Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретическая часть. Социально-биологические основы физической культуры






Социально-биологические основы физической культуры. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студента.

Здоровый образ жизни и принципы его формирования. Факторы риска развития заболеваний.

Факторы, влияющие на работоспособность при занятиях физической культурой. Условия высокой умственной работоспособности.

Основные понятия физической культуры. Методы и принципы физического воспитания.

Методы повышения физической работоспособности. Производственная гимнастика.

Режим труда и отдыха. Утомление и переутомление: признаки и профилактика.

Характеристика состояний при занятиях физической культурой. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Компоненты тренированности. Определение уровня тренированности.

Средства физической культуры. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом. Профилактика травматизма при занятиях физической культуры и спортом.

Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте.

 


5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Физическая культура»

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

- логическое мышление, навыки создания научных работ, ведения научных дискуссий;

- развитие навыков работы с разноплановыми источниками;

- осуществление эффективного поиска информации и критики источников;

- получение, обработка и сохранение источников информации;

- преобразование информации в знание, осмысливание процессов в их динамике и взаимосвязи;

- формирование и аргументированное отстаивание собственной позиции по различным проблемам. Важной формой организации учебной деятельности студентов является проведение научных конференций с докладами студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя. Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа представляет собой презентации, объемом не менее 25 слайдов с указанием источников литературы по проблемам физической культуры.

Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.

6. Фонд оценочных средств (отдельно)

 

Фонд оценочных средств оформлен отдельным документом в соответствии с положением «О формировании фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов» в 2-х экземплярах, хранится на кафедре Института, студентам не выдается.

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

 

  Авторы, составители Наименование, наличие грифа Издательство, год Кол-во экз. в библиотеке АИТиП
1. Основная литература
Л 1.1. Чеснова Е. Л.   Физическая культура: учебное пособие. М.: Директ-Медиа, 2013.-160 с. Университетская библиотека «Онлайн»
2. Дополнительная литература
Л 2.1. Петрушин, В.И. Валеология. М.: Гардарики, 2003.- 432 с.: ил.  
Л 2.2. / Под ред. Вайнера Э. Н. Валеология: учебник для вузов. М.: Национальный институт бизнеса, 2005.- 416 с.  
Л 2.3. Прохорова, Э.М. Валеология: учебное пособие. (УМО) М., 2009.- 255 с.  
Л 2.4. Вайнер, Э. Н. Валеология. - учебник, 6-ое изд. (УМО) М.: Флинта: Наука, 2008.- 416 с.  
Л 2.5. Трохова Е.И.   Валеология: словарь-справочник. М.: Наука, 2002.-344с.  
Л 2.6 Михеев С.И.   Физическая культура: теоретический курс: учебное пособие. М.: ИД " АТиСО", 2013. 283 с.  
           

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины:

Программное обеспечение, электронные и Интернет-ресурсы:

https://www.techno.edu.ru /db/msg/3100

https://www.rosteplo.ru/Npb_files/npb_shablon.php? id=207

https://www.vsestroi.ru/stat/Norm/3/ZAKON/norm288.htm

www.atiso.ru – Академия труда и социальных отношений

https://www.vashdom.ru/gost/22005-94/

https://glossary.ru/maps/m4123874.htm

www.library.ru - Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

www.spsl.nsc.ru - Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН

www.rsl.ru - Российская Государственная Библиотека

www.arbicon.ru - Ассоциация региональных библиотечных консорциумов

www.akunb.altlib.ru - АКУНБ им. В.Я. Шишкова

www.nlr.ru - Российская Национальная библиотека

 

9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основными видами самостоятельной работы студентов являются: выполнение исследовательских и творческих заданий, реферирование научной литературы, подготовка презентаций, докладов, подготовка проектного задания, выполнение домашних заданий.

Самостоятельная работа осуществляется студентами с целью:

- овладения понятийным аппаратом изучаемого курса;

- самостоятельной проработки материала в соответствии с учебно-тематическим планом;

- изучения основной и дополнительной литературы;

- самопроверки полученных знаний с помощью содержащихся в данном пособии заданий;

- подготовки к предстоящему зачету.

Самостоятельной подготовкой рекомендуется заниматься в библиотеке, а также использовать Интернет. В необходимых случаях следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Изучение понятийного аппарата курса

Студентом должна быть проведена работа по усвоению понятийного аппарата курса, поскольку без этого невозможно как овладение прочными знаниями в области коммуникации, так и получение профессиональных навыков, необходимых для последующей практической деятельности учащегося.

Словарь терминов (глоссарий) представлен в Приложении рабочей программы, а также в словарях, справочниках и других материалах по соответствующим темам дисциплины.

Самостоятельная проработка материала в соответствии с учебно-тематическим планом курса.

Самостоятельная проработка разделов учебного плана развивает у студентов навыки усвоения большого по объему учебного материала, обогащает опытом овладения способами и приемами получения профессиональных знаний. При этом рекомендуется руководствоваться разделом 4 настоящей рабочей программы («Структура и содержание дисциплины»).

Работа над основной и дополнительной литературой

Студент должен уметь самостоятельно подбирать необходимую для учебной и научной работы литературу. При этом следует обращаться к предметным и систематическим каталогам, которые имеются в библиотеках.

Изучение литературы следует начинать с источников, приведенных в разделе настоящей рабочей программы. При этом полезно делать выписки, конспектировать литературу. Это помогает более глубокому усвоению и систематизации материала. Кроме того, такой подход дает возможность вычленять в тексте главное, что чрезвычайно важно при большом объеме используемой информации. По изучаемым темам рекомендуется формировать личный архив, а также каталог используемых источников. Подобная работа будет весьма полезной с точки зрения накопления материала для последующего использования при выполнении самостоятельной работы.

Самопроверка полученных знаний с помощью выполнения заданий

В настоящей рабочей программе приведены задания для самопроверки полученных знаний. Используя их, студент может эффективно контролировать процесс усвоения изучаемого материала, закрепления приобретенных навыков.

Подготовка к зачету

Залогом успешной сдачи зачета является систематическая, в том числе самостоятельная работа студента над лекционным материалом и соответствующей литературой в течение всего семестра. В этом случае подготовка к зачету будет сводиться лишь к систематизации и полученных знаний, повторению пройденного материала.

Приступая к изучению настоящего курса, рекомендуется взять в библиотеке данную рабочую программу, другие материалы, имеющиеся в библиотеке, и регулярно пользоваться ими в качестве учебных и методических пособий.

Большую помощь готовящемуся к зачету студенту окажет систематическое обращение к тестам для самопроверки, а также к вопросам к зачету. Это поможет выбрать из обширного перечня рекомендуемой литературы оптимальный, с точки зрения индивидуального восприятия материала, набор изданий.

В случае возникновении трудностей с изучением материала при подготовке к зачету целесообразно обратиться к преподавателю за консультацией.

Работа в библиотеке

Важным элементом самоподготовки является работа с библиотечным фондом АИТиП. Студент может: а) получить книги на научном абонементе библиотеки для домашней работы в течение семестра; б) изучать литературу (учебники, журнальные и газетные статьи) в читальном зале; в) воспользоваться электронным каталогом; г) прибегнуть в случае необходимости получения сведений об источниках информации к помощи библиотечных работников.

При пользовании библиотечным фондом рекомендуется использовать различные источники информации: учебные пособия, монографии, периодические издания и др.

Изучение сайтов по темам курса в сети Интернет

Ресурсы Интернета являются одним из наиболее эффективных источников быстрого поиска необходимой информации.

Поиск информации можно осуществлять с помощью сайта Академии www.atiso.ru, сайта АИТиП www.aitip.ru и пр.

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине

- технические средства: компьютерная техника и средства связи (проектор, экран, видеокамера);

- методы обучения с использованием информационных технологий (компьютерное тестирование, демонстрация мультимедийных материалов);

- перечень интернет-сервисов и электронных ресурсов (поисковые системы, электронная почта, электронные учебные и учебно-методические материалы);

- перечень программного обеспечения (системы тестирования) – перечень информационных справочных систем (ЭБС «Университетская библиотека Онлайн).


11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).

Для проведения лекционных и практических занятий требуется аудитория, оборудованная мультимедийной техникой, компьютерный класс с выходом в Интернет, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура (всё – в стандартной комплектации для практических занятий и самостоятельной работы); доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки и на практических занятиях). Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению 38.03.01 (080100.62) «Экономика».

12. Образовательные технологии

В рамках изучения данной дисциплины предусмотрены следующие виды учебной работы: лекции, практическое занятие.

Тематическим планом данного курса предусмотрены практические занятия, задачами которых являются закрепление знаний и приобретение навыков эффективного использования языковых средств применительно к цели и ситуации общения: практическое занятие в форме выполнения тренировочных заданий под руководством преподавателя. Изучение дисциплины ориентировано как на индивидуальную, так и на групповую работу студентов. Реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций) с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Аудиторное занятие проводится в интерактивной форме.

Аудиторное изучение данной программы сочетается с самостоятельной работой студентов (проработка лекционного материала, самостоятельное изучение отдельных аспектов тем, подготовка к практическим занятиям, выполнением домашних заданий).

Активное участие студента во всех формах учебного процесса, а также самостоятельная работа позволят ему овладеть необходимым объемом теоретических знаний и сформировать навыки обработки массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов для принятия управленческих решений.

Преподавание учебной дисциплины «Физическая культура» направлено на частичное формирование у студентов следующей общекультурной компетенции:

ОК-16 – владеет средствами самостоятельного методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины студент должен:

- знать: значение физической культуры в общекультурной и профессиональной подготовке, социально-биологические основы физической культуры и спорта, основы законодательства РФ о физической культуре, требования к физической культуре человека.

уметь:

- обеспечивать сохранение, укрепление здоровья и профилактику травматизма при занятиях физической культурой.

владеть:

- основами методики самостоятельных занятий и самоконтроля за состоянием своего организма;

- навыками проведения общей и специальной физической подготовки, профессионально-прикладной физической подготовки в соответствии с условиями труда в избранной профессии, техническими приемами в избранном виде спорта, основами методики самостоятельных занятий и осуществления самоконтроля.

Частичное формирование названных компетенций, реализуется с использованием комплекса образовательных технологий (список приведен ниже), направленных на активизацию и интенсификацию деятельности обучающихся и являющихся характерными практически для всех дисциплин профессионального цикла по направлению подготовки 38.03.01 (080100.62) «Экономика».

Образовательные технологии:

1. Проблемное обучение;

2. Разноуровневое обучение;

3. Проектные методы обучения;

4. Исследовательские методы в обучении;

5. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

6. Информационно-коммуникационные образовательные технологии.

Суть использования технологий в учебном процессе изложена в таблице ниже:

 

Педагогические технологии   Достигаемые результаты   Интерактивный метод  
     
1. Разноуровневое обучение Ориентация на различный уровень обучающихся позволяет динамично корректировать процесс обучения, результаты корректировки напрямую влияют на уровень освоения компетенций   · творческие задания; · мозговой штурм; · дискуссия; · деловая игра; · разбор конкретных ситуаций; · эвристическая беседа.
2. Исследовательские образовательные технологии Дает возможность студентам самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно для определения индивидуальной траектории развития компетентности каждого студента · творческие задания; · метод проектов; · мозговой штурм; · дискуссия; · деловая игра; · эвристическая беседа.
3. Технология обучения в сотрудничестве Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности студентов · работа в малых группах; · метод проектов; · мозговой штурм; · дискуссия; · деловая игра; · эвристическая беседа.

 

Краткое описание сути интерактивных методов обучения, используемых в рамках образовательных технологий (составлено на основе материалов Учебно-методического управления АлтГТУ им. И.И. Ползунова).

Дискуссия как метод интерактивного обучения успешно применяется в системе учебных заведений на Западе, в последние годы стала применяться и в нашей системе образования. Метод дискуссии (учебной дискуссии)представляет собой «вышедшую из берегов» эвристическую беседу. Смысл данного метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме. Это активный метод, позволяющий научиться отстаивать свое мнение и слушать других.

Обычно предполагается, что из мышления рождается ответ на высказывание оппонента в дискуссии, поэтому разномыслие и рождает дискуссию. Однако дело обстоит как раз наоборот: спор, дискуссия рождает мысль, активизирует мышление, а в учебной дискуссии к тому же обеспечивает сознательное усвоение учебного материала как продукта мыслительной его проработки.

Метод дискуссии используется в групповых формах занятий: на семинарах-дискуссиях, собеседованиях по обсуждению итогов выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях, когда студентам нужно высказываться. На лекции дискуссия в полном смысле развернуться не может, но дискуссионный вопрос, вызвавший сразу несколько разных ответов из аудитории, не приведя к выбору окончательного, наиболее правильного из них, создает атмосферу коллективного размышления и готовности слушать преподавателя, отвечающего на этот дискуссионный вопрос.

Дискуссия на семинарском (практическом) занятии требует продуманности и основательной предварительной подготовки обучаемых. Нужны не только хорошие знания (без них дискуссия беспредметна), но также наличие у студентов умения выражать свои мысли, четко формулировать вопросы, приводить аргументы и т. д. Учебные дискуссии обогащают представления учащихся по теме, упорядочивают и закрепляют знания.

Эвристическая беседа. Метод получил название от восходящего к Сократу метода обучения «эвристика» (гр.– нахожу, отыскиваю, открываю). Данный метод путем искусно сформулированных наводящих вопросов и примеров побуждал учеников прийти к самостоятельному правильному ответу. По своей психологической природе эвристическая беседа, в современном понимании – это коллективное мышление или беседа как поиск ответа на проблему. В педагогике этот метод принято считать методом проблемного обучения (проблемно-поисковая беседа). Объясним, почему эвристическую беседу мы рассматриваем не в ряду методов проблемного обучения, хотя она построена на мыслительном поиске решения учебной проблемы. Дело в том, что в беседе мыслительный поиск превращается в поиск коллективный, где происходит обмен мнениями, предположениями, догадками, различными вариантами промежуточных решений, когда учащиеся ищут истину во взаимодействии и во взаимопомощи, активизируя мышление друг друга.

Следует иметь в виду, что этот метод предполагает наличие у учащихся определенного запаса знаний, представлений, понятий. При подготовке к беседе преподаватель должен: а) четко определить цель; б) составить план-конспект; в) подобрать наглядные средства; г) сформулировать основные и вспомогательные вопросы. Важно правильно формулировать и задавать вопросы:

– они должны быть логически связаны;

– они должны соответствовать уровню развития учащихся;

– они не должны подсказывать ответ.

Помните: вопрос задается всей группе. После небольшой паузы для обдумывания вызывается учащийся. Необходимо привлекать других учащихся исправлять, уточнять, дополнять ответ. Беседа – сложный метод, так как требует определенного напряжения сил, соответствующих условий, мастерства преподавателя, который внимательно слушает ответы, правильные одобряет, ошибочные комментирует, уточняет и вовлекает в процесс работы всю группу.

Разбор конкретных ситуаций — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е.С. Полат).

Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода разработки конкретных ситуаций состоит в предоставлении обучающимися возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

Если говорить о методе разработки конкретных ситуаций как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках данного метода отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

В основе данного метода лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления

Метод разработки конкретных ситуаций всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами.

Метод разработки конкретных ситуаций всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Результаты данного метода должны быть, что называется, " осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе разработки конкретных ситуаций как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.