Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Электронный баланс.






Методические рекомендации учителю. Занятие представляет собой сочетание коллективной, индивидуальной форм обучения, его части согласованы и подчинены целям и задачам. Перед выполнением самостоятельных заданий, необходимо повторить основные понятия и рассмотреть их на конкретных примерах.

Окислительно-восстановительные реакции - это химические превращения реагентов в продукты реакции, которые сопровождаются изменением степеней окисления элементов; например:

 

 

В уравнениях таких реакций подбор коэффициентов проводят составлением электронного баланса.

Подбор коэффициентов складывается из несколь­ких этапов.

Пример. Схема реакции:

КМnO4 + H2S → MnO2 ↓ + S↓ + КОН + Н2O

1) В схеме реакции находим элементы, изменяю­щие свои степени окисления, и выписываем их от­дельно:

4 + H2 → Mn+6 O2 + S0 + КОН + H2O

Mn+7... = Mn+6

S-2... = S0

2) Составляем уравнения полуреакций восстанов­ления и окисления, соблюдая закон сохранения числа зарядов в каждой полуреакции, т. е. дополняем за­пись пункта (1):

полуреакция восстановления Mn+7 +3е- = Mn+6

полуреакция окисления S-2-2е- = S0

3) Подбираем дополнительные множители для урав­нений полуреакций так, чтобы сохранение заряда вы­полнялось для реакций в целом (другими словами, чтобы число принятых электронов в полуреакции восстановления стало равным числу отданных элект­ронов в полуреакции окисления), т. е. дополняем за­пись пункта (2):

Mn+7 +3е- = Mn+6 2 (множитель)

S-2-2е- = S0 3 (множитель)

 

4) Проставляем найденные множители в качестве стехиометрических коэффициентов перед формула­ми веществ в схему реакции (если имеется коэффици­ент 1, он обычно опускается, но подразумевается).

 

Мn O4 + 3H2 S → 2 Mn O2↓ + 3S↓ + КОН + Н20

Теперь проставленные множители нельзя изменять произвольно, т. е., скажем, 2 на 3, а 3 на 4, так как мольное соотношение изменится и войдет в противоречие с найденным в пункте (3).

5) Подбираем коэффициенты для элементов, кото­рые не изменили своих степеней окисления при про­текании реакции (аналогично методу подбора для об­менных реакций), т. е. дополняем за­пись пункта (4), в конце подбора заменяем стрелку (→) на знак равенства (=).

Если таких элементов два или более, то достаточно уравнять число атомов всех элементов, кроме одного (по которому проведем проверку; чаще других за по­следний выбирается кислород, если он присутствует в уравнении):

Мn O4 + 3H2 S = 2 Mn O2↓ + 3S↓ + 2КОН + 2Н20

Получаем уравнение реакции с подобранными ко­эффициентами.

Затем обучающиеся выполняют упражнения по подбору коэффициентов в уравнениях:

· реакций между простыми веществами или металлами и водой;

Li +O2 → Li2O

Na + H2O→ NaOH + H2

· реакций с участием простых веществ;

KClO3 +S → KCl + SO2

· межмолекулярных реакций окисления-восстановления с участием кислот;

KMnO4 + HCl (конц.) → MnCl2 + Cl2 + KCl + H2O

· межмолекулярных реакций окисления-восстановления;

KNO3 + KOH +MnO2 → KNO2 + K2MnO4 + H2O

· внутримолекулярных реакций окисления-восстановления;

KNO3 → KNO2 + O2

· реакций дисмутации (диспропорционирования);

KClO3 → KClO4 + KCl

· реакций конмутации (контрдиспропорционирования);

KClO3 + HCl (конц.) → Cl2 + KCl + H2O

· реакций замещения;

CaCl2 + Al → Ca + AlCl3

· реакций электролиза;

NaOH + O2 + H2O

· реакций с тремя изменениями степеней окисления.

Na2CO3 + C → Na + CO

Уравнения реакций можно подбирать в сборниках задач различных авторов.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.