Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компетентностно-ориентированные оценочные средства






Таблица 4

 

№п/п Наименование раздела дисциплины Средства текущего контроля
  РАЗЛИЧНЫЕ АСПЕКТЫ БЫТИЯ НАУКИ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ. Доклады и сообщения, презентации; учебные индивидуальные и групповые задания в ходе семинаров; аннотации, рефераты и конспекты философских и научных текстов; работа со словарями, учебными пособиями; глоссарии и терминологические словари первоисточников; контрольный опрос (устный или письменный); мониторинг результатов семинарских занятий; тестирование.
  ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФИЛОСОФИИ НАУКИ ДО XX В Доклады и сообщения, презентации; учебные индивидуальные и групповые задания в ходе семинаров; аннотации, рефераты и конспекты философских и научных текстов; работа со словарями, учебными пособиями; глоссарии и терминологические словари первоисточников; контрольный опрос (устный или письменный); мониторинг результатов семинарских занятий; тестирование.
  СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ. Доклады и сообщения, презентации; учебные индивидуальные и групповые задания в ходе семинаров; аннотации, рефераты и конспекты философских и научных текстов; работа со словарями, учебными пособиями; глоссарии и терминологические словари первоисточников; контрольный опрос (устный или письменный); мониторинг результатов семинарских занятий; тестирование.
  ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ Доклады и сообщения, презентации; учебные индивидуальные и групповые задания в ходе семинаров; аннотации, рефераты и конспекты философских и научных текстов; работа со словарями, учебными пособиями; глоссарии и терминологические словари первоисточников; контрольный опрос (устный или письменный); мониторинг результатов семинарских занятий; тестирование.
  РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ, НАУЧНОЕ И ВНЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ: ПРОБЛЕМА ДЕМАРКАЦИИ Доклады и сообщения, презентации; учебные индивидуальные и групповые задания в ходе семинаров; аннотации, рефераты и конспекты философских и научных текстов; работа со словарями, учебными пособиями; глоссарии и терминологические словари первоисточников; контрольный опрос (устный или письменный); мониторинг результатов семинарских занятий; тестирование..
  НАУКА КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СИСТЕМА ЗНАНИЙ. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ. ЭМПИРИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ. Презентации; аннотации, рефераты и конспекты философских и научных текстов; работа со словарями, учебными пособиями; глоссарии и терминологические словари первоисточников; контрольный опрос (устный или письменный); тестирование.
  НАУКА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Доклады и сообщения, презентации; учебные индивидуальные и групповые задания в ходе семинаров; аннотации, рефераты и конспекты философских и научных текстов; работа со словарями, учебными пособиями; глоссарии и терминологические словари первоисточников; контрольный опрос (устный или письменный); мониторинг результатов семинарских занятий; тестирование.
  СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. Презентации; аннотации, рефераты и конспекты философских и научных текстов; работа со словарями, учебными пособиями; глоссарии и терминологические словари первоисточников; контрольный опрос (устный или письменный); тестирование.
  ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ Доклады и сообщения, презентации; учебные индивидуальные и групповые задания в ходе семинаров; аннотации, рефераты и конспекты философских и научных текстов; работа со словарями, учебными пособиями; глоссарии и терминологические словари первоисточников; контрольный опрос (устный или письменный); мониторинг результатов семинарских занятий; тестирование.
  ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ Доклады и сообщения, презентации; учебные индивидуальные и групповые задания в ходе семинаров; аннотации, рефераты и конспекты философских и научных текстов; работа со словарями, учебными пособиями; глоссарии и терминологические словари первоисточников; контрольный опрос (устный или письменный); мониторинг результатов семинарских занятий; тестирование.
  ДИНАМИКАРАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. Доклады и сообщения, презентации; учебные индивидуальные и групповые задания в ходе семинаров; аннотации, рефераты и конспекты философских и научных текстов; работа со словарями, учебными пособиями; глоссарии и терминологические словари первоисточников; контрольный опрос (устный или письменный); мониторинг результатов семинарских занятий; тестирование.
  ПРОБЛЕМА НАДЕЖНОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. ИСТИННОСТЬ В ЭПИСТЕМОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ. Доклады и сообщения, презентации; учебные индивидуальные и групповые задания в ходе семинаров; аннотации, рефераты и конспекты философских и научных текстов; работа со словарями, учебными пособиями; глоссарии и терминологические словари первоисточников; контрольный опрос (устный или письменный); мониторинг результатов семинарских занятий; тестирование.
  СПЕЦИФИКА СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ. Доклады и сообщения, презентации; учебные индивидуальные и групповые задания в ходе семинаров; аннотации, рефераты и конспекты философских и научных текстов; работа со словарями, учебными пособиями; глоссарии и терминологические словари первоисточников; контрольный опрос (устный или письменный); мониторинг результатов семинарских занятий; тестирование.
  ЦЕННОСТИ И ИХ РОЛЬ В СОЦИОГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ. Презентации, аннотации, рефераты и конспекты философских и научных текстов; работа со словарями, учебными пособиями; глоссарии и терминологические словари первоисточников; контрольный опрос (устный или письменный; тестирование.
  ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК Доклады и сообщения, презентации; учебные индивидуальные и групповые задания в ходе семинаров; аннотации, рефераты и конспекты философских и научных текстов; работа со словарями, учебными пособиями; глоссарии и терминологические словари первоисточников; контрольный опрос (устный или письменный); мониторинг результатов семинарских занятий; тестирование.
  ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ. МАТЕМАТИЗАЦИЯ И КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ Доклады и сообщения, презентации; учебные индивидуальные и групповые задания в ходе семинаров; аннотации, рефераты и конспекты философских и научных текстов; работа со словарями, учебными пособиями; глоссарии и терминологические словари первоисточников; контрольный опрос (устный или письменный); мониторинг результатов семинарских занятий; тестирование.

Текущий контроль направлен на определение уровня освоения студентами содержания разделов дисциплины, выявление трудностей в изучении материала, а также оценку эффективности выбранных средств и методов обучения.

Промежуточная аттестация (рубежный контроль) является инструментом определения уровня сформированности компетенций по дисциплине в целом. В традиционной системе образования к рубежным формам контроля относят рефераты, зачеты и экзамены, но с учетом новых требований к ним могут быть добавлены комплексное тестирование, интернет-экзамен, защита проекта, презентация портфолио студента и др.

Если преподаватель работает в структуре балльно-рейтинговой системы, то в этом случае после слова «экзамен» в скобках указывается «рейтинговая система».

При использовании рейтинговой системы каждый элемент учебного процесса (от посещения лекции до выполнения письменных заданий) соотносится с определенным количеством баллов, студент же получает возможность «накапливать» оценочные баллы в ходе изучения дисциплины.

При планировании процедуры экзамена в рамках рейтинговой системы может быть два подхода.

Во-первых, экзамен может быть рассмотрен как часть общей рейтинговой системы, реализуемой на факультете. В этом случае экзаменационные оценки («удовлетворительно», «хорошо» и «отлично») приравниваются к определенному количеству рейтинговых баллов и входят в общую «накопительную» оценку. Экзамен становится лишь специфическим дидактическим модулем в составе дисциплины, а акцент в учебной работе со студентами переходит на разнообразные формы текущего контроля.

Второй подход предполагает вынесение экзамена за рамки общей рейтинговой системы и сохранение его в качестве итогового контроля по дисциплине. Рейтинговая же система тогда выполняет две функции: во-первых, в ее составе определяется тот минимальный уровень, который становится допуском к экзамену, а во-вторых, личный рейтинг студента, превышающий установленный минимальный уровень, может рассматриваться как основание для корректировки программы экзамена или его процедуры (например, сокращение количества экзаменационных вопросов, замена ответа на билет тестированием, собеседованием по определенной проблеме и т.п.).

При использовании балльно-рейтинговой системы оценки необходимо ориентироваться на следующие показатели:

1) Выполнение письменных контрольных тестовых работ на семинарах – каждый правильный ответ – 1 балл.

2) Правильный ответ на каждый вопрос контрольного терминологического опроса – 1 балл.

3) Выступление по заранее сформулированной теме на семинаре – до 5 баллов *.

4) Подготовка аннотации какого-либо источника – до 3 баллов.

5) Самостоятельная письменная работа по одному из вопросов семинара – до 3 баллов.

6) Выполнение индивидуальных или групповых заданий на семинаре – до 3 баллов.

7) Составление конспекта той или иной работы – до 5 баллов.

8) Составление глоссария (терминологического словаря) какого-либо философского текста – до 5 баллов.

9) Выполнение письменной работы по анализу философских текстов, словарей или учебных пособий - до 5 баллов.

10) Участие в дискуссии – до 5 баллов.

11) Выполнение творческого проекта (эссе) – 10 – 15 баллов.

12) Выполнение и презентация информационного проекта - 10 – 15 баллов.

13) Выполнение исследовательского проекта – 15 - 25 баллов.

14) Посещение одной лекции – 1 балл.

15) Посещение одного семинара – 1 балл.

 

Обязательным условием для допуска студента к экзамену (тестированию) является наличие набранных баллов по каждому из разделов. Пропуск лекций или семинаров влечет обязательное выполнение самостоятельной домашней работы, тема и вид которой определяется преподавателем.

Примерные планы семинарских занятий и формы текущего контроля

 

Семинар 1. Тема 1. РАЗЛИЧНЫЕ АСПЕКТЫ БЫТИЯ НАУКИ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

Вопросы:

1. Три аспекта бытия науки: познавательная деятельность, социальный институт, особая форма культуры.

2. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

3. Философия науки как направление современной философии. Предмет философии науки.

4. Философия науки и эпистемология. Философия науки и социология науки. Философия науки и науковедение.

5. Основные проблемы современной философии науки.

Дополнительная литература к семинару

  • Философия науки. Общий курс. Учебник для вузов. Под редакцией С.А.Лебедева. М., 2006.
  • Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. М., 2004. С.169-176.
  • Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.
  • Основы философии науки. Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич и др. Ростов-на-Дону, 2004. С. 7-16.

Семинар 2. Тема 2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФИЛОСОФИИ НАУКИ ДО XX в.

Вопросы:

1. Философия науки в античности (Демокрит, Пифагор, Платон и Аристотель).

2. Философия науки в Средневековье и Возрождении (номинализм и реализм, Леонардо да Винчи, Николай Кузанский и др.)

3. Философия науки в Новое время: Н.Коперник, Г.Галилей, И.Ньютон.

4. Философия науки в XIX в.: классическая немецкая философия, неокантианство, позитивизм.

Контрольный терминологический опрос (устный или письменный):

«атомизм», «пифагореизм», «платонизм», «номинализм», «концептуализм», «реализм», «позитивизм», «эмпириокритицизм», «атомарное высказывание», «неокантианство».

 

Дополнительная литература к семинару

  • Философия науки. Общий курс. Учебник для вузов. Под редакцией С.А.Лебедева. М., 2006.
  • Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1975. Т.1.
  • Берков В.Ф. Философия и методология науки. М., 2004. С.302-326.
  • Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.) М., 1987.
  • Декарт Р. Сочинения: В 2 т. М., 1989. Т.1.
  • Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4 т. М., 1982-1989. Т.1.
  • Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. М., 2004. С. 9-33.
  • Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие на научных теорий. М., 1985.
  • Основы философии науки. Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич и др. Ростов-на-Дону, 2004. С. 380-405.
  • Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

 

 

Семинар 3. Тема 3. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

Вопросы:

1. Позитивистская традиция в философии науки.

2. Постпозитивистская философия науки: Критический рационализм К. Поппера. Концепция исследовательских программ И. Лакатоса. Теория научных революций Т. Куна.

3. Постпозитивистская философия науки: Эпистемологический анархизм П.Фейерабенда. Концепция развития науки Ст. Тулмина.

4. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Интернализм и экстернализм в понимании механизмов развития науки.

Контрольный терминологический опрос (устный или письменный):

«аналитическая философия», «атомарное высказывание», «верификация», «неопозитивизм», «парадигма», « позитивизм», «постпозитивизм», «релятивизм», «лингвистический позитивизм», «логический позитивизм», «фаллибилизм», «фальсификация», «философия науки», «эвристика», «эмпириокритицизм», «эпистемологический анархизм».

Дополнительная литература к семинару

Философия науки. Общий курс. Учебник для вузов. Под редакцией С.А.Лебедева. М., 2006.

Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. М., 2004.

Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

Основы философии науки. Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич и др. Ростов-на-Дону, 2004.

Поппер К. Логика и рост научного знания: Избранные работы. М., 1983.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

Структура и развитие науки: Из Бостонских исследований по философии науки / Сост. Б.С. Грязнов, В.Н. Садовский. М., 1978.

Семинар 4. Тема 4. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Вопросы.

1. Проблема возникновения науки. Основные этапы развития науки.

2. Античная наука и наука Средневековья.

3. Рождение экспериментального естествознания в Новое время.

4. Классическая наука и неклассическая наука.

5. Постнеклассическая наука.

 

Дополнительная литература к семинару

Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1977.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980, М., 1987.

Кохановский В. П., Лешкевич Т. Г. и др. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. Ростов н/Д., 2004. Гл. II.

Микешина Л. А. Философия науки: Учебное пособие. М., 2005.

Наука о науке. М., 1966.Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология: Учебное пособие. М., 1998.Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1980.Очерки истории и теории развития науки. М., 1969.

 

Семинар 5. Тема 5. РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ, НАУЧНОЕ И ВНЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ: ПРОБЛЕМА ДЕМАРКАЦИИ

Вопросы.

1. Объективные и субъективные формы знания. Природа и типология знания. Научное и вненаучное знание.

2. Исторические типы рациональности. Классическая и неклассическая, «открытая» и «закрытая» рациональности.

3. Знание и вера. Соотношение рационального и иррационального в научном познании.

4. Формы иррационального в науке: неявное знание, традиции, здравый смысл, предрассудки обыденного сознания.

5. Роль бессознательного (З.Фрейд, К. Г.Юнг) в познавательной деятельности.

6. Интуиция как вид иррационального в науке.

Контрольный терминологический опрос (устный или письменный):

«Архетип», «бессознательное», «знание», «знание интерсубъективное», «знание личностное», «знание научное», «знание обыденное», «знание объективное», «знание субъективное», «знание художественное», «информация», «иррациональное», «рациональность», «рациональность закрытая», «рациональность классическая», «рациональность неклассическая», «рациональность открытая».

Дополнительная литература к семинару

Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988.

Губанов Н. И, Чувственное отражение. М., 1986.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.

Вартофский М. Модели. Репрезентации и научное понимание. М., 1988. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000. Микешина Л. А. Философия науки: Учебное пособие. М., 2005.

Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.

Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.

Новая философская энциклопедия. В 4 т. М., 2000 - 2001.URL: https://iph.ras.ru/enc.htm

Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.

Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / Под ред. В.В.Миронова. М., 2006.

Яшин Б. Л. Математическое знание и его история в контексте философских проблем//Философия науки. Методология и история конкретных наук. Учебное пособие. М., 2007.

Яшин Б. Л. Рациональное и иррациональное в математике//Философия познания. М., 2010.

Семинар 6. Тема 7. НАУКА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Вопросы.

1. Понятия «субъект» и «объект» в традиционной западноевропейской гносеологии.

2. Субъект в современной философии науки: индивидуальный и коллективный, гносеологический и эмпирический.

3. Познание с т. зрения отношения «субъект-объект»: основные концепции (причинная, социальная, эволюционная и др.).

Контрольный терминологический опрос (устный или письменный):

«субъект», «субъект гносеологический», «субъект индивидуальный», «субъект коллективный», «субъект трансцендентальный», «субъект эмпирический», «объект», «

Дополнительная литература к семинару

Ильин В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993.

Культура и развитие научного знания. М., 1991.

Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.

Микешина Л. А. Философия науки: Учебное пособие. М., 2005.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994;

Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. М., 1999.

Рассел Б. Человеческое познание. Киев, 1997.

Фоллмер Г. Эволюционная теория познания. К природе человеческого познания // Культура и развитие научного знания. М., 1991.

 

Семинар 7. Тема 9. ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ

Вопросы.

1. Этапы и способы научной деятельности. Типы научного знания.

2. Проблема как структурная единица научного знания и форма научного познания.

3. Научный факт и эмпирический закон как формы научного познания.

4. Методы и формы познания эмпирического уровня: вычленение и исследование объекта;

5. Методы и формы познания эмпирического уровня: обработка и систематизация знаний.

Контрольный терминологический опрос (устный или письменный):

«абстрагирование», «анализ», «гипотеза», «дедукция», «закон», «идеализация», «индукция», «классификация», «метод», «методология», «моделирование», «наука», «научный факт», «обобщение», «объект», «проблема», «синтез», «субъект», «эмпирический закон».

Дополнительная литература к семинару

Маркова Л.А. Наука: история и историография наука ХIХ – ХХ вв. М., 1987.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология: Учебное пособие. М., 1998.

Новая философская энциклопедия. В 4 т. М., 2000 - 2001.URL: https://iph.ras.ru/enc.htm

Рассел Б. Человеческое познание, его сферы и границы. Киев, 1997.

Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / Под ред. В.В.Миронова. М., 2006.

Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.

Философия. Методология. Наука. / Под ред. Л.А.Микешиной. М., 2005.

Философия науки. Хрестоматия. / Под ред. Л.А.Микешиной. М., 2005.

Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.

Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978.

Семинар 8. Тема 10. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ

Вопросы

1. Формы теоретического уровня научного познания: проблема, гипотеза и теория.

2. Методы построения и исследования идеализированного объекта.

3. Методы построения и оправдания теоретического знания.

 

Контрольный терминологический опрос (устный или письменный):

«абстрагирование», «аналогия», «верификация», «гипотеза», «закон теоретический», «идеализация», «интерпретация», «моделирование», «модель», «модель математическая», «мысленный эксперимент», «проблема», «репрезентация», «теория», «фальсификация», «экспликация».

Дополнительная литература к семинару

Мамчур Е.А. Проблема выбора теории. М., 1975.

Маркова Л.А. Наука: история и историография наука ХIХ – ХХ вв. М., 1987.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология: Учебное пособие. М., 1998.

Новая философская энциклопедия. В 4 т. М., 2000 - 2001.URL: https://iph.ras.ru/enc.htm

Рассел Б. Человеческое познание, его сферы и границы. Киев, 1997.

Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / Под ред. В.В.Миронова. М., 2006.

Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.

Рузавин Г.И. Научная теория. Логико-методологический анализ. М., 1978.

Философия. Методология. Наука. / Под ред. Л.А.Микешиной. М., 2005.

Философия науки. Методология и история конкретных наук. Учебное пособие. М., 2007.

Философия науки. Хрестоматия. / Под ред. Л.А.Микешиной. М., 2005.

Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.

Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978.

 

Семинар 9. Тема 11. ДИНАМИКАРАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.

Вопросы.

1. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания.

2. Научные революции как перестройка оснований науки.

3. Проблемы типологии научных революций.

4. Особенности научных революций в социально-гуманитарном познании

Дополнительная литература к семинару

Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1977.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980, М., 1987.

Кохановский В. П., Лешкевич Т. Г. и др. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. Ростов н/Д., 2004. Гл. II.

Микешина Л. А. Философия науки: Учебное пособие. М., 2005.

Наука о науке. М., 1966. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология: Учебное пособие. М., 1998. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М., 1980.

Очерки истории и теории развития науки. М., 1969. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / Под ред. В.В.Миронова. М., 2006.

Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.

Рузавин Г.И. Научная теория. Логико-методологический анализ. М., 1978.

Философия. Методология. Наука. / Под ред. Л.А.Микешиной. М., 2005. Философия науки. Методология и история конкретных наук. Учебное пособие. М., 2007.

Философия науки. Хрестоматия. / Под ред. Л.А.Микешиной. М., 2005.

 

Семинар 10. Тема 12. ПРОБЛЕМА НАДЕЖНОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. ИСТИННОСТЬ В ЭПИСТЕМОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ

Вопросы.

1. Проблема надежности знания и познаваемости мира.

2. Истина, достоверность и заблуждение.

3. Скептицизм Декарта и его позитивные смыслы.

4. Проблема обоснования естественнонаучного знания. Догматизм и релятивизм.

5. Проблема обоснования естественнонаучного знания. Догматизм и релятивизм.

6. Основные концепции истины (традиционная, марксистская, прагматическая, конвенциональная, корреспондентская).

Контрольный терминологический опрос (устный или письменный):

«агностицизм», «гностик», «догматизм», «достоверное знание», «заблуждение», «истинное знание», «когерентность», «конвенциональность», «корреспондентность», «мнение», «прагматизм», «релятивизм», «скептицизм», «фальсификационизм».

Дополнительная литература к семинару

Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ века. М., 2000.

Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ.— М., 1995.

Маркова Л.А. Наука: история и историография наука ХIХ – ХХ вв. М., 1987.

Микешина Л. А. Философия науки: Учебное пособие. М., 2005.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология: Учебное пособие. М., 1998.

Новая философская энциклопедия. В 4 т. М., 2000 - 2001.URL: https://iph.ras.ru/enc.htm

Поппер К. Логика и рост научного знания: Избр. Работы. М., 1983.

Рассел Б. Человеческое познание, его сферы и границы. Киев, 1997.

Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / Под ред. В.В.Миронова. М., 2006.

Философия науки. Методология и история конкретных наук. Учебное пособие. М., 2007.

Философия науки. Хрестоматия. / Под ред. Л.А.Микешиной. М., 2005.

 

Семинар 11. Тема 13. СПЕЦИФИКА СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

Вопросы.

1. Сходство и отличие наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы.

2. Особенности общества и человека как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость.

3. Вненаучные критерии: принципы простоты и красоты в социально-гуманитарном познании.

Дополнительная литература к семинару

Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч.: В 7 т. Т. 5. М., 1996.

Микешина Л. А. Философия науки: Учебное пособие. М., 2005.

Новая философская энциклопедия. В 4 т. М., 2000 - 2001.URL: https://iph.ras.ru/enc.htm

Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / Под ред. В.В.Миронова. М., 2006.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984.

Философия науки. Методология и история конкретных наук. Учебное пособие. М., 2007.

Философия науки. Хрестоматия. / Под ред. Л.А.Микешиной. М., 2005.

 

Семинар 12. Тема 15. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

Вопросы.

1. Соотношение философии, психологии и педагогики.

2. Философские основания психологии и педагогики.

3. Психология и педагогика как практическая философия.

4. Философский анализ базовых понятий психологии и педагогики.

5. Антропологические проблемы в психологии и педагогике.

Дополнительная литература к семинару

Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.

Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М., 1997.

Кайнова Э.Б. Философия педагогики. М., 2007.

Леонтьев А.Н. Философия психологии. М., 1994.

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 1998.

Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / Под ред. В.В.Миронова. М., 2006.

Философия науки. Методология и история конкретных наук. Учебное пособие. М., 2007.

Философия науки. Хрестоматия. / Под ред. Л.А.Микешиной. М., 2005.

Философско-психологические проблемы развития образования. М., 1994.

Семинар 13. Тема 16. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ. МАТЕМАТИЗАЦИЯ И КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ

Вопросы.

1. Современный этап развития науки: характерные особенности.

2. Математизация науки: этапы и проблемы.

3. Перспективы и границы математизации гуманитарного знания.

4. Математическое моделирование и его применение в различных областях знания.

5. Компьютерная революция и ее социальные последствия.

6. Компьютерные технологии в научной деятельности. ЭВМ и математическое моделирование.

Дополнительная литература к семинару

 

Барабашев А. Г. Будущее математики. Методологические аспекты прогнозирования. М., 1991.

Глинский Б.А. Философские и социальные проблемы информатики. М., 1990.

Ракитов А.И. Информатизация общества: состояние, структура, перспективы // Перспективы информатизации общества. М., 1990.

Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. М., 1991.

Рузавин Г.И. Математизация научного знания. М., 1984.

Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / Под ред. В.В.Миронова. М., 2006.

Философия науки. Методология и история конкретных наук. Учебное пособие. М., 2007.

Философия. Методология. Наука. / Под ред. Л.А.Микешиной. М., 2004.

Философия науки. Хрестоматия. / Под ред. Л.А.Микешиной. М., 2005.

 

 

Примерные варианты заданий для самостоятельной внеаудиторной работы студентов и формы текущего контроля

  1. Подготовка устных сообщений по вопросам семинара.
  2. Подготовка информационного проекта и презентации по одной из рекомендованных тем.
  3. Подготовка исследовательского или творческого проекта по теме, согласованной с преподавателем.
  4. Работа с литературой:

а) Составление аннотации одной из работ, рекомендованных преподавателем;

б) Составление кратких конспектов работ из «Хрестоматии»;

в) Составление кратких конспектов статей, связанных с темой семинара, из «Новой философской энциклопедии».

г) Составление терминологического словаря одной из работ, рекомендованных преподавателем.

Вопросы для самоконтроля

Тема 1. РАЗЛИЧНЫЕ АСПЕКТЫ БЫТИЯ НАУКИ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ НАУКИ.

Что собой представляет наука? Каковы ее основные образы в рамках философии и методологии науки?

Перечислите наиболее важные проблемы философии и методологии науки.

Какие разделы входят в структуру современной философии науки?

Какие отрасли знания в настоящее время изучают науку?

Каково соотношение философии и социологии науки?

Что отличает философию науки от науковедения?

Каково соотношение философии науки и современной эпистемологии?

Тема 2. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФИЛОСОФИИ НАУКИ ДО XX

Перечислите известные Вам концепции философии науки, существовавшие до ХХ века.

В чем состоит суть концепции науки в рамках пифагореизма?

Что представляет собой атомизм Левкиппа и Демокрита?

Как представляли науку в своих работах Платон и Аристотель?

Какая роль отводилась науке в Средние века?

Что означают термины «номинализм» и «реализм» и как они связаны с научным познанием?

Раскройте суть проблемы «вера и знание».

Укажите особенности науки эпохи Возрождения. Назовите наиболее известных ученых этого времени. Чем они знамениты?

Назовите наиболее важные научные открытия Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона.

Укажите специфические черты позитивизма О. Конта.

Что в философии скрывается за термином «эмпириокритицизм»?

Как понималась наука и ее роль в социальном развитии в работах неокантианцев?

Тема 3. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ.

Что характеризует неопозитивизм в целом?

Какие два направления выделяются в аналитической философии, и чем они отличаются друг от друга?

Назовите основной принцип неопозитивистской философии науки. В чем его суть?

В чем суть проблемы «демаркации знания»?

Что такое «научно-исследовательская программа», с точки зрения Лакатоса, и какова ее роль в развитии науки?

Сформулируйте принцип фальсификации К. Поппера.

Что представляет собой «парадигма» Т. Куна, и какое место она занимает в процессе развития научного познания?

В чем суть «теории научных революций» Т. Куна?

Что представляют собой периоды «нормальной» и «экстраординарной» науки?

Как представляет процесс развития науки К.Поппер?

В чем суть принципа фальсификации?

Как развивается наука по П. Фейерабенду?

Как представляет процесс развития научного знания Ст. Тулмин?

Укажите особенности интернализма в понимании развития научного знания.

Каковы главные характеристики экстернализма в его приложении к науке?

Укажите особенности отечественной философии и методологии науки.

 

Тема 4. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

В чем суть проблемы возникновения науки?

Укажите основные этапы развития науки.

Дайте характеристику античной науки.

Существует ли связь между античной философией и античной математикой? Если «да», то в чем она состоит?

Укажите наиболее важные черты науки Средних веков.

Почему экспериментальное естествознание возникает лишь в Новое время?

Перечислите основные характеристики классической науки.

Укажите особенности неклассической и постнеклассической науки.

Тема 5. РАЦИОНАЛЬНОЕ И ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ, НАУЧНОЕ И ВНЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ: ПРОБЛЕМА ДЕМАРКАЦИИ

 

Что понимается под рациональным в современной философии познания?

Что относят к иррациональному в современной эпистемологии?

Какие типы рациональности Вы знаете?

Каковы отличительные черты научной рациональности?

Являются ли неизменными философские представления о рациональности вообще и научной рациональности, в частности?

Какие виды знания Вам известны?

Каковы критерии деления знания на научное и ненаучное?

Что является основанием для деления знания на явное и неявное?

Укажите наиболее важные характеристики неявного (явного) знания.

Что представляет собой интуиция как процесс и к какому виду знания (рациональному или иррациональному) следует отнести ее результаты?

Какие виды интуиции Вам известны? Чем они отличаются друг от друга?

Возможна ли интуиция вне рационального? Обоснуйте свой ответ.

Каковы основные пути проникновения неявного знания в науку?

В каких формах существует неявное знание в науке?

Тема 6. НАУКА КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СИСТЕМА ЗНАНИЙ. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ. ЭМПИРИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ.

Что является целью научного познания?

Укажите основные характеристики науки как системы знания.

Что отличает чувственное познание от рационального?

Какие основные формы чувственного познания Вы знаете?

Назовите основные формы рационального познания.

Каково соотношение чувственного и рационального в познании?

Что скрывается за термином «tabula rasa»?

Что понимают под термином «доопытное знание»?

В чем суть теории «припоминания» Платона?

Что означает термин «априорное знание»?

Что является целью переустройства наук у Ф. Бэкона? У Р. Декарта?

О каких «идолах познания» говорит Ф. Бэкон в своем понимании познавательного процесса?

Перечислите основные положения эмпиризма.

Назовите основные идеи рационализма Р. Декарта.

Что сохранилось в современной науке от эмпиризма и рационализма?

Тема 7. НАУКА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Что понимается под термином «субъект» в традиционной западноевропейской гносеологии?

Как понимается субъект в современной эпистемологии?

Что понимают под объектом в современной науке?

Какие возможны варианты отношения «субъект- объект» в процессе познания?

Существуют ли субъект или объект познания вне связи друг с другом? Почему?

Какие виды субъекта представлены в современной эпистемологии?

Что собой представляет в реальности индивидуальный эмпирический субъект?

Перечислите основные концепции познания, которые Вы знаете.

В чем состоит суть причинной концепции познания?

Перечислите основные концепции отражения.

Как представлено познание в эволюционных концепциях?

Какие идеалистические концепции познания Вы знаете?

Тема 8. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.

Какие варианты структурирования научного познания Вы знаете?

Какие уровни научного познания выделяются современной эпистемологией?

Перечислите наиболее важные особенности эмпирического (теоретического) уровней научного познания.

В каких основных формах существует научное знание на каждом из этих уровней?

Существует ли взаимосвязь эмпирического и теоретического познания и если «да», то в чем она проявляется?

Какие методы научного познания называют универсальными?

Чем отличаются «анализ» и «синтез», «дедукция» и «индукция»?

Приведите примеры использования дедукции в социогуманитарном знании.

Какие виды индукции Вы знаете? Чем отличается полная индукция от индукции неполной?

Какие методы установления причинной связи Вы знаете?

Что представляет собой аналогия?

Что в самом общем плане представляет собой модель в науке?

Перечислите наиболее значимые характеристики такого феномена, как научная картина мира.

Какие разновидности научной картины мира Вы знаете?

В чем заключается роль научной картины мира в познании и формировании мировоззрения?

Можно ли считать какую-либо научную картину мира абсолютной? Почему?

Опишите в самых общих чертах современную научную картину мира.

 

Тема 9. ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ

Что такое «научный факт»?

Чем отличается эмпирический закон от теоретического закона?

В чем суть «фактуализма» и «теоретизма» в научном познании?

Какие этапы исследования выделяют на уровне эмпирического научного познания?

Перечислите методы эмпирического уровня научного познания.

Что представляет собой наблюдение как метод?

В чем состоят особенности наблюдения в социогуманитарном знании?

Раскройте суть научного эксперимента как метода? Какие виды эксперимента Вы знаете?

Чем отличается эксперимент как метод социального познания?

На чем основан метод обобщения?

Что такое классификация?

Чем отличаются друг от друга классификация и типизация?

Какие специфические методы эмпирического социогуманитарного познания Вы знаете?

Тема 10. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: ФОРМЫ И МЕТОДЫ

Перечислите формы теоретического познания.

Что такое «проблема», и какова ее роль в научном познании?

Что такое «гипотеза», и какие существуют способы подтверждения и опровержения гипотез?

В чем заключается суть гипотетико-дедуктивного метода?

Что такое теория, и какова ее структура?

Что понимают под теоретическим законом и в чем его отличия от закона эмпирического?

Что собой представляет теоретическая модель?

Что понимают под экспликацией в научном познании?

Что представляет собой интерпретация в науке?

Раскройте суть метода идеализации.

Что понимают под мысленным экспериментом в науке? Приведите примеры мысленных научных экспериментов.

Тема 11. ДИНАМИКАРАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ.

 

Что понимают под словом «традиция» вообще?

Что относят к традициям в науке?

Как соотносятся традиции и новое в научном познании?

Какие виды научных новаций Вы знаете?

Что понимается под научной революцией?

Какие типы научных революций Вы знаете?

С чем связан каждый из этапов (типов) научной революции? Каковы основные характеристики каждого из них?

В чем состоят особенности научных революций в области социальных и гуманитарных наук?

 

Тема 12. ПРОБЛЕМА НАДЕЖНОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. ИСТИННОСТЬ В ЭПИСТЕМОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ.

Почему в науке возникает проблема доверия к надежности полученного знания?

В чем состоит проблема познаваемости объективного мира?

Какое знание в науке считают истинным, а какое – достоверным?

Что есть заблуждение по своей сути?

Что представляет собой скептицизм в контексте научного познания?

Что характерно для научного догматизма?

Что является основанием релятивизма в науке?

Раскройте суть принципа фальсификационизма К. Поппера.

Представьте основные положения классической концепции истины.

Перечислите основные идеи марксистского понимания истины.

В чем суть прагматической концепции истины.

Кого считают основателем конвенционалистской концепции истины?

Каковы критерии оценки знания в социогуманитарных науках?

 

Тема 13. СПЕЦИФИКА СОЦИОГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ.

В чем состоит сходство и отличие наук о природе и наук об обществе?

В чем состоит специфика гуманитарного знания по сравнению с естествознанием?

Перечислите наиболее важные методы исторического (социального) познания.

Какие методы используются в гуманитарных науках?

Какие существуют точки зрения на проблему соотношения естественнонаучного и социогуманитарного знания в современной философии науки?

В чем состоят особенности общества и человека как объектов познания?

Что является целью социогуманитарного познания?

В чем состоит суть метода, называемого «идиография» («эмпатия», «иконография»)?

Приведите примеры использования методов социометрии в педагогической науке и практике.

 

Тема 14. ЦЕННОСТИ И ИХ РОЛЬ В СОЦИОГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ.

Что представляют собой ценности как таковые?

Какой раздел философии изучает ценности?

Что является ценностью в социогуманитарном познании?

Чем оценочные высказывания отличаются от описательных?

Какова роль оценочных суждений в научных исследованиях?

Существуют ли ограничения для оценочных суждений в исследованиях социальных и гуманитарных проблем?

Какие вненаучные критерии знания существуют в социогумантиарных науках?

 

Тема 15. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК.

Каково соотношение философии и педагогики? Философии и психологии? Психологии и педагогики?

Что говорил С.Гессен о статусе и роли педагогики по отношению к теоретическому знанию?

Какие проблемы психологии и педагогики рассматривали философы Древней Греции?

В чем состоит суть античной пайдейи?

Перечислите базовые понятия педагогики и раскройте их содержание.

Назовите несколько основных понятий психологии, имеющих непосредственную связь с педагогикой.

Назовите наиболее важные идеи современной антропологии.

Тема 16. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ. МАТЕМАТИЗАЦИЯ И КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ

Дайте общую характеристику компьютерной (информационной) революции.

Какое влияние оказывает компьютер на формирование мировосприятия пользователя?

Какие компьютерные технологии используются сегодня в научной деятельности?

Почему в современном мире информация (знание) становится фундаментальной ценностью?

Что такое «Искусственный интеллект»?

В каких отраслях науки и практики используются «интеллектуальные системы»?

В чем состоят проблемы компьютерного моделирования мышления?

Что представляет собой компьютерная этика?

Что сегодня называют прикладной математикой?

Какие уровни математизации научного знания выделяет современная эпистемология?

В чем состоит специфика приложения математики в естествознании, в гуманитарных и социальных науках?

Приведите примеры вычислительного, концептуального и метафорического применения математики.

Существуют ли границы математизации гуманитарного знания?

В чем суть математического моделирования?

Приведите примеры математических моделей, используемых в естественных, социальных и гуманитарных науках.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.