Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бихевиоризм и бихевиоризм






Ментализм и бихевиоризм

 

Менталист – это тот, кто признает, что " психика" является, по существу, потоком " внутренних событий". Человеческое существо, говорит он, " смотрит внутрь" и наблюдает за такими " внутренними событиями". И хотя животные не могут " смотреть внутрь" или, во всяком случае, не могут дать отчет о результатах любого такого " самонаблюдения", менталист предполагает, что они также имеют " внутренние события". Задача зоопсихолога представляется менталистом как задача заключения о таких " внутренних событиях" по внешнему поведению; зоопсихология сводится им к серии доказательств при помощи аналогии.

 

Бихевиоризм выступает с противоположным тезисом. Для бихевиориста " психические процессы" должны быть определены в терминах поведения, к которому они ведут. " Психические процессы" являются для бихевиориста лишь подразумеваемыми детерминантами поведения, которые, в конечном счете, выводятся из поведения. И поведение, и его подраэумеваемые детерминанты являются объективно определяемыми сущностями. Бихевиорист утверждает, что в них нет ничего приватного или " внутреннего". Организм, человеческий и животный, является биологической сущностью, включенной в окружающие условия. К этим окружающим условиям он должен приспособиться через систему своих физиологических потребностей. Его " психические процессы" являются функционально определяемыми аспектами, детерминирующими приспособление. Для бихевиориста все вещи являются открытыми; для него психология животных служит психологии человека (Очевидно, мы упростили точку зрения как менталиста, так и бихевиориста. Несомненно. следует воздерживаться от любой попытки представить себе прогресс как слишком простой спор между " движениями" (ср.: Murchisоn С. (ed.). Psychologies of 1930. Worcester, 1930, р. 115 – 127; Boring E. G. Psychology for Eclektics- In: Psych. of 1930, p. 115 – 127).

 

Бихевиоризм и бихевиоризм

 

Общая позиция, принятая в этой работе, бихевиористская, но это особый вариант бихевиоризма, ибо имеются различные варианты бихевиоризма. Уотсон, архибихевиорист, предлагает один его вид. Ряд авторов, в частности Хольт, Перри, Сингер, де Лагуна, Хантер, Вейсс, Лешли и Форст, предложили другие, до некоторой степени различные варианты (Мак-Дауголл (Dougall W. Mc. Men or Robots.- In: Psychologies of 1925. Worcester, 1926, р. 277) утверждал, что он был первым, кто определил психологию как исследование поведения: " Еще в 1905 г. я начал свою попытку исправить это положение дел (т. е. неадекватность психологии " идей), предложив определить психологию как науку о поведении, используя слово " позитивная" для того, чтобы отличить ее от этики, нормативной науки о поведении". Ср. его же: " Мы можем определить психологию как позитивную науку о поведении живых существ" (Psychology, thestudy of behavior. N. Y., 1912, р. 19). Но честь (или позор) в возвышении этого определения психологии до " изма" должна быть приписана Уотсону. Для более глубокого рассмотрения см.: Rоback А. А. Behaviorism and psychology. Cambridge, 1925, р. 231 – 242 (там же библиография). Здесь не могут быть предприняты полный анализ и сравнение всех этих точек зрения. Мы представим только их некоторые отличительные черты как введение к пониманию нашего собственного варианта.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.