Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физиологическое действие качки




При плавании на судне, испытывающем качку, у многих людей появляются симптомы особого рода недуга. Он проявляется в виде головокружения, головной боли, слюноотделения, тошноты, рвоты. В тяжелых случаях нарушается коорди­нация движений, ослабляется память, понижается мышечная сила, что иногда приводит к потере работоспособности. Этот недуг получил название морской бо­лезни или болезни укачивания. Ввиду того, что он проявляется и на других видах транспорта, его называют также болезнью движения. f

Подверженность людей морской болезни вызывает не­обходимость изучения ее при­чин, защитных мероприятий, а также исследования вопросов профессионального отбора чле­нов команд судов, соответст­вующих нормативов и адапта­ции к этой болезни.

                         
    Не вынос имо                
\                        
\                        
  орог О югвт я              
        Терп имо     Нес ущеа veeHh о  
0,5
0,4
0,3
0,2
12 Т,с
Рисунок 7.36. - Зоны различных восприятий качки (по М. Сен-Денису)
0,1

К настоящему времени нет достаточно обоснованных дан­ных по количественным харак­теристикам параметров качки, влияющих на развитие и пока­зания морской болезни. Имеют­ся лишь отдельные разрознен­ные наблюдения последствий качки, а также данные, получен­ные на установках, имитирую­щих качку. Остаются неясными
вопросы влияния ориентации гравитационных и инерционных сил относительно сенсорных органов человека, а также совместного действия различных видов кач­ки на нерегулярном волнении.

Для ориентировочных оценок явления морской болезни можно привести следующие данные, рекомендованные различными авторами.

График М. Сен-Дениса (рис. 7.36) содержит кривые, разграничивающие об­ласти перегрузок по вертикальным ускорениям az в долях g, различно восприни­маемых в зависимости от периода регулярных колебаний.

Аналогичный график (рис. 7.37), предложенный О.Краппингером, относит­ся к нерегулярным колебаниям. В качестве меры заболеваемости на этом графике использован процент людей, испытывающих явные признаки морской болезни, по



вертикали отложен стандарт вертикальных ускорений, а также вертикальные ускорения 3%-ной обеспеченности.

Из приведенных графи­ков видно, что наблюдается некоторая зона частот колеба­ний, в которых человеческий организм наиболее чувствите­лен к вертикальным ускорени­ям.

Рисунок 7.37. - Границы числа людей (в процентах), испытывающих морскую болезнь при качке (по О.Коаппингеоу)

Международная органи­зация по стандартизации при ООН (ISO) в руководстве по оценке воздействия низкочас­тотных колебаний на человека приводит пороговые значения стандарта вертикальных ускорений, при которых наступает «тяжелый диском­форт», т. е. 90% людей, не адаптированных к качке, испытывают явное проявле­ние морской болезни. Эти пороговые значения в диапазоне частот 0,1-0,315 Гц не зависят от частоты и для различного времени воздействия качки приведены в табл. 7.7.

Таблица 7.7. - Воздействие качки
Продолжительность воздействия колебаний Значение м/с2
30 мин 1,0
0,5
0,25

 

При наличии других видов качки пороговые значения рекомендуется снизить на 25%.

Японские авторы приводят графики сни­жения работоспособно­сти экипажей в зависи­мости от «значительных» (равных удвоенному стандарту) амплитуд качки (рис. 7.38 и 7.39).

Здесь под легкой ра­ботой подразумевается работа судоводителей и операторов у пульта, а под тяжелой - работа палуб­ной и машинной команд. Авторы считают, что пределом для тяжелой работы яв­ляется амплитуда бортовой качки 20°. При этом на 50% снижается работоспособ­ность к выполнению легкой работы.



Э.Комсток приводит следующие нормативы «значительных» характеристик качки (применяемые в ВМС США), меньше которых работоспособность экипажа не снижается: 1

амплитуда бортовой качки - 8°; амплитуда килевой качки - 3°; вертикальные ускорения - 0,4g; поперечные ускорения - 0,2g. Вопрос о влиянии продолжительности воздействия качки на человека сле­дует рассматривать в двух аспектах:

а) развитие морской болезни во времени у людей, не являющихся моряками и не адаптировавшихся к воз­действию качки (большинст­во пассажиров) и испыты­вающих ее влияние в течение первых минут и часов рейса;

Легкая /работа
5 10 "Значительные" амплитуды бортовой качки
Рисунок 7.38.
- Снижение работоспособности экипажей судов при бортовой качке
100
           
  \ ч    
          Легкая
          / работа  
               
           
           
           
         
       
3 10 "Значительные" амплитуды килевой качки
ж U « « 0§ э- о « о
S
ч*
Рисунок 7.39.
Снижение работоспособности экипажей судов при килевой качке

б) развитие адаптации у профессиональных моряков, пребывающих в течение ме­сяцев и лет на судах в море.


О 12 24 36 48 60 70 Ч Рисунок 7.40. - Динамика развития заболеваемости пасса­жиров (по Г.Воссеру)

Общие закономер­ности развития морской болезни остаются неясны­ми. Можно лишь отметить, что с ростом перегрузок по ускорениям растет и быст­рота развития заболевае­мости. Это, в частности, видно из диаграммы рис.7.40, приведенной Г.Воссерсом. На нем изо­бражена динамика разви­тия заболеваемости пасса­жиров на примере одного из рейсов вместе с кривой перегрузок по вертикаль­ным ускорениям.


 

 


                       
                       
                       
  р ! 1 ; : х 2 X       с i к      
с   л     < i ) < - : )   о
          ] I ■ i i    
                     
1 2 4 6 810 Месяцы м------------------- ——----------------- » 1 2 4 6 8 10 « . Годы ------------------------ J
х - тошнота □ - дезориентация

О - головная боль А - вялость

Ж §" ? s ф I





10

 

Рисунок 7.41. - Адоптация моряков к качке (по Ньювенхьюзену)

ставление из графика Ньювенхьюзена (рис. 7.41), из которого видно, что она не является значи­тельной даже при очень длительном пребывании на морской службе, ис­числяемой годами.

В начале рейса перегрузки не превосходили 0,1 и доля пассажиров, забо­левших морской болезнью, находилась на уровне 20%. После же ухудшения по­годы, при которой перегрузки достигли 0,4, число заболевших пассажиров дос­тигло 80%. При последующем улучшении погоды и постепенном падении пере­грузок до 0,15 уровень заболевания оставался 80-90% в течение 36 ч. Что касается адаптации к качке у профессиональных моряков, то о ней можно составить пред-

Субъективный фактор предрасположения к мор­ской болезни играет большую роль, так как даже среди моряков есть люди, которые всегда под­вержены морской болезни, и в то же время многие вообще никогда не стра­дали ею.



.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал