Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономико-эвристические методы






-это способы обоснования управленческих решений на основе использования профессионального опыта, интуиции отдельных работников или группы работников.

Экономико-эвристические методы относятся к группе не формализованных методов решения экономических задач.

Используются на стадии разработки управленческих решений в условиях частичной или полной неопределенности.

К основным эвристическим методам относят:

1 метод экспертных оценок

2 метод анализа иерархии

3 метод «мозговой атаки»

4 метод ассоциаций и аналогий

5 метод сценариев и.т.д.

Метод экспертных оценок

- это способ принятия управленческих решений на основе весомостей параметров выявленных с помощью коллективных экспертных оценок.

Имитационная модель экспертного метода включает этапы:

- организация опроса – заключается в создании экспертной комиссии (2-3 человека: председатель и помощники) для регулирования процесса;

- выбор экспертов – комиссия выбирает экспертов- специалисты, заполняющие тест на профессиональную пригодность решения различных проблем (объективность, самокритичность, отсутствие конформизма, независимость)

- определение методов опроса- определяет комиссия, опрос может быть в 1, 2 или 3 тура, индивидуальный или коллективный, очный или заочный, устный или письменный. Экспертные оценки могут быть вербальные (да, нет, или …) и количественные.

МЭО включают:

1 Методы ранжирования – упорядочивание всех факторов в соответствии с ростом или спадом их предпочтительности. Существует несколько способов:

- способ непосредственной оценки: эксперта просят пронумеровать все факторы в порядке их предпочтительности, самому важному 1, менее важному 2 и.т..д. или наоборот. Оценка или номер, которые получают факторы называются рангом.

- способ балльной оценки. Эксперт дает оценку в баллах. Для этого устанавливается диапазон допустимых предельных значений. Разбивается по интервалам. И в рамках этой шкалы определяется балл. На основе оценок в баллах определяется ранг фактора, или управленческого решения.

- способ весовых коэффициентов. Наиболее важному фактору назначается вес=1, или 100. оценка следующих по важности факторов определяется как доля от более важного фактора. Общая расчетная формула весомости:

 

 

- место на которое поставлена весомость I фактора у j эксперта

m – количество экспертов

n – количество факторов

выбрать наиболее оптимальное управленческое решение, упорядочить факторы во времени, в пространстве, или по качеству.

2 Метод точечных оценок – заключается в оценке экспертом строго фиксированного значения фактора и управленческого решения. Общая оценка по группе экспертов определяется как попарная средняя арифметическая.

3 Метод попарного сопоставления – заключается в попарном сопоставлении каждого управленческого решения с другим управленческим решением.

 

Практически метод попарного сопоставления реализуется с помощью матричного метода выбора управленческих решений.

 

- проведение опроса и обработка результата. На данном этапе оценивается согласованность экспертов, для этого рассчитывается коэффициент конкордации

 

Коэффициент конкордации может иметь значения от 0 до 1. если он =0, то это означает отсутствие согласованности между экспертами, то есть их профессиональная непригодность. Если он равен 1, то означает полную согласованность экспертов.

Tj – число повторений ранга в каждом ряду.

Оценка надежности: для этого Х2 сравнивается с табличным значением. Берем вероятность =5%, если Х2 будет равно либо близко с табличным значением, то результаты надежные.

 

Метод мозговой атаки (метод конференций)

Заключается в создании творческой атмосферы для решения аналитических задач нестандартным путем. Использование метода мозговой атаки требует соблюдения следующих правил:

1 должно соблюдаться единое руководство, соблюдающее экспертные группы

2 обстановка заседания должна быть непринужденная, не официальная

3 на этапе генерации идей запрещена всякая критика в прямой или косвенной форме

4 количество участников мозговой атаки должно быт не более 6-8 человек

5 продолжительность заседания должна быть не более 1 часа

6 время выступления не более 2-3 минут, ответы должны быть краткими без обоснования решения. Все высказывания фиксируются анонимно.

7 запрещен анализ, комментарии и оценка высказанных решений.

 

Имитационная модель включает следующие этапы мозговой атаки:

1 мобилизация участников заседания, включает создание комфортных условий для заседания экспертной группы. Длительность этапа 5-6 минут.

2 постановка проблемы. В постановку входит:

-анализ ситуации

- определение важности проблемы

- построение проблемы

- значения решений проблемы и последствия. Цель – создать у участников четкое представление о проблеме и ее значимости.

3 решение проблемы. Генерация идей: каждый участник высказывает свой вариант решения проблемы, продолжительность 15 минут.

4 анализ и конструктивная проработка решений, выбор наиболее приемлемого решения.

А) метод мозгового штурма отличается от метода мозговой атаки: процесс генерации идей осуществляется одной экспертной группой, а анализ и конструктивная проработка другой группой.

Б) метод суда – аналог судебного процесса

- 1-я группа экспертов – защитники

- 2-я группа – противники данного варианта

- 3-я группа – роль судьи или заседателей

в) синектический – это мозговой штурм, проводимый группой специально обученных людей.

 

Тема 6. Анализ развития производства (сети связи)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.