Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 14. Поэзия А.А. Фета.






План

  1. Особенности лирики Фета, ее основные мотивы.
  2. Фет как поэт-новатор.
  3. Место красоты и вечных ценностей в лирике поэта («Из тонких линий идеала», «Сияла ночь, луной был полон сад», «Ласточки», «Только в мире и есть…»).
  4. Импрессионистические элементы («На стоге сена ночью южной…»), фиксация неопределенных чувств, переходных состояний души.
  5. Проповедь чистого искусства; раздор с поколением, политический консерватизм поэта («К памятнику Пушкина 26 мая 1880 года», «Псевдопоэту», «Вот наш патент на благородство», «1 марта 1881 года»).
  6. Ритмика и мелодика стиха Фета.
  7. Влияние поэзии Фета на творчество русских символистов (Анненского, Блока и др.).
  8. Фет как переводчик.

Задания для занятия:

· Выпишите примеры, подтверждающие сближение Фета с импрессионизмом.

· Найдите примеры влияния творчества Артура Шопенгауэра на позднее творчество Фета.

· Сопоставьте, как развивается мотив «невыразимого» в творчестве Фета, сопоставив стихотворение Жуковского со стихотворением Фета «Как беден наш язык! – Хочу и не могу»

Литература:

1. История русской литература XIX. В 3 ч.: учеб. для студентов/ под ред. В.И. Коровин. – М., 2005.

2. Соловьев Вл. С. О лирической поэзии. По поводу последних стихотворений Фета и Полонского // Владимир Соловьев. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. М., 1990. С. 208 – 245.

Занятие 15. Поэзия Ф. И. Тютчева

План

1. Место лирики Тютчева в истории русской поэзии.

2. Философская лирика Тютчева.

3. Мотивы одиночества («Silentium!», «Фонтан», «Душа моя – Элизиум теней»).

4. Пантеизм поэта («Не то, что мните вы, природа», «Видение», «Сумерки»).

5. Тема хаоса в природе («Сон на море», «О чем ты воешь, ветр ночной», «День и ночь»).

6. Тема любви и смерти («О, как убийственно мы любим», «Близнецы»).

7. Славянофильские мотивы у Тютчева («Эти бедные селенья», «Умом Россию не понять»).

8. Своеобразие трактовки природы в лирике поэта («Весенняя гроза», «Весенние воды», «Осенний вечер», «Есть в осени первоначальной…», «Летний вечер»).

9. Своеобразие мелодики и ритма в поэзии Тютчева.

Задания для занятия:

· Дайте определение понятию «мифологема». Найдите такие образы в лирике Тютчева.

· Попробуйте сделать периодизацию творчества Тютчева. Обоснуйте свою позицию.

Литература:

1. История русской литература XIX. В 3 ч.: учеб. для студентов/ под ред. В.И. Коровин. – М., 2005.

2. Кантор В. К. Как понимать Россию? // Русская классика, или Бытие России. М., 2005. С. 19 – 27.

3. Коровин В.И. Произведения Тютчева. Поэзия. // Тютчев. Школьный энциклопедический словарь. М., 2004.

Занятие 16. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Особенности жанра, художественный метод.

План

1. История создания и публикация.

2. Эстетико-философская основа романа.

3. Своеобразие художественного метода Чернышевского.

4. Иронический подтекст в романе.

5. Особенности любовного конфликта.

6. Система образов.

7. Утопические идеи Чернышевского (общество будущего).

Задания для занятия:

· Почему предисловие к роману Чернышевского публикуется как третья глава?

· Выпишите примеры употребления иронии в романе.

· Можно ли воспринимать «Что делать?» как роман-иронию?

Литература:

1. История русской литература XIX. В 3 ч.: учеб. для студентов/ под ред. В.И. Коровин. – М., 2005.

2. Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский – человек эпохи реализма. М., 1996.

3. Эткинд А. Секс и секты в телах и текстах: где был Рахметов, пока не вернулся Шатовым // Эткинд А. Толкование путешествий: Россия и Америка в травелогах и интертекстах. М., 2001.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.