Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рельеф и живопись Среднего царства






Наряду со скульптурой, до нас дошли интереснейшие цветные рельефы и росписи. Техника рельефа и стенной росписи в основных чертах остается прежней. Росписи наносили или непосредственно по сглаженной поверхности стены, или чаще по слою штука. И в росписи и в рельефе для первоначального контурного рисунка предварительно делили стены на параллельные ряды горизонтальных и вертикальных линий и на полученную таким образом сетку переносили изображения, точно повторявшие копируемые художником образцы, также разграфленные. Твердо установленный канон обеспечивал единообразие пропорций, но в силу стремления к возможно более точному копированию деление фигур увеличивается в три раза: согласно канону Среднего царства стоящая фигура делится на 18, а сидящая на 15 вместо 6 и 5 делений канона Древнего царства.

Фон росписей бывает или цвета густых сливок, или серо-голубоватый. Обычно применяется обведение контуров черной или красной линией, причем красная линия обрамляет части фигур, окрашенные в белый, желтый или коричневый цвет, а черная — в зеленый и синий. Одежды не очень белы, и их прозрачность еще не передается, зато никогда впоследствии не растираются так тщательно синие и зеленые краски, как это наблюдается, например, в росписях номархов Антилопьего нома. Для получения голубого и светлого теплого зеленого тонов к основным краскам примешивают белила. Часто встречаются каштановые, пурпурно-коричневые и темно- оранжевые цвета.

Тематика гробничных рельефов и росписей в основном остается прежней, но встречается и ряд новых сюжетов. Во-первых, создаются новые варианты военных сцен, значительно увеличивающихся по количеству, что было связано с войнами фараонов XX в. до н. э. Появляется и такой сюжет, как приход иноземцев. Во-вторых, по-новому решаются изображения семейных групп. Представлены: муж, обнимающий жену; родители,

обнимающие сына; муж, который идет, держа за руки жену и ребенка; мать, ведущая ребенка; жена, обеими руками обнимающая мужа; отец или мать, держащие ребенка на коленях или на руке; кормящие матери.

Традиции искусства времени Древнего царства сохраняются в композиционном построении рельефов и росписей.

Удивительны своим заразительным реализмом изображения птиц и животных в гробницах номархов Антилопьего нома. Художник воспроизвел только дерево с птицами. Вместо однообразных рядов растений и птиц на аналогичных сценах в Древнем царстве в гробницах Среднего царства над расположенными на различном уровне цветами папируса в различных направлениях летят птицы разнообразных пород. Для каждой птицы художник нашел особое положение, использовав, возможно, свои наблюдения и тем самым избегнув штампа.

Поразительно богатство палитры художников: они вводят новые оттен­ки — желтовато-серый, густо-оранжевый, красновато-коричневый, травянисто-зеленый, нежно-голубой — и находят мягкие живописные переходы. Серебристая голубизна чешуи на спине рыбы незаметно переходит в розовато-белую раскраску брюшка, оранжево-желтые перья на груди удода — в белизну оперения на его туловище, голубой затылок цапли

— в желтовато-белую шею.

Необходимо отдельно остановиться на фигуре дикой кошки, собирающейся прыгнуть на гнездо с птенцами. Это изображение, ставшее одним из самых известных образцов египетского искусства, очень интересно и по рисунку и по раскраске. Исключительно хорошо показана напряженность тела зверька, насторожившегося и приготовившегося к прыжку. Взгляд кошки устремлен на желанную добычу, она вся подалась вперед, и стебель цветущего папируса, качаясь, согнулся под ее тяжестью. Штриховкой серовато-коричневыми мазками по желтому фону художник попытался передать мягкость пушистой шерсти, игру светотени, выделяю­щую мускулатуру тела ко шк и.

Рельефы XI династии не однородны по своему качеству. Рельефные композиции храма Ментухотепа I отличаются четкостью линий рисунка и тонкостью выполнения.

Наряду с рельефами храма Ментухотепа сохранились и другие памятники официального фиванского искусства, отличающиеся большим мастерством исполнения - монументальный рельеф, изображающий Ментухотепа I, его мать, сына и придворного, высеченный на отвесной скале Шатт эр-Ригале, рельефы на стенах молельни Ментухотепа I в Дендере, рельефы храма в Джерти, рельфные композиции гробницы царицы Нефру, рельефы саркофагов женщин семьи Ментухотепа, а также на стелах фиванских вельмож. Несмотря на то, что стел найдено немного, а храмовые рельефы дошли по большей части в виде отдельных фрагментов, они тем не менее показательны.

По тематике и композиции рельефы XI династии восходят к образцам Древнего царства. Однако пропорциональный строй этих рельефов иной. Длинные тела, короткие широкие головы, закругленная линия носа, толстые губы, круглый, точно срезанный подбородок, минимальное количество деталей — таковы характерные особенности изображения человеческих фигур. Очень типичны те же подчеркнутые длинные рельефные полосы почти прямых бровей и век и условный рисунок рта с обведенными одной линией толстыми губами, которые можно было заметить на статуе Ментухотепа I.

Дальнейшее развитие стиля фиванских мастеров времени XI династии особенно хорошо заметно на рельефах, найденных при раскопках в Джерти. Это части каменных портиков, молелен и дверей храма из кирпича-сырца, показавшегося впоследствии недостаточно пышным Сенусерту I, который приказал его разрушить и выстроить новый из известняка со святилищем из розового гранита. Эти рельефы принадлежат постройкам Ментухотепа I и его преемника Ментухотепа-Санхкара. Следует отметить, что рельефные композиции преемников Ментухотепа I выполнялись в технике выпуклого рельефа, в противоположность врезанному рельефу, столько популярному во время правления фараона-объединителя.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.