Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственная природоохранная политика как задача государственного управления






Государственное управление в сфере экологии невозможно без выработанной государственной природоохранной политики. Под государственной природоохранной политикой понимается система идей, концепции, представления о целях, приоритетах, принципах, направлениях, способах и средствах природоохранной деятельности государства. Тезис о зависимости законодательства от государственной политики не требует доказывания. В свою очередь, государственная политика экологична лишь в той мере, в какой это диктуется общественными интересами.

В 2002 году в России впервые была принята Природоохранная политика Распоряжение Правительства РФ «Об природоохранной доктрине Российской Федерации» от 31.08.2002 № 1225-р, которая и закрепила основные направления и задачи государственного управления в природоохранной сфере.

В качестве правового приоритета национальной природоохранной политики должно рассматриваться предупреждение и возмещение природоохранного вреда. Отраслевой приоритет в таком звучании не противоречит ни целям природоохранного законодательства, которые обозначены в Законе об охране окружающей среды, ни принципам природоохранного права - это категория иного порядка, своего рода точка концентрации нормативного регулирования. Исторически природоохранное законодательство создавалось с целью минимизации и предотвращения вреда окружающей среде и человеку, на это так или иначе направлены все нормы, относимые к природоохранному праву.

Актуальной задачей современного природоохранного законодательства является правовое обеспечение соблюдения природоохранных требований на стратегически важных направлениях развития страны.

Требуется эколого-правовое сопровождение приоритетных национальных проектов. Актуальность данного направления подтверждается приведенным выше примером негативных природоохранних последствий принятия поправок к законодательству в целях реализации национального проекта по обеспечению доступности жилья.

Существует острая необходимость в создании действенных механизмов экономического стимулирования субъектов хозяйственной деятельности к сокращению их негативного воздействия на окружающую среду и рациональному ресурсо- и энергопотреблению. В числе таких механизмов - платность негативного воздействия на окружающую среду, льготное налогообложение, введение залоговой стоимости упаковки, стимулирование применения альтернативных видов автомобильного топлива, создание конкурсных преимуществ соответствующим инвесторам и другие меры.

На состояние природоохранного законодательства существенно влияет государственная политика в сфере федеративных отношений. На первый взгляд региональные органы государственной власти активно используют свои полномочия в сфере охраны окружающей среды, динамично развивается региональный уровень природоохранного законодательства как сферы совместного ведения - практически повсеместно в пределах ведения субъектов РФ приняты и действуют нормативные акты, регулирующие различные вопросы владения, пользования, распоряжения природными ресурсами и охраны окружающей среды на соответствующих территориях. В то же время региональное законодательство еще не может считаться полностью отвечающим принципам федерализма - как в части встречающихся несоответствий федеральному законодательству или, напротив, дублирования федеральных норм, так и по причине его инертности (непринятие действительно необходимого регионам собственного правового регулирования в отсутствие федерального) Бринчук М.М. Природоохранная функция российского государства: проблемы реализации // Природоохранное право России: Сборник материалов научно-практических конференций. Вып. 3 / Составители А.К. Голиченков, И.А. Игнатьева, А.О. Миняев / Под ред. профессора А.К. Голиченкова М.: Тиссо, 2002. С. 8..

Важнейшим организационным условием эффективной реализации норм природоохранного законодательства является стабильность системы государственного управления охраной окружающей среды, что предполагает не только стабильность соответствующего законодательства, но и надлежащее кадровое и материально-техническое обеспечение деятельности органов управления на всех уровнях - федеральном, региональном, муниципальном.

Правовое регулирование организации природоохранного управления, а именно системы и компетенции федеральных органов, разграничения полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти, объема компетенции органов местного самоуправления должно исходить не только из задач административной реформы, но и обязательно из приоритетов государственной природоохранной политики.

Эффективность реализации правовых норм прямо зависит от уровня правосознания, а в данном случае также и от природоохранной культуры.

Возможно, низкий уровень природоохранной культуры является основной причиной нарушения законодательства об охране окружающей среды. Однако здесь важно иметь в виду, что природоохранная культура вряд ли может быть сформирована посредством каких-либо специальных кампаний, изолированно, поскольку представляет собой часть культуры вообще и, следовательно, принципиально зависит от повышения общего культурного уровня граждан и общества в целом. Правовые средства не являются приоритетными в этой сфере, где традиционно действенны моральные, этические, религиозные, психологические, художественные средства воздействия.

Принципиально важным инструментом обеспечения соблюдения природоохранных требований является природоохранний контроль. Есть потребность в дополнительном правовом урегулировании всех видов природоохранного контроля - государственного, производственного и общественного. Применительно к государственному контролю можно говорить о совершенствовании порядка его осуществления и порядка выдачи разрешительных документов. Применительно к производственному - например, о включении основных требований к его организации и проведению в общий технический регламент по природоохранной безопасности. Наименее урегулированным является общественный природоохранный контроль, в сфере осуществления которого ряд наиболее важных положений может быть определен только на уровне федерального закона.

Принципиальное значение для состояния и перспектив развития всего природоохранного законодательства имеют вопросы реализации и защиты права граждан на благоприятную окружающую среду и связанных с ним прав, в первую очередь - права на своевременное получение полной и достоверной природоохранной информации и права на возмещение вреда здоровью, причиняемого природоохранными правонарушениями, а также возникающего в результате природных и техногенных чрезвычайных ситуаций или связанного с проживанием на экологически неблагополучных территориях.

Проблемность исследуемой тематики - охраны окружающей среды в качестве объекта государственного и муниципального управления состоит в том, что до настоящего времени отсутствуют единые подходы к пониманию категории «окружающая среда». Произошли значительные изменения в правовом регулировании экологических проблем, приняты многочисленные нормативные акты, регламентирующие правоотношения в исследуемой сфере. Однако не прекращаются дискуссии по вопросу правового толкования терминов «окружающая среда», «природная среда» и др. Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» расширено понятие «окружающая среда» с включением в перечень объектов охраны совокупности компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных, а также антропогенных объектов. Однако не закреплены средства охраны антропогенных объектов нормами экологического права.

Экологическая ситуация относится к числу сложноорганизованных объектов государственного и муниципального управления. Ее особенности на определенном территориальном пространстве оказывают воздействие на качество управленческой деятельности в сфере охраны окружающей среды. Интенсивность и виды средств, используемых применительно к конкретной экологической ситуации, объективные потребности в установлении координационных отношений между различными уполномоченными природоохранными субъектами обусловлены спецификой объекта управления охраной окружающей среды. С учетом этого и должна формироваться единая система органов исполнительной власти по управлению охраной окружающей среды на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Объект управления выступает исходным элементом в системе управления, однако без субъекта управления, его организующей и направляющей силы воздействия на объект управления управленческий процесс не возможен. Для осуществления управления необходимо взаимодействие между субъектом и объектом, т. е. сам процесс управления. При этом эффективное управление возможно лишь в том случае, если реакции управляемой системы будут адекватны управляющим воздействиям.

Управление в сфере охраны окружающей среды основывается на положениях, свойственных публичному управлению в целом и представляет собой специфический вид управленческой деятельности, обусловленный особенностями объекта и определенным набором методов управления. Комплексность и межотраслевой характер государственного и муниципального управления охраной окружающей среды заключается в том, что оно направлено на регулирование широкого спектра правоотношений.

Данное обстоятельство обусловливает его специфику, которая проявляется в основных задачах, принципах и функциях управления в рассматриваемой сфере. Основу управления в той или иной сфере деятельности составляет политика государства. Представляя собой стратегически осмысленную деятельность, она имеет систему целей и концептуальных идей, отражающих наиболее значимые аспекты перспективы построения общественных отношений. Экологическая политика Российской Федерации была сформулирована в Указах Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и от 1 апреля 1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и др. В этих основополагающих документах определены не только основные задачи и цели государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды, но и содержатся координационные начала деятельности органов государственного и муниципального управления. Более того, основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития являются основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений в ходе комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. Вместе с тем отсутствует системный комплексный подход к решению экологических проблем органами публичной власти, что обусловлено слабым финансированием природоохранных мероприятий, отсутствием научно обоснованной системы органов государственного и муниципального управления охраной окружающей среды, их согласованностью в решении исследуемых проблем.

Управление в сфере охраны окружающей среды должно осуществляться с учетом современных реалий и прогнозируемых перспектив, последовательного внедрения принципа кластера. Под кластером здесь понимается устойчивое территориально-отраслевое партнерство, объединенное инновационной программой внедрения передовых производственных, инжиниринговых и управленческих технологий с целью повышения эффективности осуществляемой деятельности. По своей сущности кластер содержит в себе координационные начала, объединяя территориальное, отраслевое или межотраслевое управление с сочетанием современных технологий и инновационным развитием. В этих интегрированных свойствах кластера должен быть в обязательном порядке учтен экологический аспект, позволяющий усилить эффект кластерного производства, его возможности для инновационного и производственного роста.

В целом, основной задачей развития системы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием является обеспечение эффективного государственного управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов, соответствующего демократическому устройству и рыночной экономике Мышко Ф.Г. Обеспечение природоохранной безопасности России: теоретические, правовые и организационные проблемы. М.: Изд-во Московского университета, 2007. С. 43..

Для этого необходимы:

- развитие государственного регулирования охраны окружающей среды и использования природных ресурсов с учетом различных форм их освоения;

- четкое разграничение полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в области контроля за использованием ресурсов и состоянием окружающей природной среды;

- учет экологических проблем при регулировании отношений собственности на природные ресурсы;

- обеспечение государственного, ведомственного, производственного, муниципального и общественного природоохранного контроля, а также совершенствование системы лицензирования, сертификации и паспортизации;

- развитие государственного нормирования и контроля качества окружающей среды и установление единых требований к хозяйствующим субъектам;

- совершенствование механизма и усиление роли государственной и общественной природоохранной экспертизы, включая экспертизу проектов, технологий и государственных программ;

- внедрение стратегической оценки воздействия на окружающую среду и анализа ее состояния в масштабах страны и регионов;

- поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств реагирования на возникающие экологические угрозы и чрезвычайные ситуации;

- создание в секторах промышленности, в которых осуществляется потенциально опасная деятельность, специализированных подразделений, предназначенных для предотвращения и ликвидации негативных последствий такой деятельности;

- наделение должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, необходимыми полномочиями, обеспечение им государственной защиты и предоставление социальных гарантий.

Эффективное государственное и муниципальное управление в сфере охраны окружающей среды возможно при скоординированной, целенаправленной, гармоничной деятельности в политической, экономической, социальной, экологической и других сферах, без чего переход к устойчивому развитию общества невозможен.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.