Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы самостоятельной работы






1) Изучение научной литературы. Данная форма преследует цель углубленного изучения отдельных вопросов темы. Контроль выполнения данной формы осуществляется в ходе опроса на семинарском занятии.

2) Конспектирование. Данная форма не просто заставляет обучающегося знакомиться с научными работами, но требует развития способности выделять главное из прочитанного материала, четко формулировать основную идею, кратко излагать соответствующие научные положения. Критериями отбора материала, предлагаемого для конспектирования, являются ценность соответствующей информации с точки зрения изучаемой темы, авторитетность источника и доступность конспектируемого материала.

3) Составление каталога журнальных статей. Данная форма используется в качестве средства, стимулирующего стремление обучающегося знакомиться с научной литературой. Приобретаемые в ходе выполнения этих заданий навыки работы с научной литературой и знания по библиографии будут необходимы обучающимся в течение всего времени обучения в вузе. Составление каталога научных статей может осуществляться по одному из следующих принципов:

- статьи, относящиеся к определенной теме;

- статьи, посвященные различным проблемам теории государства и права, публиковавшиеся в течение нескольких лет в определенном журнале (каждый обучающийся группы анализирует по одному периодическому изданию, в итоге группа сможет совместно использовать относительно полный каталог журнальных статей по всем темам курса);

- статьи, посвященные проблемам теории государства и права, появляющиеся в научных журналах в течение текущего года (один раз в месяц обучающиеся по очереди информируют группу о новых публикациях).

4) Реферат. Представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников или изложение сути книги, статьи, исследования. Написание реферата практикуется в учебном процессе в целях приобретения обучающимся необходимой профессиональной подготовки, развития навыков самостоятельного научного поиска: изучения литературы по выбранной теме, анализа различных источников и точек зрения, обобщения материала, выделения главного, формулирования выводов и т. п. Подготовка рефератов способствует формированию правовой культуры у будущего специалиста, закреплению у него юридических знаний, развитию умения самостоятельно анализировать многообразные общественно-политические явления современности, вести научно- обоснованную полемику по вопросам государства и права. Темы рефератов должны охватывать и дискуссионные, проблемные вопросы теории государства и права. Они призваны отражать передовые научные идеи, обобщать тенденции юридической практики.

Процесс написания реферата включает в себя: выбор темы; подбор литературы и иных источников, их изучение; составление плана; написание текста работы и ее оформление; устное изложение реферата.

Работу над рефератом следует начинать с общего ознакомления с темой путем прочтения соответствующего раздела учебника, конспектов лекций. После того как общее представление о теме сложилось, обучающемуся следует изучить литературные и иные источники, рекомендованные преподавателем. Однако перечень этих источников не должен связывать инициативу студента. Он может использовать работы, самостоятельно подобранные в результате изучения библиографии. Особенно внимательно необходимо следить за новой литературой по избранной проблематике, в том числе за статьями в журналах «Государство и право», «Правоведение», «Российская юстиция», «Журнал российского права» и т. п. В процессе изучения литературы рекомендуется делать выписки, постепенно группируя и накапливая теоретический и практический материал. План реферата должен быть составлен таким образом, чтобы он раскрывал название работы. Реферат, как правило, состоит из введения, в котором кратко обосновывается актуальность, научная и практическая значимость избранной темы, основного материала, содержащего суть проблемы и пути ее решения, и заключения, где формируются выводы, оценки, предложения.

Изложение материала должно быть кратким, точным, последовательным. Необходимо употреблять термины, свойственные данной науке, избегать непривычных понятий и символов, сложных грамматических оборотов. Термины, отдельные слова и словосочетания допускается заменять принятыми текстовыми сокращениями, смысл которых ясен из контекста. Рекомендуется включать в реферат схемы и таблицы, если они помогают раскрыть основное содержание проблемы и сокращают объем реферата.

Объем реферата — от 10 до 15 машинописных страниц. На титульном листе обучающийся указывает название вуза, кафедры, полное наименование темы реферата, свою фамилию и инициалы, а также ученую степень, звание, фамилию и инициалы научного руководителя, дату написания работы.

Особое внимание следует уделить оформлению научно-справочного аппарата и прежде всего подстрочных сносок (внизу страницы, под чертой). Сноска должна быть полной: с указанием фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года ее издания, страницы, с которой взята цитата. Для статей из журналов, сборников указывают фамилию и инициалы автора, название статьи, затем название журнала или сборника статей с указанием года издания и номера (или выпуска). Для газетной статьи кроме названия и года издания указывают также дату.

Условием эффективности реферирования как формы самостоятельной работы является обсуждение реферата на семинаре. Это позволяет убедиться в самостоятельности выполнения обучающимся этой работы, выяснить, насколько он владеет информацией, ориентируется в тексте реферата. С другой стороны, в ходе обсуждения содержание реферата становится известным всей аудитории, дополняя знания, полученные на лекциях и семинарах. При этом уместно проводить обсуждение сразу нескольких рефератов, посвященных близким темам или разным аспектам одной темы.

Содержание реферата обучающийся должен докладывать на семинаре, кружке, научной конференции. Предварительно подготовив тезисы доклада, обучающийся в течение 7 – 10 минут должен кратко изложить основные положения своей работы. Свободное изложение значительно улучшает восприятие материала слушателями. После доклада автор отвечает на вопросы, затем выступают оппоненты, которые заранее ознакомились с текстом реферата и отмечают его сильные и слабые стороны. На основе обсуждения написанного и доложенного реферата обучающемуся выставляется соответствующая оценка.

5) Составление словаря терминов. Данная форма предполагает, что обучающийся выписывает в алфавитном или тематическом порядке определения тех или иных правовых понятий. Используются два варианта подобной работы:

- составление словаря из основных понятий и категорий, изучаемых на лекционных и семинарских занятиях. Цель такой работы в том, что она позволяет обучающемуся систематизировать полученные знания, закрепить наиболее важные, ключевые моменты. Составленный таким образом словарь может быть очень удобен при подготовке к контрольным работам, а также к зачету и экзамену;

- составление словаря из сложных, незнакомых обучающимся терминов, определения которых необходимо найти в литературе. Цель - расширение словарного запаса, обогащение научно-категориального аппарата, кругозора.

6) Составление схем и таблиц. Такая работа позволяет наилучшим образом систематизировать полученные знания. Данная форма работы помогает обнаруживать логику, последовательность в изложении материала. Использование составленных в течение семестра схем по каждой теме значительно облегчает обучающемуся подготовку к промежуточной аттестации. В наибольшей степени задания на выполнение схемы уместны при изучении вопросов, связанных с классификацией различных правовых явлений, изучением их структуры, строения и т.п. В виде таблицы проводится сравнительный анализ определенных правовых явлений или категорий. Сравнение проводится по заранее заданным преподавателем параметрам. В качестве варианта такой работы возможно проведение контент-анализа, т.е. измерения интенсивности проявления определенных качеств во всей совокупности исследуемых явлений. Каждый обучающийся выполняет индивидуальное задание по исследованию различных сторон одного и того же государственно-правового явления, таким образом каждый из них выполняет часть общего исследования. На семинарском занятии полученные данные обобщаются, и выявляются какие-то тенденции, обсуждаются возможные выводы. Подобная работа не только позволяет формировать начальные навыки научно-исследовательской деятельности, но и пробуждает интерес к ней, ощущение «причастности к науке».

7) Анализ учебной литературы. Данная форма предполагает не только получение информации, но и сопоставление данных, полученных из разных источников. В результате обучающиеся учатся выявлять те признаки явления, которые являются общепризнанными в научной литературе, получают представление о плюрализме как важнейшем принципе науки, ставятся перед необходимостью формировать и обосновывать собственное мнение, выбирать наиболее аргументированную научную позицию.

8) Поиск примеров изучаемых явлений. Некоторые темы в курсе теории государства и права чрезвычайно абстрактны и поэтому сложны и часто непонятны для первокурсников. В числе заданий этой группы можно перечислить решение задач. Обучающемуся предлагается описание проблемной жизненной ситуации, разрешение которой необходимо найти в действующем законодательстве. Такая форма самостоятельной работы может применяться в рамках тех тем, в которых изучаются определенные нормативные акты.

9) Эссе. Эта форма самостоятельной работы ориентирует не на поиск информации в научной литературе, а на высказывание и аргументацию собственного мнения, требует творческого авторского подхода к выполнению работы. Сочинение должно быть посвящено проблемам, которые изучаются в курсе теории государства и права и при этом известны и понятны людям, не имеющим специальных знаний. Сочинение предполагает сопоставление полученных научных знаний о том или ином явлении с обыденными представлениями о нем.

10) Составление кроссворда из терминов, относящихся к изучаемой теме. Данная форма самостоятельной работы имеет целью формирование юридического языка. Обучающиеся должны будут также решить кроссворды, составленные друг другом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.