Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сергей Михайлович Эйзенштейн.




Родился в Риге 10.01.1898 года. Отец был архитектором, очень известным в Риге. До сих пор в Риге естьь здание, построенное отцом. С детства хорошо знал французский, английский, немецкий. По окончанию реального училища он поступает в Петроградский институт гражданских инжинеров. Но с 3 курса уходит и с 1917-1920 годы работает художником на агитпоездах. После этого он поступает на восточное отделение академии Генштаба, на японское отделение. В концн 20-х годов параллельно с учебой в академии он работает в театре Моспролиткульт. В начале выступает как художник, а затем становится сопостоновщиком спектакля ''Мексиканец'' по Джеку Лондону. Очень скоро он становится руководителем театра. И в 1922-1924 годы он ставит три спектакля ''Мудрец'' по мотивам пьесы Островского ''На всякого мудреца довольно простоты'', ''москва слышишь'' и ''Противогазы''. Пролиткульт - это общественная организация, ставившая перед собой задачу художественной, творческой самодеятельности рабочих масс. Но со временем советская власть насторожилась потому, что руководителям пролиткульта и идеологом был Алексагдр Богданов. Он выдвинул теорию о том, что культурные движения должны быть независимыми от партии и государства и нет никаких традиций, приемственности с лучшими достижениями человеческого прошлого, и главный принцип пролитарсого искусства - коллективизм. ''Новые искусства делает своим героем не индивида, а колектив или человека в коллективе'' - говорил Богданов. ''Нужно бороться со всеми старыми формами искусства, оперный и драматический театр, балет, станковую живопись нужно запретить и отказаться от реализма. Реализм - это пассивно-отрицательный стиль буржуазного класса'' - говопил Богданов. Всю пьесу он переделал полностью, и она сделаа по принципу монтажа аттракционов. Сюжет: молодой чиновник Глумов ведет дневник, в котором он пишет все, что он думает о своих руководстве и покровителях. И в конце концов этот дневник попадает в руке тех, о ком он пишет, что вызывает жуткий скандал. Это было не то цирковое представление, не то музыкальное ревю. В спектакле появляются поп, канатоходец, мула. Все эти герои совершают акробатические номера, кульбиты, перевороты, обливают друг друга водой. Действие прерывается пением романсов и комических куплетов. В этом же спектакле Эйзенштейн впервые обратился к кинематографу. Знаменитый дневник Глумова он экранизировал и его покзывали на экране. Эйзенштейн писал: ''Старый, повествовательный театр изжил себя, на его смену пришел аттракционный, динамечески-эксентричный театр. Главная задача такого театра - обработка зрителя, оформление зрителя в желаемой направленности. Спектакль - это свободный монтаж самостоятельных воздействий аттракционов, объединенных единым тематическим заданием. Долой сюжет и фабулу.'' Аттракцион - это всякий агрессивный момент театра, т.е. всякий его элемент, подвергающий зрителя чувственому и психологическому воздействию, опытно выверенному и математически расчитанному на определенное эмоциональное потрясение. Под чувственным и психологическим воздействием нужно понимать непосредственную действительность, например, выкалыванин глаз, отрезание рук и ног, т.е. все то, что вызывает эмоции у зрителя. Воздействие на зрителей слогается путем сопостовлением и накоплением психики зрителя, ассоциации нужных по заданию, разложенных на монтажные куски фактов. Например, схватывание героев, выколонные глаза на сцену падает жертва, кровь на сцене. Зритель должен воспринимать все как реальное событие, происходящее на его глазах. Нужно убрать грань между театром и жизнью, и театр нужно упразднить. В 1925 году Эйзенштейн приходит в кино. И он объявляет о том, что быдут снать фильм, посвященный 20 годовщине первой русской революции 1905 года. Он решает рассказать о событиях, которые предшествуют событиям 1905 года и снимает фильм ''Стачка''. Фильм должен был состоять из 8 серий. 1 серия - перевозка подпольной литературы заграницу, 2 - подпольная печать, 3 - работа в массах, 4 - 1-ое мая демонстрация, 5 - стачка, 6 - обыск и аресты, 7 - тюрьмы и ссылки, 8 - побеги. Фильм должен был показать не конкретную историческую стачку, а продемонстрировать технику стачечной борьбы рабочего класса. Сценарий ''Стачки'' строился по следующим принципап:

- долой индивидуальные фигуры, т.е. долой героев- долой индивидуальную цепь событий, т.е. долой интригу и фабулу.

" Стачка'' это фильм без индивидуальеых героев и драматической фабулы. Снимать начали в 1924 году, а на экран филтм вышел в начале 1925 года. Лента была восторженно принята и была названа 1-ым революционным произведением нашего экрана. В фиьме показанно зарождение стачки, присоединение к стачке всего завода, работа стачечного коммитета, методы политической борьбы. Фильм строился как хроника, а события инсценировались режиссером. Лента была блистательно снята оператором Эдуардом Тиссэ. Эйзенштейн применяет аттракционы. Наприпнр, разгон демонстрации монтируется с убйством быка на бойне. Хозяин завода давит лимон, в следующем кадре полиция давит забостовщиков. В 1925 году исполнялась 20летняя годовщина 1-ой русской революции. И решено было отметить это появлением нового фильма. Съемки, которого были поручены Эйзенштейну. Была создана юбилейная коммисия по празднованию юбилея революции, эта коммисия постановила создать фильм, посвященную революции. Было дано задание объявить конкурс на лучший сценарий. И победителем в этом конкурсе стала сценаристка Нина Фердинандовна Агаджанова уроженка города Екатеринодара. В состав съемочной группы входили Эйзенштейн, оператор Эдуард Тиссэ и группа молодых ассистентов - Мальяненко, Александров, Пырьев, Штраух. Они называли себя ''молодые гончии''. Решили снимать в Ленинграде, но шел дождь. Они отправились в Новороссийск, а там снег. Было принято решение поехать в Одессу. Приходит решения из огромного сценария оставить один эпизод - восстание на броненосце Потемкине. Этот эпизод в сценарии занимал 12 строчек. Вместе с Агаджановой они разробатывают этот эпизод. Приехав в Одессу, съемочная группа начали искать типажи, кинематографический профсоюз Одессы были против этого, они хотнли чтобы снимались профессиональные актеры. Каплер написал книгу ''Возвращение броненосца'' о том, как Эйзенштейн снимал фильм. Съемочная группа набрала типажей, и начались съемки. В фильме нет индивидуальных героев, а героем является коллектив, революционная масса. Задумывается последний кадр, когда растреливают броненосца. Эйзенштейн обратился с просьбой к Фрунзе сделать один единственый залп. Фильм был снят за три месяца. И в декабре 1925 года он был покзана на юбилейном заседании в большом театре. Впервые Эйзентштейн разбивает фильм на маленькие эпизоды. Короткими и яркими ''как удары молнии'' кусками Эйзенштейн показывает событиями на экране. Например, знаменитый эпизод с коляской, как пример экспрессивного монтажа. Отдельные сцены были сняты жестоким беспощадным реализмом, даже граничевший с натурализмом. Например, черви в мясе или знаменитая сцена - растрел на потемкинской лестнице. Тиссэ снимал так, что складывалось впечатление документального кино. Но этот документальный реализм не снижает поэтичности, пронизывающий весь фильм. Не даром критика писала о том, что Эйзенштейн создал пожму о революции. Но парад аттракционов не был самодавлеющим в фильме. Каждая сцена органичесеки вырастала из предыдущей и рождала последующую. Лента отличалась невероятной композиционной стройностью. Фильм был сконструирован как античная поэма с завязкой, перепитиями и кульминацией. Как и в ''Стачке'' в фильме не было индивидуалного героя - центрального образа характера. Героем стал сам броненосец, сросшийся со своим типажем в единый образ. Лента отличается классической простотой и локанизмом языка. Высокая живописная культура изобразительной трактовки фильма, смелый остро-динамичный монтаж - вот характерные черты ленты. Эйзенштейн соединяет эмоциональные кадры с лирическими. Нарример, эмоциональные сцены на броносце, а потом лирическая сцена - симфония утреннего моря. Эйзенштейн показал себя мастером деталей. В фильме много блистательных монтажных находок. Знаменитая сцена ожившего каменного льва. Это превращение произошло при помощи монтажа коротких кусков с последующим изображением трех каменных львов. 1-ый кадр 1 метр, 2-ой кадр 1, 5 метра, 3-ий кадр треть метра. Из-за отсутсвия в фильме индивидуалтного героя появляющиеся исполнители воспринимались, как знаки, как символы, а не образы живых людей. Но слабой и плакатно-схематичной была игра актеров. Фильм показан в декабре 1925 года в Большом театре, и Эйзенштейн монтировал последнюю часть уже во время празднования. В финале Эйзенштейн в последнем кадре раскрашивает флаг красным цветом. В черно-белом филтме был один единственный цветной флаг. Фильм прошел на ура, имел фантастический успех и начал ездить по международным кинофестивалем. Главным поклонником фильма оказался Чарли Чаплин. Он прислал Эйзенштейну восторженную телеграмму, в которой говорил, что этот фильм совершенно новое в истории мирового кино. Фильм до сих пор входит в 10 лучших фильмов всех времен и народов. В 1927 году исполняется 20 лет октябрьской революции. Решают сделать филтм посвященный революции октября. Режиссером фильма становится Эйзенштейн. Новая работа должна была отразить события октябрьских дней. Филтм ''Октябрь'' строился, как хроника событий. В нем не было индивидуальных героев, не было и драматического сюжета. Эта была чистая хронака, представлявшая собой непоследовательную цепь событий октябрьской революции. Это был монтаж произвольно выбранных ярких аттракционных эпизодов, слабо связанных между собой. Эйзенштейн считал, т.к. события революции общеизвестны, поэтому нужно показывать как главное, так и второстепенное. Поэтому наряду с такими эпохальными событиями как взятие Зимнего, встреча Ленина на финляндском вокзале, смольный институт, огромное место занимал показ архитектур Ленинграда, особенно Зимнего дворца. Есть здесь и аттракционы. Например, разведение невского моста на одной стороне разведенного моста висит труп женщины, на другой - лошадь с повозкой. Огромное количество ассоциативного монтажа. В этом фильме Эйзенштейн создает мифологию нового общества, миф о революции. Фильм вышел на экраны, но успеха как ''Броненосец'' не имел. В 1928 году Эйзенштейн начинает работу над фильмом ''Генеральная линия''. В это время партия большевиков поставила перед страной новую задачу. Создать в деревне коллективное хозяйства (колхозы). Россия всегда была аграрной страной, и главным производством в России было земледелие. Чаще всего деревня делилась на два состава - бедняки и зажиточные крестьяне (кулаки). Поэтому было решено создавать коллективное хозяйства, т.е, в общую собственность поступали то, что было раньше у крестьян - скот, земельные наделы и т.д., все это обоществлялось и крестьянин дрлден был получать определенный доход. В это время выходит статья Сталина ''Генеральная линия'', в которой и говорится о создание колозов. Была проведена большая подготовительная работа. Весной 1929 фильм был почти готов. И показан Сталину, который бвл удивлен. И поэтому предложил остановить съемку фильма на год, а членв киногруппы отправить смотреть как стоятся колхозы. Они дрснимают, монтируют и новую версию показывают Сталину в 1929 году. Сталин решает поменять название. Фильм выходит под названием ''Старое и новое''. Почему Сталин поменял название фильма? В фильме впервые появляется главная героиня Марфа Лапкина (типаж). Это история о том, как в дореволюционной России Марфа выхожит замуж. Она овдовела, сменяется власть, Марфе приходит гениалтная мысль. Она предлагает односельчанам купить сепаратор и создать молочную артель. Но это известие принимается скептически, но некоторая часть объединяется вокруг Марфы, и они покупают сепаратор, а затем и племенного быка. Вскоре кулаки убивают этого быка, но артель (колхоз) уже крепко стоит на ногах. Затем они приобритают трактор и артель движется к созданию колхоза. В фильме есть чудесные пейзажи, яркие портреты крестьян, выдающиеся съемки животных и машин. В ленте применен ряд новых изобразительных и монтажных прииемов. Так сверхкрупно снята пишущая машинка, которая превращается в символ бюрократии. Вместо живых людей в фильме действуют люди символы. Несмотря на наличие сюжета, индивидульного героя, фильм в основном был построен по принципу аттракционов. Самая знаменитая сцена - сон коровы. Этот эпизод снят Тиссэ в фольклерном и языческом стиле. Критики прозвали этот эпизод " 'Свадьба''. Фильм был своеобразно поделен на две части: первая - рассказ о создании колхоза, вторая - истия о животных. Поэтому сталин и назвал фильм ''Старое и новое''. Эйзенштейн приступает к съемкам нового фильма ''Бежен луг''. Эйзенштейн решает показан рассказл Тургенева ''по-советски''. Начинаются съемки в Подмосковье, и за режиссером был установлена слежка. Пришлел донос, что Эйзенштен снимает что-то иное. Коммисия, просмотрев материал, сказала уничтожить все. Съемки были остановлены. Сохранились фотографии и несколько кадров из фильма, и уже в 1970-е годы в музее Эйзенштейна был смонтиоован фильм ''Бежен луг'', из сохранившихся кадров. Из этих кадров можно понять, что режиссер и оператор опять увлеклись мифами и язычеством. На пороге стояли сложные времена. Сталин понимал, что они снимут следующее. Сталин принимент решение. В 1934 году выходит первый советский звуковой фильм ''Путевка в жизнь'' режиссер Николая Экк. Эта история о человеке, который перевоспитывает беспризорников. Сталин отправляет Эйзенштейна, Александрова и Тиссеэ в Америку для изучения звука в кино. Они отправляются в путь и происходят фантастические истории. Где они показывают ''Броненосец ''Потемкин'' начинаются восстания. Прибывают в Америку они национальными героями, особенно покравительствует Эйзенштейну Чаплин. Эйзенштейну предлагают снят филтм в Америке. Он решает экранизировать роман Теодора Драйзера ''Американская трагедия''. Это роман о том, как молодой человек, у которого есть возлюбленная, влюбояется богаиая девушка. И он топит свою возлюбленную для того, чтобы женится на богатой. Эйзенштейн пишет сценарий, когда его приносят продюсерам, Майер сказал ''вы хотите, чтобы в Америке наалась революция? '' В общем зарезали сценарий. Эйзенштейн с Тиссэ отправляется в Мексику. Они потресены страной, людьми, историей. Они начинают снимать знаменитую сцену о том, как возлюбленные решают пожентся, их ловят, закапывают в землю по голову, и они умирают от жажды. Продюсеры щабрали отснятый материал и долгие годы он пролежал в Голливуде. Только в 80-е годы советское правительство выкупило этот материал и Григорий Александров смонтировал фильм по сценарию Эйзенштейна ''Да здавствует Мексика''. Их отправили изучать звук на год, а уже идет и второй и третий. Чтобы не возвращаться домой придумывают кучу предлогов. Сталин приказывает оправить телеграмму, в которой написано, что их родственники ждут их возвращения. И они возвращаются обратно в 1936 году, но оказалось, что их знание звукового кино никому не нужно. Никто не спешит звать их снимать кино, работы нет, и группа распадается. Тиссэ работает с другими режиссерам, Александров начинает снимать музыкальную комедию, а Эйзенштейн приходит во ВГИК, преподавать режиссуру. Так длится до 1937 года. Это был год репрессий. И однажды ночью подъехала машина НКВД к дому Эйзенштейна. Его везут в Кремль, к Сталину. Сталин говорит ему и Тиссэ, что они должны снять фильм об Александре Невском. Так началась работа в 1937 году над фильмом ''Александр Невский''. Реабилитировать известных людей стали и писатели. Например, Алексей Толстой написал роман ''Петр 1''. Фигура Невского очень таинственна. О нем нет практически достоверных данных. Невский известен тем, что победил немецкеих рыцарей на Чудском озере и стал объединять Россию. В 1938 году приступают к съемкам фильма. Нужно было солздать гигантское историческое полотно. Причем главная мысль - Александр Невский велик потому, что ему верят и он операется на народ. Фильм начинается с того, как группа людей ловят рыбу. Чуть позже среди этих рыбаков появляется человек, который говорит, что он князь. В этом фильме Эйзенштейн отказался от теории типажей, но не полностью. Они остались в изображении тифтонских рыцарей. Впервые в его фильмах появляются профессиональные выдающиеся актеры - Николай Черкасов (Александр Невский), актриса Варвара Массалитинова, Григорий Абрикосов, Николай Охлопков. Совершенно фантастически поставленны массовые сцены. Сохранился и парад аттракционов. К нему можно отнести сцену, когда рыцари, захватив Псков, уничтожают русских людей. Это уже совершенно новый парад аттракционов. Знаменитую битву на Чудском озере снимали летом. Фильм вышел на экраны и был тепло встречен Сталиным, т.к. фильм действительно имеет фантастическую энергию. Особенно вдохновляла всех финальная сцена, когда Черкасов, обращаясь к залу, говорит известную фразу: кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет. Фильму была присуждена самая высокая награда в стране - Сталинская премия. В 1939 году мы начинаем бурно сотрудничать с фашисткой Германией. И в связи с этим фильм убрали из показа. Но когда началась ВОВ солдатам советским показывали этот фильм. Начинается Великая Отечественая Война. Сталин приказывает перевезти все культурные сотрудничества в Азию, Сибирь. Мосфильм эвакуируют в Алма-Ату. Дом, в котором жили лауреаты Сталинской премии, называют Лауреатником. В 1943 году происходит знаменательное событие. В Алма-ату за Эйзенштейном и Тиссэ прилетает личные самолет Сталина. Их сожают и привозят в Кремль. Там их ждет Черкасов. Сталин говорит им, чтобы они сняли фильм об Иване Грозном. Эйзенштейн возвращается в Алма-Ату. В его распоряжение было любое оборудование, декорации и т.д. На фильм была направлена огромная армия людей для изображения массовки. В главной роли Николай Черкасов, Серафима Бирман, Людмила Целиковская, Павел Кадачников, Михаил Жаров, Михаил Кузнецов, и т.д. Конечно огромную роль сыграл Эдуард Тиссэ, снятые им кадры вошли в самые известные энциклопедии мира. В тяжелейших условиях снят фильм. Сталин пришел в дикий восторг после просмотра фильма, т.к. сравнивал себя с Иваном Грозным. Фильму дана очередная Сталинская премия. И здесь же дается указание приступать к съемкам второй серии уже в Москве. Начинаются съемки. Во второй серии вместе с Тиссэ работает оператор Андрей Москвин. Во второй серии есть известная сцена пещерного действа является цветной - это единственная цветная сцена в черно-белом фильме. Заканчивает вторую серию, показывает Сталину. И здесь разродился фантастический скандал. Во второй серии Иван Грозный, который получил неограниченную власть, становится человеком у которого нет закона, он сам закон. И он совершает злодеяние. Иван Грозный превращается в маньяка, и Сталин, который проецировал образ Грозного на себя, увидел, что будет и с ним. И поэтому был взбешен. Он приказывает полностью уничтожить вторую серию. В то время было очень модно такое понятие, как ''чистка''. И у Эйзенштейна началась такая чистка. Для Эйзенштейна начались страшные дни. И в 1948 году Эйзенштейна не стало. Фильм ''Броненосец ''Потемкин'' является одним из лучших фильмов всех времен и народов.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.