Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рельефы и росписи в гробницах частных лиц






Большое место в фиванском искусстве последней трети Нового царства занимают росписи и рельефы в гробницах частных лиц. Вначале и здесь прослеживается то же соединение амарнского наследия с ростом декоративных тенде нци й первых преемников Эхнатона. Требование создать как можно более нарядный памятник заставляло мастеров тщательно разрабатывать детали рельефов и росписей (пышные одежды, богатые головные уборы, прически, ювелирные украшения). Теперь мастера стараются заполнить рельефом или росписью всю поверхность стены.

Рельефные и живописные композиции обогащаются букетами цветов, цветочными гирляндами-венками.

Особой декоративностью отличаются груды изображаемых жертв, окаймленные гирляндами из лепестков лотоса и увенчанные крупными голубыми лотосами.

Несомненным наследием Амарны является и внимание, уделяемое в росписях пейзажу. Цветущие заросли и ряды деревьев теперь встречаются и в сценах полевых работ в потустороннем мире, и при отправлении ритуальных обрядов. Потолки гробниц иногда воспроизводят не просто небо, усеянное звездами, а небо, заполненное множеством летящих птиц. В некоторых росписях даже воспроизводятся мотивы амарнского искусства, так, например, изображение вьюнка или лозы.

С амарнским влиянием связано и нарастание живописности египетских росписей. В период правления XIX и XX династий, как и в росписях амарнских дворцов, художники часто не обводят контуром изображения птиц и растений, животных и людей, отчего они выглядят повышенно легкими.

Применяют мастера и новые приемы: в ряде случаев отдельные детали передаются с помощью тонких мазков кисти и точек.

Дело доходит даже до цветных теней. Например, исследователей, знакомых в XIX в. с экспериментами импрессионистов, буквально поразили открытия в гробнице Усерхета – изображения синих теней на стволах сикомор (Усерхет – верховный жрец заупокойного храма Тутмоса I в период XIX династии). Розовые тела, румянец на лицах, прозрачные одежды, различные сочетания цветов – все это – обычное дело в гробницах частных лиц интересующего нас времени.

Живописные приемы нередко встречаются даже в гробницах фараонов. Например, в гробнице Нефертари, жены Рамсеса II, царица изображена с румянцем на щеках и тенями.

Румянцем отмечаются даже иногда лица в иллюстрациях свитков «Книги мертвых». При этом новшества не касаются изображений богов (фигуры женских богов как и прежде красятся в желтый цвет, а мужских – в красно-коричневый).

Очень интересно, что в последней трети Нового царства постепенно исчезают изображения сцен деятельности владельца гробницы (мы знаем, сколь значительное место занимали эти сцены в период XVIII династии). Преимущественно такие сцены, если они и есть, то относятся к самому началу интересующего нас времени. Наиболее широко развернута эта тема в гробнице жившего при Сети I еизиря и градоначальника Фив Пасера, где визирь показан и наблюдающим за взвешиванием золота, следящим за работой ювелиров, резчиков каменных ваз, плотников.

По мере нарастания в гробничных рельефах и росписях религиозной тематики следы амарнского наследия сохраняются лишь в построении сцен награждения владельца гробницы из «окна явлений».

Явное наследие Амарны чувствуется в трактовке семейных групп. Например, в гробнице начальника работ Инхерхаа он и его жена даны в окружении детей (внучат). Дети трактованы живо и непринужденно, в духе семьи Эхнатона.

Мастера ухитрялись создавать новые композиции даже на строго культовые темы; примером является изображение молящегося под пальмой человека из гробницы начальника работ Пашеду. Художник здесь явно избегает контуров и резких цветовых сочетаний. Интересна свободная манера письма художника, своеобразие композиционного построения.

Особенно свободно проявлялось индивидуальное творчество художников в черновых зарисовках, которые они делали на обломках известняка. Иногда, это образцы для работы, иногда – наброски молодых художников с поправками мастеров. Девушка, плывущая среди тростников; лютнистка в своеобразном повороте.

Необходимо отметить, что если в фиванском искусстве можно проследить несколько различных направлений в изобразительном искусстве, то тем более это касается памятников скульптуры и монументальной живописи в других центрах страны.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.