Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рельеф и монументальная живопись первой трети Нового царства






Получившие в эпоху Нового царства распространение такие литературные жанры, как гимны, посвященные богам, летописи ратных подвигов фараонов и любовная лирика, нашли близкую аналогию в рельефах и росписях храмов и гробниц, где изображения обычно сопровождались текстом.

Однако росписи царских гробниц не могут служить репрезентантами художественного стиля первой половины Нового царства в связи с тем, что в силу своего ритуального назначения, они выполнялись особым образом (как схематические контурные рисунки, выполненные по древним образцам, принятым в религиозных текстах). Стены царских гробниц являлись своего рода папирусами (иногда они даже окрашивались желтой краской под цвет папируса), на которые наносились записи из «Книги о преисподней» или «Солнечных восхвалений». В этот период появляются графические изображения.

Тематика рельефов в гробницах знати Нового царства отличалась разнообразием. Обязательными были только ритуальные сцены и изображения. Выбор сюжетов зависел от занятий хозяина гробницы: прием иностранцев с дарами, сбор податей, заседание суда, наблюдение за постройкой храма и работой в мастерских, сцены походов, изображения штурмов крепостей, парады войск, храмовые сцены, изображения религиозных церемоний, сцены обучения детей профессии. Показ служебной деятельности знати - основная особенность рельефов и росписей гробниц Нового царства.

В рельефах фиванских храмов заметно усиление декоративных тенденций, техника барельефа сочеталась с использованием в ряде деталей высокого рельефа, что давало возможность большей градации объема. Высота рельефов и интенсивность контуров зависели от степени освещенности поверхности солнечным светом.

Рельефные композиции отличаются многообразием сюжетов: развернутые сцены, повествующие о родословной фараона, в которую вплетаются боги египетского пантеона.

Рельеф Тутмоса III, поражающего врагов. Фараон представлен вбивающим стержень в головы врагов. А враги изображены как единое целое.

Характерной чертой росписей первой трети Нового царства является лепка и окрашивание отдельных деталей (бусы, локоны) из штука. Также, рельеф может превратиться в горельеф. Горельеф - в круглую скульптуру: это символизировало присутствие предка, выход предка в эту жизнь.

Интерес фиванских мастеров второй половины XVI и XV века до н.э. к вопросам движения приводил к попыткам показа человеческой фигуры в фас, со спины, в три четверти, в полный профиль.

Большое внимание уделялось разработке деталей, нарастало обилие аксессуаров, пышных одежд, причесок, украшений, предметов обстановки.

Изображения тонких одежд, сквозь которые просвечивает тело, а равно и трактовка женского нагого тела занимали видное место в творческих поисках фиванских художников XV в. до н.э. Одежда густым белым цветом давалась только там, где она не покрывала тело или покрывала тело в два-три слоя. Если тонкая одежда лежала непосредственно на теле, его писали обычным для него тоном, после чего наносили тонкий слой белой краски, благодаря чему создавалось впечатление просвечивающей ткани. При нарядах, состоящих из нескольких одежд, художник показывал разные оттенки сквозящего тела.

Во времена XVIII династии одежды изображались с пятнами благовоний, любимых египтянами. Белизна одежды на груди, животе, бедрах покрывалась различными пятнами желтого и оранжевого цветов. На головах изображенных женщин был приделанный к парику сосуд для благовонных смол.

В эпоху Нового царства появляются новые краски: румянец на щеках, градуируются разные участки тела. Живопись тела характеризуется очень широкой сеткой желтых оттенков. Появляются попытки передать оттенки смуглой, загорелой кожи. Но все нововведения не касаются иконографии божеств.

Новым этапом в развитии фиванских рельефов и росписей было время правления Тутмеса IV и Аменхотепа III: наряду с усилением декоративности отмечается рост в применении светотени, более округлыми становятся линии плеч, голов, широких одежд, мягче деляются мускулы тел, благодаря низко повязанным у мужчин передниками, обнажающим почти весь живот, эта мягкость выделяется еще больше. Характерны контуры голов с вытянутыми овальными затылками (в тех случаях, когда они даны без париков). В рельефе и росписи при создании лиц изменяется характер решения глаз: узкие и длинные, глаза ставятся несколько наклонно, создавая впечатление полузакрытости, зрачки точно наполовину срезаны линиями верхних век.

Во времена Аменхотепов очертания лиц представляют полную противоположность энергичным профилям времени Тутмесидов. Вместо резко очерченных орлиных носов, круто поднимающихся дуг бровей и сходящихся у виска концов условных полос бровей и век, теперь у мужских лиц слегка вогнутые линии носов, рты делаются меньше, зато губы толще, все лицо становится круглее и мягче.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.