Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и структура личности в психологии






Постулаты:

1. Личность представляет собой некое неповторимое единство или некую целостность.

2. За личностью признаётся роль бывшей интегрирующей (объединяющей) инстанции

3. Личностью не рождаются, личностью становятся. Личность способна формироваться, развиваться и становиться

Соотношение понятий «человек» (любое биолог существо, которое можно отделить от не человека), «индивид» (уже понятия человека, под ним понимается отдельный представитель рода человеческого), «личность» (понятия индивид и человек охватывают понятие личности, под ней можно понимать совокупность природных и социальных приобретённых кач-в, личностью обычно называют не человека, а совокупность морально-нравственных, психологических и духовных кач-в), «индивидуальность» (самое узкое, совокупность личностных свойств человека, позволяющие отличить данную индивидуальность от какой-либо другой).

Ко 2й половине 20го века сложилось много подходов к понятию личности.

Классификация по способу объяснения поведения личности:

1. Психодинамические – описывают личность и объясняют её поведение исходя из внутренних, субъективных характеристик

2. Социодинамические – объясняют поведение внешней ситуацией, не придают значения внутренним

3. Интеракционастские – поведение человека должно объясняться совокупностью внешних и внутренних об-в

Классификация по способу получения данных:

1. Экспериментальные – проведение экспериментов над личностью

2. Не экспериментальные

По углу зрения на личность

1. Структурные – главная проблема – структура личности, элементы и взаимосвязи

2. Динамические – изменение и развитие личности

По возрастному диапазону

1. Личность в дошкольном и школьном периоде как основе формирования личности

2. Вся жизнь от рождения и до смерти

По понятиям, в которых описывается личность

1. Черты, качества, свойства

2. Формы поведения

Теория двух факторов формирования личности: наследственность (генетика и пр.) и среда (влияние культуры, об-ва, языка, обучения, воспитания и пр.). Личность – существо биосоциальное.

Теории: Зигмунда Фрейда (личность как соотношение сознательного и бессознательного)

Рубенштейна – 3 элемента – направленность личности, знания, умения и навыки (прежде всего в познавательной деятельности), особенности (характер)

Платонов – направленность личности (интересы, мотивы, желания, ценности), биопсихические свойства (возраст, пол, темперамент), психические процессы, опыт (навыки, привычки, умения).

Психологическая структура личности: темперамент, характер, способности, эмоции, мотивация, установки.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.