый материал вызвал неприятие старыми партийцами. Трауберг затем вспоминал, что высокая комиссия ЦК ВКП(б) запретила сценарий " Большевика".

Но в марте 1934 года съемки возобновились, группа стремилась захватить уходящую зимнюю натуру. Фильм назывался теперь " Юность Максима". Кузьмина по каким-то причинам не смогла работать, Гарина не отпускали из театра. Еще на съемках пролога роль Демы, закадычного дружка главного героя, досталась Б. Чиркову - практически новичку в кинематографе. Напрашивалась замена Гарина.

Уездный городок Нолинск на реке Воя расположен в 120 верстах от Вятки (Кирова), в стороне от железной дороги. Только почему-то местные любили петь. Юному Борису Чиркову запомнились слова: " Измученный, истерзанный //Наш брат мастеровой // Идет, как тень загробная, //С работы трудовой". Чирков оказался в Питере, городе фэксов. Молоденький вятич сыграл неунывающего героя в спектакле " Тиль Уленшпигель" Ленинградского театра юного зрителя.

Трауберг впервые заприметил тюзовца в концертном номере " Пат, Паташон и Чарли Чаплин". Чирков работал на эстраде вместе с Н. Черкасовым В фильме " Одна" Трауберг дал Чиркову эпизод: сварливый обыватель диктует жене по телефону меню обеда. В незаконченной комедии

" Путешествие в СССР" (1932) фэксы снимали Чиркова вместе с Гариным и Кузьминой. Дёма из " Юности Максима" - веселый парень. Эдакая вариация Тиля. Шли репетиции, Гарин не появлялся. Тут и решился Трауберг: " Ищем топора, а он под лавкой. Чирков будет играть Максима".

Решение было верным. Гарин, хоть и рязанский, уступал Чиркову в национальной типаж-ности. К тому же Чирков умел петь, а Гарин нет.

" Нужно, конечно, вернуть элементам кинематографии их прямое и логическое назначение, людей должен играть актер. В основу всего должна быть положена сценарная конструкция", - посчитал в тот период освободившийся от гипертрофии монтажных приемов конца 20-х годов Козинцев. Бывшие фэксы задумались всерьез о возможностях актеров в звуковом кино. Они стали просчитывать зрительский успех будущего фильма.

Искусство начинается не с выбора объекта, ас его трактовки. " Дело было не в том, чтобы снять! красивые кадры, а в том, чтобы нашего героя впаять в среду, которая была бы не фоном, а действи-] ем, одним из центральных образов нашей картины", - подчеркивал Козинцев. Вчерашние фэкс искали натуру в " Петербурге" А. Белого: " Зде прямо в нос бьют разнообразные запахи: пахне солью морской, селедкой, канатами, кожаной курткой и прибрежным брезентом". Ощущение города переходит в характерные запахи, Петербург лишен александрийского блеска. Помогала и зримая проза Бунина; " Кричал, махая рукой в нитяной перчатке, разгоняя народ, краснолицый великан городовой, плохо двигавший одереневевшими от стужи губами" (рассказ " Петлистые уши").

Первое появление в фильме Максима - Чиркова... Раздается крик " кукареку", через расхлябанный забор кто-то перебрасывает дворняжку. Сушится на веревках белье, квохчат куры. Возникает веселый, озорной Максим, подпоясанный ремнем с пряжкой, дурашливый, напевает: " Крутится, вертится шар голубой..."

Максима поджидают парни, дружки Андрей и Дёма, тоже подпоясанные, в начищенных сапогах. Песенка городских окраин - это их спутник, лейтмотив героя, символ беззаботной юности, молодости, примета жизненных нерастраченных сил. Троица в обнимку, горланя свой мотивчик, направляется на работу. По дороге шутливо тискают горничную, поднимают каблуками пыль.

Козинцев и Трауберг называли своего героя " Тилем Уленшпигелем с Нарвской заставы". Для Чиркова смысл " Юности Максима" состоял в том, что ничего в роли не было специально для " идеологии". Такой неунывающий, жизнелюбивый парень неминуемо должен был стать революционером Максим для актера наделен лучшими качествами питерского рабочего, умом и юмором, прирожденным чувством справедливости, верностью товарищам, душевностью и решительностью, смелостью и терпением Он не мог примириться с произволом и бесправием Не было ему жизни без революции. Не было ему, по Чиркову, ни малейшей нужды перестраиваться, сменять вехи, осознавать свои заблуждения (обычные мотивы сценарной драматургии тех лет). И пропагандистом он стал не только оттого, что умные и знающие люди дали прочитать ему верные книжки. Необходимость передать душевное тепло другим людям была в его природе. Не существовало по отдельности человеческого характера и образа революционера. Был попросту Максим, и все тут.

Критики пристрастно рассматривали убогий пейзаж рабочей окраины, возникший на экране, шествие героев по пыльной дороге к закопченным заводским корпусам, слышали тревожный, зловещий гудок И пришли к выводу: все это создавало образ прогнившего старого мира, который неизбежно идет к катастрофе. Тогда как в 1910 году (время действия фильма) Россия прочно занимала 5-е место по промышленному производству - после США, Германии, Великобритании, Франции. Темп роста ВНП опережал даже Америку. Широкий экспорт хлеба позволил ввести золотой, рубль.

Историки экрана отметят в фильме этапы партийного строительства. Своеобразие же Максима, как считали фэксы, заключалось " в резком соединении трагического и комического, в введении песен, в работе с каламбурным текстом. В звонкости слова и яркости жеста".

По дороге на завод три друга спасают убегающую от мастера Наташу, курсистку (В. Кибардина, бывшая долгое время примой в БДТ, заменила Кузьмину). Максим направляет мастера по ложному пути. Наташа тайком приносила на завод прокламации. Но для героя девушка вовсе не подпольщица, просто " симпатичный предмет". Козинцев и Трауберг позже говорили: " Мы стали искать лучшие свойства класса. Пафос. Юмор. Лирику". Линия Наташа - Максим и есть синтез пафоса, юмора и лирики.

Режиссеры, сравнительно молодые люди с высокой культурой и развитым художественным чутьем, долго и старательно трудились над воссозданием на экране предметной среды. В прологе добивались они музыкальности ритма. Верный соратник фэксов Д. Шостакович смонтировал попурри из пяти одновременно звучащих музыкальных тем. Лихачи, конка, булочная с новогодней елкой, цыганский хор. 1910 год пройдет для России под астральным знаком Козерога, что сулит миру нирвану. Так писали газеты, впечатанные режиссерами в фильм. Большевик Поливанов (работа великого мхатовца М. Тарханова) в деловой обстановке конспиративной квартиры, обставленной по-мещански, в серых обоях..

Рабочая окраина того времени - это деревянный нарост на каменном теле столицы. Оператор А. Москвин, тоже верный соратник фэксов, создал окраину, точно выражающую двойственную природу капитализма, выросшего на корнях крестьянской державы. Деревни с гигантских российских просторов прилепились к музейному Санкт-Петербургу, вобрав в себя дым заводов и мертвое солнце холодной Балтики.

Образ громадного, многотрубного завода Козинцев, Трауберг и Москвин решали по принципу собирательности. Кинематографисты прочесали все ленинградские предприятия, но никакой завод их не устроил. Один заводской кадр оператор снял на Ижорском, другой на Путиловском, третий на Выборгском заводе. Прибегали и к достройкам. Так что позволительно говорить о художественном образе Завода. Этот Завод живет, дышит, двигается, дымят высокие трубы, клубится пар, непрерывно снуют " кукушки", разворачиваются краны. Внутри Завода режиссеры задумали показать механический цех, затем остановились на литейном. Нужно было ощущение ада: тут есть огонь, летят искры от раскаленной лавы металла. Тут в нечеловеческих условиях работает Андрей, друг Максима, тут он погибает.

Бежит по заводскому двору Максим, к нему бросается Дёма (С. Каюков): " Андрей в машину попал! " И в это время, обволакивая их паром и ревом, проносится паровоз. Похоронили Андрея на каком-то безвестном кладбище, это даже не погост - нет храма. Разошлись товарищи, Максим остался один на могиле друга Козинцев рассказывал, что потратил полтора месяца, чтобы найти образ кладбища Оно должно было быть без памятников, тем более мраморных надгробий, без единого дерева, без зелени. Художник Е. Еней (еще один верный соратник фэксов) построил, точнее создал нужное для замысла кладбище на холме возле Путиловского завода Москвин выбрал для съемки свет мрачного осеннего дня. Оператор строит композицию с низким горизонтом, высокое небо - в серой мгле заводского дыма Лес заводских труб царит в кадре, как бы утверждая свое право на власть даже над теми, кто уже никогда не сможет встать по утреннему гудку. На

первом плане - пригорюнился Максим, сидит на голой земле сгорбленная фигурка..

Совсем иным выглядит Петербург у Москвина в эпизодах рабочей демонстрации, стычек с конными солдатами. Проспекты, мощенные камнем (" оружие пролетариата", булыжник), кажутся пустынными; " Пятиэтажные растут громады //В Гороховой, у Знаменья, под Смольным" (Ахматова). Чеканный, линейный рисунок кадров подчеркивает геометрическую соразмерность Северной Пальмиры.

Белые шеренги полицейских противостоят серой надвигающейся толпе демонстрантов. Художественное решение типично для тех лет: белое - черное, свет - тень, затем четкая графика меняется на хаос беспорядочного движения. Кадры кажутся хрестоматийными, чуть ли не кинохроникой, хотя их связь с реальным Петербургом 1910 года мифологична.

Тем не менее во все кинохрестоматии мира как классическое выражение героического духа советского историко-революционного фильма вошел план Максима, разбрасывающего листовки. Крепко ухватившись за уличный фонарь, словно повиснув в воздухе, герой кричит, заглушая общий шум: " Товарищи! " Этот кульминационный кадр динамичной сцены показывает нового Максима - негодующего, смелого, яростного в своем праведном порыве. Герой превращается в политического борца.

Козинцев говорил, что ему и Траубергу хотелось оспорить патетическую интонацию. В эпизодах же разгона демонстрации патетика прозвучала. А вот в тюрьме Максим оборачивался настоящим Тилем Уленшпигелем. Там он нахальничал, дерзил тюремщикам, валял ваньку перед тюремным фотографом. Словом, не унывал и поднимал дух другим узникам. Большое впечатление произвела на Максима встреча в тюрьме с Поливановым, тем самым профессиональным революционером из пролога фильма. Поливанов - Тарханов - это подпольщик старой закваски, весьма образованный марксист, человек убеждающего слова. Роль у замечательного мхатовца небольшая, но личностное обаяние большого актера оказывало свое воздействие на Чиркова - исполнитель действительно впитывал в себя энергию личности Поливанова.

Наташа и Поливанов стали политическими учителями Максима. Рабочая среда - тоже учитель. Так; что герой легко прощался со своей юностью, беззаботной и песенной, переходя в иное качество личности (не только возраста). Все участники съемок испытали определенное воздействие повестей Горького " Мать" и " Мои университеты". Режиссеры спрашивали совета у В. Пудовкина, автора классической экранизации " Матери". Никто из создателей " Юности Максима" не помнил и не знал политической окраски Петербурга 1910 года. Столыпина они воспринимали как реакционера. Семья Петра Аркадьевича пострадала от бомбы революционеров. Наконец в 1911-м Столыпин был застрелен провокатором Д. Богровым.

Для роли Максима долго искали песню. В ней открывался бы с удивительной полнотой и в словах, и в напеве тот самый истинный и искренний лиризм " копеечного", что определял фильм. Городская окраина такую песню наконец обрела: " Крутится, вертится шар голубой". Хотя надо заметить, что крутится, вертится не шар, а шарф..

Беззаботно расположился Максим с удочкой и гитарой на берегу речонки. Напевает, в тихой воде отражаются ветви деревьев, спокойно и лениво вытянулась песчаная коса, небо сияет безоблачно и просторно. За его спиной участники тайной сходки получают адрес собрания. С последними товарищами уходит на сходку и Максим. Оператор меняет характер пейзажа. Солнце прежнее, но высокие ели шумят тревожно, легкие косые тени ложатся на лица подпольщиков, тени сгущаются в глубине леса.

Настроение природы предугадывает полицейскую облаву. Москвин отказывается от мягкого оптического рисунка, который он любил в других своих работах, и прибегает к принципу светотени. Максиму удается уйти от погони. Но теперь он на нелегальном положении.

Автор боевой большевистской прокламации, адресованной рабочим от имени ЦК партии, суровый и закаленный в жизненном " университете" подпольщик Максим уходит из фильма скромно и просто. С узелком, подвязанным к палке на плече, герой не спеша шагает по российской степи - кадр, волнующий строгой ясностью и лиризмом. А за экраном гармонь выводит любимый напев о голубом шаре, слышен ласковый, спокойный голос Наташи: " До свиданья, Максим! Счастливый путь, Максим! "

Академик В. Глушков, известный кибернетик, один из первых зрителей фильма, вспоминал: " Максим, если позволено такое определение, наш советский супермен в наилучшем смысле этого слова. Действительно, он все может, все умеет, все делает

с чувством, с умом, с блеском, - и в то же время совершенно просто и естественно".

Во время приемки " Юности Максима" госчиновники восстали: на экране - фальшь, балаган, герой не большевик-рабочий, а какой-то люмпен-пролетарий. В середине декабря 34-го, в понедельник (" черный"), в полдень фильм посмотрела редакция всесильной газеты " Правда". В три часа смотрела " Комсомольская правда" вместе с Косаревым, первым секретарем ЦК ВЛКСМ. После просмотра молодежный генсек (будет расстрелян) сразу возгласил: " Кто напишет рецензию? Давайте, немедленно! "

В 6 часов вечера Козинцева с Траубергом повезли в Кремль. Сеанс уже начался, в зале было темно. Недовольный голос произнес: " Что это за завод? Я такого в Питере не помню". Немного погодя неугомонный Калинин опять изрек: " Мы так перед мастерами не кланялись". Сталин произнес: " В зале присутствуют режиссеры. Желающие могут после конца высказаться". Больше замечаний не последовало.

..Зажегся свет. Ворошилов назвал большевика Поливанова старым. " Тогда Владимиру Ильичу было только сорок, а все мы были помоложе". Козинцев слегка побледнел и рухнул на стул. Трауберг после уточняет, что Сталин ногами не топал, а Козинцев в обморок не падал, просто ослабел Вождь приказал бутерброды и чай. Генсек поднял вверх стакан: " Максим хорош! Хорош Максим! "

27 января 1935 года фильм " Юность Максима" вышел на экран. Режиссеры были награждены орденами Ленина, Москвин получил " заслркенного деятеля искусств РСФСР". А впереди киномасге-ров ждали другие ленты трилогии: " Возвращение Максима" и " Выборгская сторона"...

 

Возвращение Максима.

Сюжет

Из пролога становится известным, что герой первого фильма трилогии Максим (Чирков) становится опытным революционером. Он дважды арестован, дважды бежит из-под стражи.

Действие фильма начинается в 1914 году. В вестибюле здания, где заседает Государственная дума Российской империи IV созыва, ведут диалоги депутаты — представители самых различных социальных слоёв, большинство из которых несёт откровенно сатирическую окраску. Выгодно отличается от окружающих представитель большевистского крыла социал-демократов — Тураев (Кузнецов). Он встречается с партийным курьером Наташей (Кибардина), работающей под конспиративным именем товарищ Елена, и отправляется с ней для агитации в пролетарский район Петербурга.

Большевик Максим (теперь известный как «товарищ Фёдор») проводит заседание стачечного комитета, замаскированное под дружескую вечеринку в трактире. Принципиально и жёстко он отвергает все попытки меньшевиков (Меркурьев и Бонди) ослабить накал требований бастующих рабочих. В ходе дискуссии выясняется, что военный заказ, ради срыва которого и начата забастовка, тайно передан на другой завод. Куда — знают хозяева предприятия и конторщик Платон Дымба (Жаров) — пьяница, дебошир и «король петербургского бильярда». Войдя к нему в доверие, Максим узнаёт, что заказ размещён на Северном заводе. Большевики организуют стачку и на этом предприятии, а спустя несколько дней выводят на улицу весь петербургский пролетариат. Рабочие строят баррикады и вступают в вооружённое противостояние с властью, но отряды жандармов к концу июля 1914 года подавляют сопротивление.

1 августа 1914 года Россия вступает в Первую мировую войну. Партия отправляет Максима рядовым в действующую армию, где он разворачивает политическую агитацию.

В ролях

• Борис Чирков — Максим Иванович Лисицын — профессиональный революционер, большевик, он же товарищ Фёдор

• Валентина Кибардина — Наташа Артемьева — редактор газеты «Правда», она же товарищ Елена

• Анатолий Кузнецов — депутат Госдумы Тураев

• Михаил Жаров — конторщик Невского завода Платон Васильевич Дымба, черносотенец

• Василий Ванин — большевик Николай

• Алексей Бонди — меньшевик

• Василий Меркурьев — cтудент-меньшевик

• Юрий Толубеев — штрейкбрехер-железнодорожник

• Александр Зражевский — Василий Кузьмич Ерофеев, старый токарь Северного завода

• Александр Чистяков — Мищенко, рабочий-литейщик Северного завода

• Николай Крючков — солдат в «теплушке» (в титрах не указан)

• Мария Яроцкая — жена Никадима, стирает бельё на мостках в реке (в титрах не указана)

[править]

Съёмочная группа

• Сценарий — Григория Козинцева, Лва Славина, Леонида Трауберга

• Режиссёры — Григорий Козинцев, Леонид Трауберг

• Композитор — Дмитрий Шостакович

• Оператор — Андрей Москвин

• Художник — Евгений Еней

• Звукооператоры — Илья Волк, Борис Хуторянский

• Ассистенты — Надежда Кошеверова, Илья Фрэз, Сухобоков Владимир, М. Герлтовский, А. Гурвич

[править]

Отзывы

Одной из наиболее известных и ярких сцен фильма является эпизод партии на бильярде главного героя с Платоном Дымбой.

В «Возвращении Максима» коронным аттракционом и «гвоздём» становился бильярдный турнир в трактире, где Максим загонял под стол самого «короля санкт-петербургского бильярда» — конторщика и соглядатая Платона Дымбу — блистательного Михаила Жарова (на самом деле турнир был нужен, чтобы выведать у Дымбы, на какой завод передали военный заказ, — задание партии).

— Нея Зоркая «Трилогия о Максиме…»[1]

В фильме < …> «Возвращение Максима» была использована классическая сцена игры на бильярде, в которой были заняты Борис Чирков, наш «положительный» герой, пролетарий и анархист Платон Дымба, которого играл наш замечательный артист Михаил Жаров. Кстати, во всех эпизодах игры на бильярде их удары «исполнял» известный питерский игрок Жорж Гаев. Но тогда я этого не знал. Для меня это был своего рода бильярдный спектакль, своего рода аттракцион. Я < …> до сих пор остаюсь под впечатлением столь великолепной игры актеров.

— Эльдар Рязанов[2]

 

Выборгская сторона.

Третья и завершающая картина из трилогии о профессиональном революционере Максиме. Что ж, как уже отмечала о втором фильме — Трауберг и Козинцев верны своему принципу, налицо тенденция улучшения качества фильмов с каждом последующей серией. Третья, финальная лента — можно сказать уже высший пилотаж, интересно задумано и мастерски воплощено. 
 
 Сюжет еще более лихо закрученный — чего мелочиться-то, в третьей части Максиму уже поручено руководить государственным банком, по ходу дела он разговаривает лично с самим Ильичом по телефону, берет с поличным мародеров и грабителей, выступает в суде, вершит судьбы чуть ли не половины населения революционного Петрограда, взглядом останавливает озверевшую толпу голодных рабочих, возглавляет отряд комиссаров, на короткой ноге общается с Троцким и много каких еще великих чудес совершает. 
 
 Отмечу, что в титрах товарищ Чирков, исполнитель роли Максима, указан уже как «ЗАР» — то бишь «Заслуженный артист Республики (подозреваю именно Республики, а не России) — и это чувствуется уже по первым кадрам, конечно это уже совсем не та неумелая угловатость в игре, которая была в «Юности». Вообще интересно посмотреть три фильма последовательно — наглядно видно, насколько от раза к разу меняется его игра и лицо, и слава Богу редкий пример — в лучшую сторону, все более совершенствует свои актерские навыки. 
 
 Более проработаны сценаристами и линии других персонажей — Наташи, Евдокии Козловой. В целом женские образы прописаны лучше, гораздо лучше. Есть внятная мелодраматическая история — такая как бы закваска для всего тягучего повествования о революционных днях Петрограда. Сегодня, конечно, многое выглядит вычурно или смешно, как например монолог Евдокии о нелюбви к советской власти и мгновенном «прозрении» — Я же товарища Ленина, дескать, ненавидела, а он мне квартиру дает? Или, положит, рассуждения о том, что скоро женщин будут тоже получать по карточкам, как муку и масло., этакая экспроприация живого имущества из частных рук в государственные, а то бишь общественные. А после таких общественных «пользований» женщинами дети тоже будут общественные, государственными. Выглядит нелепо и абсурдно, хотя на самом деле имеет под собой реальные исторические факты первых советских директив и декретов о передаче права частной собственности на женщин государству. Для советской власти по первости женщина — как предмет — должна была быть передана страждущим, ну почти как фабрики — рабочим, а землю — крестьянам. 
 
 В фильме еще есть парочка таких на первый взгляд забавных эпизодов-анахронизмов, сделанных однако очень качественно. Нужную эмоции из зрителя все же достают. 
 
 Тем, кто осилил «Юность» и «Возвращение», очень рекомендую посмотреть и «Выборгскую сторону», чтобы составить полное впечатление о первой советской героической «трилогии».

 

 

12) Депутат Балтики






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.