Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка результатов научной и методической деятельности






Каждый вид научных и методичес­ких работ в зависимости от их предназначения отличается по задачам, содержанию, структуре, стилю написания, оформлению и т.д. В соответствии с этим существуют требования, которым должны отвечать те или иные научные и методические издания, разрабо­таны критерии, по которым производится их оценка.

Педагогические исследования делятся на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные исследования направ­лены на создание теории обучения и воспитания, теории содер­жания образования, теории методов и организационных форм обучения и воспитания. Прикладные исследования решают вопро­сы, связанные с практикой, их назначение – давать научные сред­ства для решения этих вопросов. Разработки содержат конечные результаты исследований в такой форме, в которой они могут непосредственно применяться на практике.

Характеристиками любой научной и методической ра­боты являются проблема, тема, актуаль­ность, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза, новизна, теоретическая и практическая значимость.

Начальный этап исследования заключается в определении проблемы исследования. В процес­се формулирования проблемы осуществляется прогнозирование конечного результата и определение всего необходимого для ее решения.

Проблема находит отражение в теме иссле­дования, предопределяющей весь ход дальнейшей работы. В формули­ровке темы должны просматриваться актуальность и новизна.

Актуальность исследования показывает своевременностьи насущную необходимость выполняемого исследования.

Успешность подготовки на­учной или методической работы определяется четким выделением того, на что направлено внимание исследователя. Выделяют объект и предмет исследования. Объект – это явление или процесс, избранный для изучения, предмет – это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное.

В физическом воспитании и спорте часто в качестве объекта рассматриваются дошкольники, школьники, спортсмены, студенты. Эти категории людей высту­пают объектами в практической педагогической деятельности, в научной педагогической деятельности объектами будут педагоги­ческий факт, процесс, явление.

Например: тема: «Подготовка студентов к осуществлению учебно-корректирующей деятельности в общеобразовательной школе» (диссертация Л.Н.Смотровой); объект исследова­ния: «Учебный процесс в современном педагогическом вузе»; предмет исследования: «Процесс подготовки студентов к осуществлению учебно-корректирующей деятельности в общеобразовательной школе».

Цель и задачи исследования служат непосредственными харак­теристиками научно-исследовательской деятельности. Цель устанавливается на основе сформулированной проблемы, объекта и предмета исследования и создает представление о том, что должно быть достигнуто в результате выполненной работы. Цель работы конкретизируется в задачах исследования.

Научным предположением, требующем подтверждения и экспериментальной проверки, является гипотеза. В процессе проведения исследования гипотеза может уточняться и дополняться.

При завершении научной и методической работы подводят итоги и определяют – какое новое знание получено и ка­ково его значение для науки и практики.

При определении новизны выделяют теоретические знания (новые концепции, закономерности, методические рекомендации, правила и т.д.) и эмпирические (фак­ты, данные измерений, наблюдений и т. п.).

Оценка качества исследования по критериям теоретической и практической значимости относится прежде всего к уже завер­шенной работе.

Теоретическая значимость имеет интегральный характер по­тому, что в ней находят отражение новизна, перспективность, концептуальность, доказательность, анализ влияния полученных ре­зультатов на теорию и практику.

В оценке практической значимости исследования отмечается значимость результатов для практики педагогической деятельности, определяется, кому адресованы результаты, полученные в процессе исследований, в какой форме они могут быть представлены и целесообразность их внедрения в практику.

Литература

1. Аристер Н.И., Загузов Н.И. Процедура подготовки и защиты диссертации. – М., 1995.

2. Буга. П.Г. Создание учебных книг для вузов. – М., 1999.

3. Железняк Ю.Д.. Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. – М., 2002.

4. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. – М., 1998.

5. Новиков А.М. Как работать над диссертацией? – М., 1999.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.