Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Увязка российского Дальнего Востока с Северо-Восточной Азией






Немаловажно пересмотреть роль и потенциал российского Дальне­го Востока вне связи с Сибирью. За исключением Транссибирской магистрали и трансконтинентальных авиамаршрутов, российский Дальний Восток слишком удален и разобщен с европейской частью России. Полюс его притяжения - Северо-Восточная Азия. В авгус­те 2002 года на российском правительственном совещании во Вла­дивостоке по вопросам будущего этого региона заместитель пре­мьер-министра Христенко порекомендовал сосредоточить усилия правительства на обеспечении развития южных регионов Дальнего Востока, включая Хабаровск и Владивосток. Такой подход не ли­шен смысла. Близость южных регионов вдоль рек Амур и Уссури к Китаю с его многочисленным населением и рынками, разумеется, может стать скорее экономическим преимуществом, чем недостат­ком с точки зрения безопасности, как это обычно принято считать. Близость к тихоокеанскому побережью и морским путям предо­ставляет дополнительные экономические преимущества. В этом смысле портовый Владивосток часто рекламируется как «Ванку­вер» или «Сан-Франциско» российского Дальнего Востока. Но, по­скольку до развала СССР это был закрытый военный город (штаб Тихоокеанского флота) с весьма прочными связями с далекой Москвой, к его предполагаемому коммерческому потенциалу в пре­делах прилегающего к нему региона надо бы еще приглядеться.

На российском Дальнем Востоке существуют и некоторые дру­гие помехи его будущему развитию. Под влиянием океана в его южной части не так холодно, как в северной, и, во всяком случае, не столь холодно, как во внутренних регионах Сибири. Но ни в ко­ем случае и не «тепло»! Владивосток не идет ни в какое сравнение с портовыми городами Северной Америки. С населением в 600 000 человек и средней январской температурой -14°, он сильно отлича­ется от Ванкувера, где проживают 2 миллиона человек, а средняя январская температура +2, 7°, не говоря уже о Сан-Франциско с на­селением в 7 миллионов и средней январской температурой +9, 2°. Владивосток, несмотря на свое расположение на Тихом океане, ме­сто холодное. В советские времена экономика Владивостока в очень значительной степени зависела от ВПК и крупных государствен-

15 Зак. 3


Фиона Хилл, Клиффорд Гэдди. Сибирское бремя ______________________

ных субсидий, обусловленных стратегической значимостью его положения у границ с Китаем и Северной Кореей и выходом в Японское море. Как и на остальной части российского Дальнего Востока, в глубинке доминировали добывающие отрасли промыш­ленности, особенно лесная, по добыче полезных ископаемых и ры­боловецкая. Ввиду постоянных трудностей в транспортировке по стране и немыслимого расстояния до европейской части России всем этим секторам придется в будущем переориентироваться на тихоокеанские рынки. Производство товаров народного потребле­ния и обрабатывающая промышленность, однако, продолжают ос­таваться в значительной степени недоразвитыми. Как упомина­лось ранее, Дальний Восток не подключен к единой российской энергетической сети (как по электричеству, так и по газу) и полно­стью зависит от привозного топлива. Экономические соображения диктуют, что в будущем товары народного потребления и промыш­ленные товары, как и топливо, придется импортировать из сосед­них стран, а не привозить из других регионов России. Дешевые ки­тайские потребительские товары длительного пользования уже давно поступают туда через границу.

Единственная перспектива прибрежных регионов российско­го Дальнего Востока - освоение нефтяных и газовых ресурсов ос­трова Сахалин, которое уже привлекло значительные инвестиции таких нефтяных гигантов, как «Экссон-мобил», «Шелл», и ряда азиатских компаний. Нефтеносные пласты шельфа Сахалина яв­ляются одними из новых энергетических резервов, разработка которых началась в России в последнее десятилетие. Ожидается, что на их долю к 2010 году будет приходиться до 10 процентов всего ежегодного производства нефти в России плюс производство существенных объемов газа и его сжижения (СПГ). Доступ к ми­ровым судоходным маршрутам, непосредственная близость ки­тайского, корейского и японского побережий и растущий спрос на энергию в этих трех странах - все это может обеспечить созда­ние местного экспортного рынка для сахалинской энергии на де­сятилетия вперед.

Хотя амбиционные энергетические проекты на Сахалине уже идут полным ходом, все еще сохраняются некоторые препятствия, которые надо преодолеть. Предстоит решить довольно сложные технические задачи, связанные с шельфовыми месторождениями и зависящими от этого проектами по подготовке, переработке нефти и трубопроводной инфраструктуре. Их создают экстремальные зимние температуры в северной части острова, его неосвоенная тер­ритория, высокий уровень сейсмической активности и возмож­ность нанесения серьезного вреда богатому местному рыбному про-


Глава 10. Долой «потёмкинщину»!

мыслу*. Кроме того, внутренние инфраструктуры Японии, Китая и Южной Кореи нуждаются в существенном совершенствовании для развития энергетических рынков и обеспечения их интеграции с российскими поставками. В то время как в регионе по мере разви­тия энергосистемы рассматриваются еще и дополнительные строи­тельные проекты - включая новые порты и газопровод на материк, а также ответвление от Транссибирской железнодорожной магист­рали на Корейский полуостров, - все еще не ясно на чем же в конеч­ном счете будет держаться энергосистема в долгосрочной пер­спективе? Энергетический бум на Сахалине, конечно, не должен привести к активизации попыток российского правительства по заселению Дальнего Востока или даже по остановке миграции с ос­трова, главным образом из-за того, что энергетические отрасли промышленности отдают большее предпочтение привлечению вы­сококвалифицированных работников на основе вахтового метода. Потребуется несколько лет, чтобы стало возможным нанимать большое количество местных работников на подсобное обслужива­ние нефтяной и газовой отраслей промышленности17.

Неопределенность решений по этим проектам и неизменные региональные неблагоприятные условия заставляют серьезно заду­мываться над будущим Дальнего Востока. Экономист Владимир Конторович, например, считает уменьшение численности населе­ния на российском Дальнем Востоке неизбежным, а современные программы по форсированному старту экономики Дальнего Восто­ка с целью привлечения в регион мигрантов - заблуждением. В действительности, по утверждению Конторовича, даже самое не­значительное улучшение в экономике региона превратит «отло­женных мигрантов» (тех, кто хотел бы покинуть регион, но не сде­лал этого из-за нехватки ресурсов) в «мигрантов фактических»18. Различия между Дальневосточным регионом и европейской час­тью России в зарплатах, соответствующем общепринятым стандар­там жилье и прожиточном минимуме сохранятся надолго. Конто­рович утверждает, что отъезд мигрантов следует расценивать как положительное явление: «Уменьшение численности населения поднимет зарплаты в регионе, так как численность людей рабочего возраста приблизится к количеству рабочих мест в жизнеспособ­ном бизнесе. Это замедлит и, возможно, остановит отток населе­ния»19. Иначе говоря, в конечном счете подобное равновесие будет достигнуто на Дальнем Востоке за счет естественной убыли, даже после улучшения экономической ситуации в регионе.

* Средние январские температуры на Сахалине — от —6° до —24° на севере. Средняя январская температура в столице острова Южно-Сахалинске составляет —13°.

15*


Фиона Хилл, Клиффорд Гэдди. Сибирское бремя

Конторович рекомендует программу сокращения экономики на Дальнем Востоке, дополненную попытками увязать разрознен­ные и недостаточно интегрированные во всех отношениях мест­ные рынки20. Развитие инфраструктуры (шоссе, компенсирую­щие разрыв между железнодорожными ветками и ненадежные водные пути) должно быть нацелено на соединение Амурской об­ласти, Хабаровского края и Приморского края друг с другом и с другими региональными центрами21. Это будет способствовать внутренней интеграции региона, пусть даже и без обязательной интеграции с остальной частью Российской Федерации. Конторо­вич также отмечает, что границу с Китаем в Приморском крае следовало бы открыть для транзита в значительно большей степе­ни, чем сейчас, чтобы по-настоящему осуществлять торговлю с северо-восточными китайскими провинциями и остальным севе­ро-восточным Тихоокеанским регионом22. Наконец, он советует разрабатывать индивидуальные стратегии для отдельных дальне­восточных подобластей на базе их жизнеспособных отраслей про­мышленности и местных условий вместо крупномасштабных про­грамм регионального развития под патронажем российского пра­вительства и региональных лидеров23.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.