Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наследие ГУЛАГа






В начале XXI столетия России приходится ломать голову над реше­нием проблемы, что же ей делать с ресурсами в холодных, отдален­ных регионах и как относиться к утратившим свою ценность ин-фрастуктуре, городам и заводам, построенным ГУЛАГом и остав­ленным Сталиным в наследство своим преемникам? Все ресурсы сибирских недр залегают себе в полной сохранности, пока их не на­чинают разрабатывать. Государству ничего не стоит оставить их так и лежать в неприкосновенности (за исключением одного - за­трат на защиту территории). Однако «подарком» современной Рос­сии от заключенных ГУЛАГа являются не сами ресурсы, а инфра­структура, которая (возможно) делает разработку этих ресурсов рентабельной. Сегодня россияне вряд ли захотели бы создавать большую часть добывающих отраслей промышленности и предпри­ятий, которые они унаследовали в Сибири, учитывая большие за­траты на труд и рыночные цены на все, что ими потребляется. Но активы уже имеются в наличии, уже построены и используются. Сейчас невозместимые издержки невозможно спасти, отказавшись от этих активов ГУЛАГа, да и инфраструктуру нужно сохранять. Если сегодня некоторые сибирские ресурсы и можно эксплуати­ровать с выгодой благодаря невозместимым капиталовложениям ГУЛАГа, это вовсе не означает, что такая эксплуатация непремен­но останется прибыльной завтра, принимая во внимание стоимость будущих капиталовложений, которая со временем будет только возрастать. Прибыльность, текущие расходы и капитальные вло­жения, равно как и доходы от продаж, никогда не были важным фактором при принятии решений по строительству предприятий в рамках ГУЛАГа, но сегодня они стали главной движущей силой в их эксплуатации.

Выходцы из Средней Азии и других мест готовы приезжать в Сибирь и работать за низкие по российским меркам зарплаты, что­бы уйти от безработицы и нищеты у себя дома. Они приезжают ра­ботать на неприбыльных предприятиях в Екатеринбург, Новоси­бирск и другие еще более отдаленные города Сибири и Дальнего Востока, а ведь эти города построены в советский период на основе централизованного планирования без опоры на экономические принципы. В результате получается, что иностранные рабочие ус­пешно используются для того, чтобы искусственно поддерживать на плаву заводы, которые иначе не выжили бы в рыночных услови­ях51. Они используются и для того, чтобы поддерживать убыточные и вообще обреченные сектора тяжелой и добывающей промышлен­ности. Иммигранты, будучи приняты на предприятия этих отрас-


__________________________ Глава 9. Преемственность идеологии

лей (особенно, если им выданы долгосрочные разрешения на рабо­ту и, разумеется, право на постоянное проживание и гражданство), через десяток лет, вполне возможно, окажутся в Сибири на мели, так как отрасли промышленности, в которых они заняты в настоя­щее время, перестанут существовать. Россия окажется перед ли­цом проблем, с которыми сталкивались и другие европейские стра­ны. Например, Великобритания после Второй мировой войны поощряла приход рабочих-иммигрантов на низкооплачиваемые места и на работы, не требующие квалификации, от которых отка­зывались местные жители. Для поддержания производства на не­прибыльных текстильных предприятиях в городах Северной Анг­лии, которые были сильно зависимы от занятости в этой отрасли промышленности, ввозились иммигранты из Южной Азии. Бри­танская текстильная промышленность впоследствии развалилась, оставив в заложниках второе и третье поколения семей иммигран­тов с малыми шансами на подыскание себе новых видов деятельно­сти в приходящих в упадок городских регионах. В 2001 году не­сколько бывших текстильных городов Северной Англии были раз­громлены во время социальных беспорядков и бунтов, вызванных высоким уровнем безработицы, лишениями и крушением надежд послевоенных иммигрантов52. Если официальную иммигрантскую рабочую силу, как оказалось, сложно держать в узде, то нелегаль­ная иммиграция или даже «рабы» могут стать единственным сред­ством поддержания производства в некоторых неприбыльных сек­торах промышленности. Действительно, несмотря на кончину ГУЛАГа, использование санкционированной государством прину­дительной рабочей силы еще живет и здравствует по сей день на российском Дальнем Востоке благодаря Северной Корее.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.