Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание. Содержание практических занятий курса






Содержание практических занятий курса

«История русской литературы 20 в. (Современная русская литература)»

 

Занятия 1-2. Тема: ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ 1920-Х ГГ.

План:

1. Понятие гуманизма. Особенности общественного сознания в Советской России двадцатых годов.

2. Лирика.

3. Проза.

4. Драматургия.

 

Цель: Ознакомить студентов с понятием гуманизма и его выражением/исчезновением в литературном процессе 1920-х годов.

 

1.Задания:

1) усвоить таблицу соответствия категорий социальной практики тоталитарного государства и религиозной системы.

2.Тесты:

Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.

3.Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Дайте определение гуманизма как системы ценностей.

2. Перечислите писателей, пришедших в русскую литературу после революции.

3. В каком роде литературы наиболее наглядно выразился кризис гуманистической системы в новом обществе? Почему?

 

 

4.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекций по данной дисциплине учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены

5.Применение современных информационных технологий (мультимедийное сопровождение)

Литература

1. Савельзон И.В. Из истории русской литературы. Проблемы гуманизма в литературе 1920-х годов. М.А. Булгаков. А.П. Платонов/И.В. Савельзон. – Оренбург, 2007.

Занятие 3. Тема: «Мы» Е.Замятина (1920) как роман-антиутопия.

 

ВОПРОСЫ.

 

План:

1. Жанры литературной утопии и антиутопии. Их роль в русской и мировой литературе.

2. Роман Е.Замятина «Мы» (1920) как роман-предостережение. Против кого или против чего направлен главный пафос романа?

3. «Мы» Замятина и «1984» Дж. Оруэлла. Определите сходства и различия в системе героев и идейной направленности двух романов.

 

1.Задания:

1) усвоить таблицу соответствия в системах персонажей романов Е.Замятина и Дж. Оруэлла..

2.Тесты:

Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.

3.Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Объясните название романа Е.Замятина.

2. Назовите тексты писателей – мастеров современной антиутопии. В чём выразилась их интертекстуальная связь с романом Замятина?

3. Рассмотрите сближения утопии/антиутопии с другими жанрами.В чём их сходства и отличия?

 

 

4.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекций по данной дисциплине учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены

5.Применение современных информационных технологий (мультимедийное сопровождение)

Литература

1. Шестаков В. Эволюция русской литературной утопии // Вечер в 2217 году. – М., 1990.

 

Занятия4-5. Тема: Творчество М.Горького послереволюционной эпохи.

 

План:

 

1. Краткий очерк жизни и творчества М.Горького после Октября. Характеристика основных текстов.

2. Повесть «Мои университеты» (1923). Проблема соотношения художественности и документальности. Система героев. Образ Алексея Пешкова.

3. Роман «Дело Артамоновых» (1925). Проблема жанра: семейный роман или роман-хроника? Система героев. Современные прочтения романа.

 

1.Задания:

1) выписать из КЛЭ определения семейного романа и романа-хроники.

2.Тесты:

Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.

3.Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Составьте схему системы персонажей романа «Дело Артамоновых».

2. Расскажите о приёме буквализации метафоры, приготовьте примеры.

 

 

4.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекций по данной дисциплине учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены

5.Применение современных информационных технологий (мультимедийное сопровождение)

Литература

1. Баранов В. Горький без грима. Тайна смерти. М., 1996.

2. М.Горький - страницы творчества. М., 1991.

3. Спиридонова Л. Горький - диалог с историей. М., 1994

Занятие 6. Тема: Жизнь и творчество В.Маяковского после Октября.

План:

1. Краткий очерк жизни и творчества В.Маяковского после Октября. Лирика, сатира, драматургия. Характеристика основных поэм.

2. Поэмы «Люблю» (1922) и «Про это» (1923);

а) история создания,

б) новаторство в области стиха, ритмики, строфики,

в) образная система поэмы «Про это»,

г) своеобразие звучания любовной темы. Влияние учения Н.Ф.Фёдорова.

1.Задания:

1) сформулировать основные положения философской системы Н.Ф.Фёдорова.

2.Тесты:

Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.

3.Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Подготовьте сообщение об эволюции лирического героя поэзии Маяковского.

2. Сгруппируйте тексты до- и послереволюционной сатиры Маяковского.

3. Как идеология Н.Ф.Фёдорова выразилась в драматургии Маяковского?

 

 

4.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекций по данной дисциплине учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены

5.Применение современных информационных технологий (мультимедийное сопровождение)

Литература

1. Гончаров Б. Поэтика Маяковского. - М., 1983.

2. Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. - М., 1990.

3. Катанян В. Маяковский - хроника жизни и деятельности. - М., 1985.

4. Михайлов А. Точка пули в конце. - М., 1993.

5. Тренин В. В мастерской стиха Маяковского. М., 1991.

 

Занятие 7. Тема: Творческий путь С.Есенина.

План:

1. Краткий очерк жизненного и творческого пути С.Есенина. Этапы эволюции творческой системы и лирического героя.

2. Основные принципы поэтики лирики Есенина: напевность, близость к фольклорным традициям, цветовая гамма.

3. Поэма «Анна Снегина». Автобиографическая основа, осмысление событий революции, антитетичность системы образов.

1.Задания:

1) подготовить сообщение об эволюции лирического героя поэзии Есенина.

2.Тесты:

Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.

3.Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте основные этапы творчества Есенина.

2. Опишите цветовую гамму есенинской поэзии.

3. Составьте схему антитетических категорий художественного мышления Есенина в поэме «Анна Снегина».

 

4.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекций по данной дисциплине учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены

5.Применение современных информационных технологий (мультимедийное сопровождение)

Литература

1. Поэмы Есенина. - М., 1989

2. Куняев Ст., Куняев С. Сергей Есенин. - М., 1997.

3. Прокушев Ю. Есенин - образ, стихи, эпоха. - М., 1990.

4. С.А.Есенин. Материалы к биографии. М., - 1992.

 

 

Занятия8-9. Тема: Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1929 – 40)

 

План:

1. Краткий очерк творческого пути М.Булгакова. Характеристика основных текстов.

2. Сатирическое изображение событий революции в повестях первой половины 1920-х годов.

3. Роман «Мастер и Маргарита»:

а) история создания и публикации,

б) проблема жанра.

в) сюжет и композиция. Критерии разграничения композиционных пластов,

г) система героев и смысл ее построения,

д) идейно-философские основы.

1.Задания:

1) Подготовьте сообщение об этапах работы М.Булгакова над «Мастером и Маргаритой».

2.Тесты:

Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.

3.Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Каковы критерии разграничения композиционных пластов романа?

2. Где и как в романе выступает категория Бессмертия?

3. Где и как в романе звучит пушкинская тема?

 

 

4.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекций по данной дисциплине учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены

5.Применение современных информационных технологий (мультимедийное сопровождение)

Литература

1. Вулис А. Роман Булгакова " Мастер и Маргарита". - М., 1991

2. Новиков В. Михаил Булгаков - художник. М. – 1996

3. Савельзон И.В. Из истории русской литературы: М.А.Булгаков, А.П.Платонов. – Оренбург, 2001.

4. Смелянский А. Булгаков в Художественном театре. - М, - 1989.

5. Соколов Б. Булгаковская энциклопедия. - М., 1996

6. Чудакова М. Жизнеописание М.Булгакова. - М., 1988

7. Химич В. " Странный" реализм Булгакова. - Екатеринбург.1995

8. Яблоков Е. Мотивы прозы М.Булгакова. - М., 1997

 

 

Занятие 10-11. Тема: Жизнь и творчество А.Платонова.

 

План:

1. Краткий очерк творческого пути А.Платонова. Характеристика основных текстов.

2. Роман «Чевенгур» (1926 – 1929).

а) история создания и публикации,

б) сюжет и композиция,

в) в чем причины гибели чевенгурской коммуны?

3. Повесть «Котлован» (1929-30). Стилистка, идейные основы.

 

 

1.Задания:

1) подготовьте сообщение на тему «Отношения человека и природы в художественной философии А.Платонова».

2.Тесты:

Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.

3.Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Что означает термин «Идеал все-родства» в системе художественной философии Платонова?

2. В чём сходство постмодернистских поэтик с принципами творчества Платонова?

3. Вспомните основные образы-символы творчества Платонова.

 

4.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекций по данной дисциплине учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены

5.Применение современных информационных технологий (мультимедийное сопровождение)

Литература

1. Андрей Платонов. Мир творчества. - М., 1994

2. Васильев В. Андрей Платонов. - М., 1990

3. Малыгина Н. Художественный мир А.Платонова. - М., 1995.

4. Савельзон И.В. Из истории русской литературы. М.А. Булгаков. А.П. Платонов/И.В. Савельзон. – Любое издание.

5. " Страна философов" Андрея Платонова - проблемы творчества. М., 1994, 1999..

6. Шубин Л. Поиски смысла отдельного и общегосуществования. Об Андрее Платонове. – М., 1987.

 

 

Занятие 12. Тема: Поэмы А.Твардовского

 

План:

1. Творческая биография А.Твардовского. Образы-мотивы Дома и Дороги.

2. Поэма «Василий Теркин» (1941-1945). История создания и публикации.

3. Проблема жанра «книги про бойца».

4. Фольклорные черты в поэтике «Василия Теркина».

5. Образ Теркина. Литературные истоки.

6. Поэма «За далью – даль» (1950 – 60). Художественное пространство и время.

 

1.Задания:

1) перечислите основные положения монографии А.В.Македонова «Творческий путь Твардовского: дома и дороги».

2.Тесты:

Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.

3.Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Проследите углубление философического звучания поэмного творчества Твардовского.

2. Рассмотрите связи поэтики «Василия Тёркина» с устным народным творчеством.

 

4.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекций по данной дисциплине учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены

5.Применение современных информационных технологий (мультимедийное сопровождение)

Литература

1. Гришунин А. " Василий Тёркин" А.Твардовского. - М., 1987

2. Кондратович А. Твардовский - поэзия и личность. - М., 1987

3. Страшнов С. Поэмы Твардовского.- Иваново, 1990.

 

 

Занятия13-14. Тема: «Тихий Дон» М.Шолохова как роман-эпопея

 

План:

1. Творческий путь М.Шолохова с характеристикой основных текстов. Цикл «Донские рассказы» (1925-26). Роман «Поднятая целина» и его современные прочтения.

2. Роман «Тихий Дон»:

а) история создания. Споры об авторской принадлежности,

б) композиция романа. Признаки романа-эпопеи,

в) система героев – женские образы в романе, «идейные двойники» Мелехова,

г) Григорий Мелехов как трагический герой. Споры о романе в литературоведении. Современные прочтения романа.

 

1.Задания:

1) подготовьте сообщение о творческих и личностных взаимоотношениях М.Шолохова и А.Солженицына.

2.Тесты:

Тесты по данной теме учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены.

3.Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Дайте определение гуманизма как системы ценностей.

2. Перечислите писателей, пришедших в русскую литературу после революции.

3. В каком роде литературы наиболее наглядно выразился кризис гуманистической системы в новом обществе? Почему?

 

4.Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы:

Методические рекомендации к самостоятельному изучению темы лекций по данной дисциплине учебным планом по направлению 050100.62 Педагогическое образование, профиль – Русский язык и литература не предусмотрены

5.Применение современных информационных технологий (мультимедийное сопровождение)

Литература

1. Загадки и тайны " Тихого Дона". Самара. - 1996.

2. Ильин Е. Роман Шолохова " Поднятая целина". М., 1985.

3. Литвинов В. Михаил Шолохов. М., 1985

4. Макаров А., Макарова С. К истокам " Тихого Дона". - М., 1991.

5. Огнев А. М.Шолохов и наше время. Тверь. - 1996.

 

 

Занятие 15-16. Тема: Поэзия А.Ахматовой. Поэзия Б.Пастернака

 

Задание

 

Подготовить анализ одного лирического стихотворения А.Ахматовой и Б.Пастернака.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.