Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство местных центров Египта последней трети Нового царства






Лучше всего известно искусство последней трети Нового царства в северных центрах, для которых важна была роль местных художественных мастерских. Ведь именно север, в частности, Танис, был превращен Рамсесом II в фактическую столицу. Новая роль города требовала соответствующего оформления. В это время для обновленных и вновь построенных святилищ заказывали большое количество скульптур. Все эти памятники резко отличны от фиванских. Для них характерны тяжелые пропорции массивных тел, толстые руки и ноги с огромными ступнями и кистями рук. Мускулы проработаны совершенно условно. Лица всех статуй одинаковы - широкие и плоские, с лежащими на уровне поверхности лиц глазами. Например, статуя Рамсеса II из Таниса, где совершенно не отмечены портретные черты.

Своеобразие статуй Таниса вовсе не в отсутствии у мастеров должного умения. Интересно, что на танисскую скульптуру очень похожи статуи, сделанные в Мемфисе и Бубастисе. Разница этой группы статуй со скульптурой из Фив в различии религиозно-философских учений этих центров Египта. В Танисе во время правления Рамсеса особенно почитался бог Пта-Танен. Танен - одно из древних танисских божеств, которому подчинена преисподняя, недра земли и все, что на земле произрастает. Танен понимался как творец вселенной и податель жизни. По мемфисскому же сказанию Пта создатель и податель жизни.

Что же касается своеобразия форм танисской скульптуры, то на севере Египта во все времена меньшей была тяга к натурализации образа. Наоборот, здесь стремились к предельной абстрактности изображения, доводя ее до предела, необходимого каноном. Как Пта предельно абстрактен, так и находящиеся под его покровительством. Пта - отец Рамсеса по плоти. Пта - носитель истины.

Из-за отсутствия интереса у северных художников к натурализации образа традиции Амарны здесь не прижились, или прижились слабо, плохо. Они насаждались, но не развивались.

Из Мемфиса происходит эрмитажная стела с изображением скульптора. Стела представляет собой нишу, в которой дана человеческая фигура, выполненная в технике высокого рельефа. Одежда изображенного персонажа отвечает моде XIX династии - длинный складчатый схенти, парик с падающими на плечи локонами. Стела есть пример того, что искусство Северного Египта не было однородным. Фигура скульптора изображена с внесением ряда натуралистических элементов (хорошая моделировка объемов, тщательная проработка пальцев на руках и ногах, детализированное решение ногтей).

 

Символика цвета в искусстве Древнего Египта

Мифологическое мышление древних египтян порождало объяснение происхождения многообразия мира исходя из наличия божественного начала, обладающего способностью устраивать мир, а «сочетание мужского и женского начала и порождение потомства – вот способ возникновения мира», что приводило к формированию символики цвета, отображающей космогонические воззрения. Диалектическая логика мифа проявилась в формирующихся оппозициях цветовых предпочтений египтян, где светлые цвета служили средством передачи положительных качеств, присущих вещам, событиям и процессам, а темные цвета передавали значение негативных явлений, происходивших в системе отношений «мир – человек». Использование в художественной практике приема символизации цвета позволяло древнеегипетским мастерам передавать глубинные смыслы посредством специально подобранного комплекса средств выразительности (изобразительности). Среди цветовой палитры искусства Древнего Египта наиболее устойчивыми значениями обладали следующие доминирующие цвета: белый, синий, желтый (золотой), зеленый, черный и красный. Так, к примеру, белый цвет применялся художниками для создания сакральных образов и воспринимался египтянами как символ обновления и чистоты. Черный цвет в египетской культуре понимался как символ возрождения из мертвых; это цвет мистерий. Возможности психологического воздействия красного цвета использовались древнеегипетскими художниками для создания образов, передающих яркие эмоциональные переживания. В зависимости от контекста использования в древнеегипетском искусстве красный цвет олицетворял добро или зло, любовь или вражду. Для понимания его значения необходимо знание законов функционирования цветовой системы Древнего Египта. Зеленый цвет в древнеегипетском искусстве передавал образы растительности и воспринимался как символ урожая; благополучия и процветания; это символ воскресения и плодородия, то есть неотъемлемый цветовой символ бога Осириса. Символика голубого цвета, передающего образы водной и воздушной стихий, порождает его обильное использование в качестве атрибута образа бога Ра, который «…издавна был главным богом египетского пантеона». Особое значение в цветовой символике Древнего Египта принадлежало желтому (золотому) цвету, олицетворявшему вечность и солнце, это цвет изобилия, света и богатства. Желтый – цвет бога солнца Амон-Ра, культ которого оформился в период «…великого реформатора Эхнатона, отменившего бесчисленное множество египетских богов во главе с Амоном и установившего культ солнечного света и солнца. Намечается тенденция к абсолютизации бога-солнца, появляются монотеистические мотивы в египетской религиозности». Следует отметить, что свет драгоценных камней, блеск золота и серебра наполняют образы декоративно-прикладного творчества Древнего Египта, так как «золото, серебро, электр (сплав золота с серебром), лазурит в понимании египтян – прекраснейшие из материалов». Тем самым египтянами формируется своеобразная эстетика света. Таким образом, в искусстве Древнего Египта цвету принадлежит важная роль – выступать в качестве символа. В художественной деятельности древнеегипетских мастеров сложился цветовой канон, который в дальнейшем становится основополагающим эстетическим принципом европейского классического искусства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.