Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Период килевои качки






/ v+A/v

Ту = 2ж I Пу, = 2ж^ УрнУ (7-16)

Частоты и периоды качки на тихой воде называются собственными часто­тами и собственными периодами качки судна.

Из выражений (7.14)-(7.16) видно, что в процессе эксплуатации судна суще­ственное влияние можно оказывать только на период бортовой качки. Для обеспе­чения плавности качки необходимо увеличить ее период. С этой целью стремятся разместить грузы по высоте таким образом, чтобы, удовлетворяя требованиям ос­тойчивости, достичь возможно меньшей метацентрической высоты, а разнося гру­зы по ширине, увеличить момент инерции масс судна относительно продольной оси. Оба этих приема могут заметно отразиться на плавности бортовой качки. В


значительно меньшей степени можно влиять на период продольной качки, изменяя момент инерции масс относительно поперечной оси распределением грузов по длине и соответствующей балластировкой. Здесь, однако, возможность ограничи­вается условием обеспечения общей продольной прочности судна. Период верти­кальной качки при заданной осадке вообще не может быть изменен.

7.2.2. Приближенное определение периодов качки

Непосредственное использование формул (7.14)—(7.16) для определения собственных периодов качки встречает затруднения, связанные с необходимо­стью вычисления моментов инерции масс судна и присоединенных масс воды. В связи с этим для практических целей пользуются приближенными выражениями, основанными на ориентировочных оценках величин, входящих в формулы(7.14)- (7.16).

Используя экспериментальные данные по присоединенной инерции воды, а также статистические материалы о продольном моменте инерции масс судна, для периодов получим следующие простые выражения: для вертикальной качки

Г^«2, 5л/Г; (7.17)

Для килевой качки

Г^«2, 4л/Г; (7.18)

Где Т - осадка судна, м.

Из этих выражений видно, что периоды вертикальной и килевой качки близки между собой, что подтверждается и практикой мореплавания.

Приближенная формула для периода бортовой качки получается, если мо­мент инерции массы судна и присоединенной инерции воды относительно про-

дольной оси представить в форме /х + Д/х = Dr£, где гх - радиус инерции, кото-

В „

рыи выражается в долях полуширины судна: rx = cq —. Подставляя эти величины в формулу (7.15), получим:

TQ = 2ятх / yfgh =сВ/4h. (7.19)

Размерный коэффициент с может быть принят в соответствии со следую­щими данными (табл. 7.1).

Таблица 7.1. - Значения коэффициента с
Тип судна с
Крупные пассажирские суда 0, 80-0, 85
Средние суда 0, 78-0, 80
Грузовые суда в полном грузу 0, 88-0, 91
Нефтерудовозы с полным грузом нефти 0, 72-0, 76
То же с полным грузом руды 0, 50-0, 53
То же с балластом 0, 74-0, 80
Добывающие промысловые суда и плавучие базы 0, 76-0, 82
Мелкие рыболовные суда 0, 83-0, 86

 

Формулой (7.19) иногда пользуются для оценки остойчивости, если имеется возможность определить период качки. Для малых судов период качки находят из опыта раскачивания. Такой опыт обычно проводят перебежками команды с борта на борт в наиболее широком и открытом месте палубы.

Число людей принимается из расчета 1 чел. на 50 т водоизмещения. Перебежки производятся по сигналу, подаваемому с таким расчетом, чтобы команда всегда перемещалась к поднимающемуся борту в такт с качаниями судна. После достижения амплитуды 4-5° подается сигнал, по которому все останавли­ваются в диаметральной плоскости, и при помощи секундомера измеряется про­должительность шести-семи размахов (наклонений с одного борта на другой). Тогда период собственных колебаний найдется из формулы Тд - 2/сум /я, где

/сум - суммарное время п размахов, а метацентрическая высота определится из

формулы (7.19): h = с2 В2 /Тд. Коэффициент с может быть принят по приведен­ным выше рекомендациям или по судну-прототипу. Однако наиболее точное его значение может быть получено, если для одного и того же состояния нагрузки судна период качки измерить раскачиванием судна: а метацентрическую высоту -

из опыта кренования. Тогда коэффициент с найдется из выражения, c = Te4h/B, которым в дальнейшем можно пользоваться уже для других состояний нагрузки.

Для судов больших размерений собственный период качки может быть оце­нен измерением среднего времени качания с большой амплитудой при положении судна лагом к волнению.

Для некоторых типов судов собственные периоды бортовой и килевой кач­ки приведены в табл. 7.2.

Таблица 7.2. - Периоды качки судов различных типов
Тип судна Период качки Т
бортовой килевой
1. Танкеры водоизмещением 10 ООО—100 ООО т 9-15 7-11
2. Комбинированные суда (нефтерудовозы):    
а) с грузом нефти 9-16 7-9
б) с грузом руды 7-14 7-9
3. Ледоколы 8-12 3-5
4. Пассажирские суда прибрежного плавания водоизмещением 50-200 т 4-7 2-3
5. Рыболовные траулеры 6-8 3-4
6. Буксиры-спасатели 7-11 3-5
7. Пассажирские суда водоизмещением 30 000—50 000 т 20-28 10-12
8. То же, водоизмещением 10 000— 30 000 т 16-20 7-10
9. То же, водоизмещением до 10 000 т 10-15 5-7
10. Грузовые суда средние 8-15 4-7
11. Контейнеровозы водоизмещением 20 000—30 000 т 16-19 7-9
12. Балкеры водоизмещением 20 000—40 000 т 14-17 7-9
13. Газовозы водоизмещением 70 000—90 000 т 17-20 8-10
14. Суда ро-ро водоизмещением 40 000—60 000 т 20-23 8-10


7.2.3. Влияние сил сопротивления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.