Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема рабочей силы






Уже на ранних стадиях планирования и реализации грандиозных советских сибирских проектов 1960-х годов возникла так называе­мая «проблема рабочей силы в Сибири». Пока функционировал ГУЛАГ, такой проблемы не существовало. С 1926-го по 1939 год Урал и регионы к востоку от него переживали бум численности на­селения. Но добровольных переселенцев было мало. Львиную долю составляли жертвы насильственного переселения и депортации. После ликвидации ГУЛАГа в конце 1950-х годов и отмены ограни-


___________________ Глава 5. Сибирь ~ поле экспериментов и ошибок

чений на перемещение бывших заключенных покатилась массиро­ванная волна обратной миграции. Официальным лицам пришлось придумывать систему льгот - включая предоставление свободы пе­ремещения внутри Сибири - с тем, чтобы противостоять волне об­ратной миграции. Однако и эта система оказалась неэффективной. В 60-х годах С. Г. Процюк писал, что, если бы был выбор, многие поселенцы предпочли бы «променять холодную и враждебную тай­гу на плодородные солнечные степи Ставрополья и Краснодарского края»74. Тяга к более теплым регионам была сильна и среди сравни­тельно недавних добровольных переселенцев. Как отмечал Про­цюк, «подавляющее большинство сибирских рабочих покидают свои рабочие места до истечения сроков действия их контрактов; в Красноярском крае, например, не более 12 процентов вновь наня­тых рабочих завершили свои контракты - другие порывали со сво­ей работой досрочно»75.

Результаты советских исследований за тот период проливают свет на побудительные факторы обратной миграции из Сибири. Они включают низкие заработки, работу не по профессии, неудов­летворительные условия проживания, недостаток культурной жизни и желание быть поближе к родственникам в европейской ча­сти России76. Все понимали, что в других местах условия для про­живания лучше. Многих работников из Сибири привлекала Юго-Западная Россия, регионы Дона и Кубани, где климат мягче и сто­имость проживания значительно ниже.

Для решения этой проблемы сначала была развернута кампа­ния по привлечению на сибирские предприятия «невостребован­ной рабочей силы», главным образом домашних хозяек. Согласно Процюку, эта новая политика стала «своего рода спасительной со­ломинкой для озадаченных советских специалистов по труду, ко­торые внезапно оказались перед лицом невозможности возврата к сталинским методам депортации, способствовавшим колониза­ции Сибири в 1937-1952 годах»77. Однако новая стратегия в ко­нечном счете оказалась неэффективной. Домашние хозяйки ока­зались совершенно неподготовленными для опасной и тяжелой работы, связанной с советскими способами добычи и обогащения цветных металлов. И хотя доля женщин, занятых в цветной ме­таллургии, скачкообразно возросла до 24 процентов к 1962 году, они не смогли восполнить возрастающую нехватку рабочей си­лы78. В результате пришлось снова вернуться к более высоким зарплатам и другим стимулам для работников в Сибири, но даже при наличии этой системы «проблема рабочей силы в Сибири» продолжала оставаться головной болью советского правительства вплоть до развала СССР.


Фиона Хилл, Клиффорд Гэдди. Сибирское бремя ______________________

«Слишком мало людей»

Важнейший момент заключается в том, что при наличии непри­влекательного образа жизни в Сибири Россия просто не располага­ла людскими ресурсами, соразмерными ее гигантским проектам. Сибири пришлось конкурировать с другими советскими передовы­ми рубежами - например, угольными месторождениями украин­ского Донбасса, которые были освоены в тот же период и казались более привлекательными с точки зрения климата и льгот. Во вре­мена ГУЛАГа требовалось очень мало ресурсов для обеспечения работников из осужденных - они жили во временных бараках, су­ществовали, в основном, на типовую пайку при минимуме одежды и, конечно же, не требовали никаких льгот. Необходимо было со­держать лишь нескольких охранников, чтобы заставлять их рабо­тать и обеспечивать контроль. После развала системы принуди­тельного труда люди продолжали приезжать и селиться в Сибири со своими семьями, однако теперь им требовалась более дивер­сифицированная поддержка и обеспечение: жилье, продукты пи­тания, отопление, школы и т. п., - что, в свою очередь, требовало наличия дополнительного обслуживающего персонала. (Как отме­чалось в главе 3, на одного постоянного работника на Крайнем Се­вере к концу 1960-х годов приходилось 10 человек обслуживающе­го персонала и иждивенцев.)

В результате, при отсутствии жесткого принуждения, рабочая сила, необходимая для эксплуатации ресурсов в суровых сибир­ских условиях жизни и труда, становилась очень дорогой. Пра­вильной реакцией на это было бы применение технологий, позво­ляющих радикально сократить количество рабочих. Советские плановые структуры пошли другим путем. Они стремились сохра­нить сталинские методы массового притока дешевой рабочей силы и примитивнейшие технологии, чего невозможно добиться без принуждения.

Существуют две причины нежелания планирующих органов признать факт «нехватки рабочей силы». Во-первых, советская си­стема рассматривала рабочую силу как один из объективных фак­торов производства, который можно «использовать» и размещать так же, как металл, газ или цемент, не учитывая, что рабочая сила - это люди, а люди имеют свободу воли. Во-вторых, государст­венные лидеры были обречены на мышление категориями неогра­ниченной численности населения самой советской историей. Со­ветское промышленное и городское планирование основывалось на абсолютно нереальных прогнозах роста численности населения. Доступность и освоение территории Советского Союза, а следова-


___________________ Глава 5. Сибирь - поле экспериментов и ошибок

тельно, и Сибири, основывались на этой подспудной идее о числен­ности населения. Несмотря на быстрый рост до Первой мировой войны (ежегодный прирост почти в 1 миллион человек к 1900 го­ду), Россия никогда не сталкивалась с мальтузианскими ограниче­ниями благодаря бескрайности своей территории. С вступлением в XX век, располагая бескрайними просторами Сибири, Россия не опасалась, что ей будет не хватать территории, а значит, ни у кого не возникало даже мысли о том, что ей когда-либо придется огра­ничивать численность своего населения. Все ожидали, что рост численности населения России продолжится. Германский канцлер Теобальд фон Бетманн-Холлвег в 1914 году заявлял: «Будущее принадлежит России, которая растет, растет и растет»79.

Своими непрерывными захватами земель и поощрением людей к миграции царизм создавал впечатление экстенсивного развития Сибири. Но царизм в действительности имел своей целью размеще­ние к востоку от Урала не огромных городов и мощной промышлен­ности, а одних только людей. На неправильный же путь вывела по­ставленная советской властью задача индустриализации Сибири. Парадоксально, но советское государство никогда бы не смогло од­новременно и заселить и индустриализовать Сибирь, так как вопре­ки всем ожиданиям рост численности российского населения не стал безудержно продолжаться. На осознание этого потребовалось определенное время, так как даже довольно крупные торможения этого роста оказывались временными. Например, потрясения, свя­занные с Первой мировой войной, революциями и Гражданской войной, привели к значительному сокращению численности насе­ления. Коллективизация и репрессии 1930-х годов также отрица­тельно повлияли на нее. Вторая мировая война была еще одним ударом. Однако численность российского населения скоро опять приходила в норму. В 50—60-е послевоенные годы кривая роста численности населения была даже круче, чем до войны. При про­гнозировании будущего в конце 50-х-начале 60-х годов у совет­ских плановых органов не было никаких оснований полагать, что далеко идущие планы освоения Сибири и превращения ее в очеред­ной передовой рубеж советской промышленности будут тщетны*.

* Более того, даже Великая Отечественная война не снизила темпов освоения Си­бири. Во время войны ГУЛАГ всегда имел наготове достаточное количество людей для поддержания необходимого уровня производства, даже в то время, когда по­всеместно численность советского народонаселения уменьшалась. Депортирован­ные лица, военнопленные увеличивали численность рабочей силы ГУЛАГа. Стали­ну не приходилось задумываться, желают ли люди добровольно переезжать в Си­бирь; он просто высылал их туда.


Фиона Хилл, Клиффорд Гэдди. Сибирское бремя ________________________

График 5-2. Численность российского населения, 1987—2002 годы*

млн. чел








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.