Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекции по юридической психологии

Тема № 1. Предмет, объекты, задачи, система и методы юридической психологии. Личность участника процесса в системе правовых дисциплин

Введение:

Юристы, практически никогда не отказывались от использования данных психологии. Что касается конкретной практической деятельности, то почти каждый сотрудник милиции, таможни, налоговой полиции, следователь, прокурор или судья в ходе работы, иногда и сам того не замечая, неизбежно опирается на практику психологии; это эмпирическая житейская психология, основанная на личном опыте, знании жизни. Преобладающая часть таких знаний правильно отражает психологические закономерности. Однако, наряду с эмпирическими знаниями, юристу необходимы и конкретные научные знания. То, чему, в конце концов, после поисков и заблуждений приходит опытный оперработник, следователь или судья, может быть обнаружено или, напротив, опровергнуто объективным психологическим исследованием в очень короткое время и с достаточной полнотой и точностью.

Знание психических закономерностей, применение в процессе юридической деятельности определенных психологических методов облегчает труд человека, помогает ему регулировать и строить взаимоотношения с другими людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практике. Психология – не отвлеченная наука, посвященная решению сложных и тонких теоретических вопросов, а важное звено в образовании всякого культурного специалиста, в том числе юриста. Практически нет сферы деятельности человека, где вмешательство психологической науки не привело бы к облегчению, упорядочению ее. Однако на сегодняшний день все еще отсутствует единое, четкое обоснованное представление о том: как, в каком объеме, какие именно психологические средства, приемы и операции возможно и необходимо использовать при работе с людьми в такой специфической области взаимоотношений, как уголовное судопроизводство.

Анализ криминалистической литературы и работ, посвященных юридической психологии показывает, что специалистов – практиков ориентируют, в основном, на использование отдельных психологических приемов при проведении следственных действий. При этом никак не объясняются причинно-следственные связи, существующие между особенностями проявления психики человека как последствий физического и психического развития, полученных в детстве и при последующем течении жизни психических травм, навыками и формированием поведения.

Следует однако заметить, что само по себе использование психологических знаний в каком-либо виде деятельности человека еще не дает оснований для создания прикладных отраслей психологической науки.

Знание психологии необходимо практически в любой деятельности человека, особенно если это связано с необходимостью частого или постоянного общения с другими людьми, но это не означает, что рядом с любой специальностью и профессией должна образовываться прикладная психологическая наука. Условия для выделения самостоятельной прикладной психологической науки создаются только там, где не могут применяться в неизменном виде уже известные закономерности общей психологической науки.

1.История развития юридической психологии:

Для того, чтобы правильно понять современное состояние той или иной науки, определить пути ее развития, необходимо прежде всего изучить историю возникновения и развития этой науки. Такой исторический подход конечно необходим и при изучении юридической психологии.

Применение психологического знания в целях обеспечения правосудия и других направлений правоохранительной деятельности берет начало в глубокой древности.

Уже в глубокой древности человек пытался использовать динамику протекания ряда физиологических процессов в целях выявления скрываемой информации. Страх перед разоблачением и, соответственно, перед наказанием сопровождается определенными изменениями динамики некоторых физиологических функций, доступных внешнему наблюдению.

Разные народы в разные исторические эпохи пытались использовать это ценное наблюдение в целях выявления ложных показаний.

Так, заметив, что сильный страх угнетает активность слюнных желез, в древнем Китае, давали предполагаемому преступнику горсть сухого риса. Затем подозреваемый должен был выслушать то, в чем конкретно его обвиняли. В том случае, если по прошествии определенного периода времени рис оставался сухим, то судьи приходили к выводу о том, что подозреваемый лжет и признавали его виновным. В противном случае суд должен был оправдать подозреваемого.

Спустя столетия точно так же поступали испанцы. Единственное отличие состояло в том, что вместо риса, подозреваемому давали кусок черствого хлеба, который он должен был без особого труда разжевать и затем проглотить.

Индусы практиковали аналогичную процедуру, а именно: «подозреваемому называли нейтральные и критические слова, связанные с деталями преступления. Человек должен был отвечать первым пришедшим ему в голову словом и одновременно тихо ударять в гонг.

Было отмечено, что ответ на критическое слово сопровождался более сильным ударом».

В 50-е годы прошлого года американский этнограф Г. Райт описал процедуру определения виновного в одном африканском племени следующим образом: «Колдун… указал на несколько человек, стоявших в стороне. Их вытолкнули в центр круга. Колдун повернулся к вождю и сказал: - один из этих людей вор. Затем колдун вышел вперед и протянул ближайшему, из шести обвиняемых, небольшое птичье яйцо. Его скорлупа была настолько нежной, что казалась прозрачной. Было ясно, что при малейшем нажиме яйцо будет раздавлено. Колдун приказал подозреваемым передавать яйцо друг другу – кто виновен, тот раздавит его и тем самым изобличит себя. Когда яйцо дошло до пятого, его лицо вдруг свела ужасная гримаса, и … предательский желток потек между пальцами. Несчастный стоял, вытянув руку, с которой на землю падала скорлупа, и его дрожащие губы бормотали признание…».

Все приведенные исторические примеры относятся к психофизиологическому примеру выявления скрываемой информации.

В России о необходимости учитывать психологию преступников высказывался Посошков И.Т. (1652-1726гг.). В первой половине XIX века вышли работы И.Гофбауэра – «Психология в ее основных применениях к судебной жизни» и И. Фридриха – «Систематическое руководство по судебной психологии», в которых освещались с точки зрения психологии личность преступника, вопрос вины и другие; содержались положения, которые непосредственно относились к психологии уголовного судопроизводства.

В XIX в. основное внимание обращается к проблеме личности преступника. Основоположником так называемой антропологической школы, автором теории «прирождённого преступника» был Ч.Ломброзо (1836-1909 гг.). Его исследования стали предметом дискуссии о существовании прирождённых свойств, определяющих заранее, что данному человеку суждено быть преступником и активизировали дальнейшие поиски в этой области, что привело к разработке нового направления, получившего потом название криминальной психологии. Свою определённую лепту в разработку данного направления внесли следующие учёные: П.Кауфман «Психология преступности», Ф.Вульфен «Психология преступника».

Другое направление научных исследований, которое впоследствии оформилось в виде судебной психологии, было связано с разработкой психологических проблем уголовного процесса, расследования преступлений, проведения следственных и судебных действий. На первом месте стоят работы известного немецкого криминалиста Г.Гросса «Руководство для судебных следователей как система криминалистики» (1892 г.), а также его «Криминальная психология» (1898 г.), значительная часть которой посвящалась психологическим основам судебной деятельности психологии допроса свидетелей и обвиняемых. В последней своей работе Г.Гросс использовал обширный исследовательский материал, накопленный экспериментальной психологией в интересах криминалистики. В этот же период проводились различные экспериментальные работы, особенно в области психологии свидетельских показаний. Г.Гросс издавал «Доклады по психологии показаний». Проблема психологии свидетельских показаний стала ведущей в области психологических исследований, что способствовало постановке вопроса об использовании психологических знаний непосредственно в ходе предварительного расследования, судебного рассмотрения уголовных дел с привлечением специалистов-психологов, т.е. встал вопрос о введении в уголовный процесс судебно-психологической экспертизы.

Особую значимость приобретает «психологическая» методика расследования преступлений, которую разработал основоположник криминалистики Г. Гросс в конце XIX века.

Уникальность данной методики расследования преступлений заключается, прежде всего, в постановке акцента на личность преступника, совершившего преступление. Подобный подход обеспечивает возможность создания «психологического портрета» лица, совершившего преступление, основываясь на анализе способа, времени, места совершения преступления, действий по подготовке и сокрытию преступления, а также на изучении пост преступного поведения лица, совершившего преступление.

С помощью исследований в области психотехники учёными В.Штерном, Г.Мюнстербергом и др. были созданы благоприятные предпосылки для изучения профессиональных качеств следователей, судей с целью разработки практических рекомендаций по отбору и обучению сотрудников органов предварительного следствия и суда.

В 1912 г. в Германии состоялся юридический конгресс, на котором судебная психология получила официальное признание в качестве «необходимой составной части первоначального образования юристов».

Интерес к использованию психологических знаний в уголовном процессе проявился и в России. Особое воздействие на пробуждение общественного правосознания, на проявление интереса к личности участников судопроизводства и в первую очередь к личности подсудимого оказала судебная реформа 1864 г. В результате возникли объективные условия для более широкого использования в уголовном процессе исследований из области психологии, патопсихологии, психиатрии.

Большое влияние на пробуждение профессионального интереса к возможностям психологии в праве, в правоприменительной деятельности судебных органов, и к зарождающейся судебной психологии оказали взгляды известного правоведа Л.И. Петражицкого (1867-1931 гг.), который попытался разработать «Психологическую теорию права», интерпретировав право с позиции психологии. Как писал Л.И. Петражицкий, «право есть психологический фактор общественной жизни, и оно действует психически».

Многие видные юристы, известные судебные ораторы А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович, А.И. Урусов, Л.Е. Владимиров и др. прибегали к использованию психологических знаний при оценке доказательств в суде, по существу пропагандируя возможности судебной психологии, необходимость использования её в уголовном процессе.

В 1909 г. создаётся Криминологический институт, с этого времени судебная психология в России стала развиваться как самостоятельная прикладная отрасль психологии.

В первые годы после Октябрьской революции интерес к проблемам судебной психологии не ослабевает. В 1925 г. в Москве открывается первый в мире Государственный институт по изучению преступности и преступника. Интересные исследования в конце 20-х гг. ХХ в. провёл А.Р. Лурия, которые впоследствии помогли создать прибор «полиграф».

Благодаря высокому уровню научных исследований учёных, судебная психология в СССР к началу 30-х гг. представляла собой «авторитетную и обширную область науки, имеющую предметом изучения психологические предпосылки преступления, быт и психологию различных групп преступников, психологию свидетельских показаний и судебно-психологическую экспертизу и т.п.»

Вместе с тем, в период становления отечественной криминалистики уже наблюдается отход от убежденности в существовании необходимости изучения личности преступника в криминалистическом аспекте (Л.С. Владимиров, С.В. Познышев), к уверенности актуальности ее эпизодического исследования (И.Н. Якимов, С.М. Трегубов, В.У. Громов, П.П. Михеев, Н.Н. Семенов, Д. Карницкий, Ю. Тривус и др.). В это время берется на вооружение лозунг, провозглашенный Вышинским – Признание – царица доказательств.

Период 1930-1960 гг. характеризуется такой сильной степенью воздействия идеологических установок на исследования в нашей науке, которая не наблюдалась ни до, ни после этого времени. Политические репрессии 30-х и начала 50-х гг., повлекшие за собой физическое и моральное уничтожение многих видных учёных, на время приостановили развитие данной отрасли научного познания.

Указанное воздействие обусловило полной отход от идеи актуальности изучения личности преступника в процессе расследования преступлений. Это привело к тому, что в криминалистической науке появились обоснования чужеродности исследования личности преступника (С.А. Голунский, Б.Н. Шавер, С.М. Потапов, А.А. Эйсман).

Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве» (1961 г.), содержащее указания на «необходимость более глубокой теоретической разработки проблем личности во всех социальных науках», практически обозначило современный этап исследования личности преступника и в криминалистике. Многочисленные исследования данной проблемы явились характерной чертой третьего этапа в развитии отечественной криминалистики.

Фактически все ученые-криминалисты высказывали свое мнение о роли сведений, характеризующих личность преступника в раскрытии и расследовании преступлений.

Возрождение судебной психологии началось в 60-е гг. Учёные-юристы А.Н.Васильев, Л.М.Карнеева, С.С.Ордынский, С.Я.Розенблит и др. например, в своих трудах, показали особенности правоохранительной деятельности, основанные на здравом смысле без каких-либо психологических рекомендаций. И совершенно прав Столяренко А.М., который говорит о том, что эти объяснения «носили психолого-комментаторский характер», представляя собой «психологизирующую юриспруденцию», а не юридическую психологию.

Заметной вехой в становлении и дальнейшем развитии судебной психологии явилась монография А.Р.Ратинова «Судебная психология для следователей», опубликованная в 1967 г., оказавшая своё положительное влияние на многие последующие публикации в этой области.

 

На современном этапе использования положений психологии в системе юридического знания обращают на себя внимание исследования следующих учёных: О.Д. Ситковской - «Психология уголовной ответственности», Л.В.Васильева - «Юридическая психология», В.В. Романова - «Юридическая психология», Ю.В. Чуфаровского – «Юридическая психология. Учебник» и «Психология оперативно-розыскной деятельности», И.М. Еникеева – «Юридическая психология», М.В. Костицкого – «Введение в юридическую психологию: методологические и теоретические проблемы», А.С. Баронина «Психологический профиль убийц. Пособие по криминальной психологии и криминалистике», А.М.Бандурки, В.В.Друзя «Конфликтология» и др.

Вклад казахстанских ученых отмечен работами следующих авторов: Нурпеисова Е.К. – «Психология правомерного поведения» (1984г.), Доспулова Г.Г. «Психология допроса в уголовном процессе» (1996г.), В.Бахина, М.Когамова, Н.Карпова - «Допрос на предварительном следствии» (1999г.), Доспулова Г.Г., Мажитова Ш.М. – «Психология показаний свидетелей и потерпевших» (1973г.), А.Я. Гинзбурга – «Предъявление для опознания в уголовном судопроизводстве Казахстана. Учебное пособие» (2003г.), Г.К Пралиевой «Юридическая психология» (2004г.).

2. Предмет, система юридической психологии:

Что же такое юридическая психология?

В большинстве случаев появление самостоятельной научной отрасли может быть вызвано настоятельными потребностями практики, как это имеет место в отношении юридической психологии, а иногда может и опережать непосредственные практические потребности общества

Само ключевое слово – «юридическая», предполагает сферу применения положений психологии. Это, естественным образом, предполагает необходимость рассмотреть отдельные положения психологии и то, в каком объеме они используются в сфере юридических дисциплин. Так, на современном этапе общественного развития психология все настойчивее занимает ключевую позицию в системе наук.

В настоящее время ощущается потребность применения психологии в любой отрасли знаний. Однако эта потребность наиболее ощутима при решении конкретных юридических задач.

Психология – это наука, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей.

Название науки «психология» происходит от греческих слов «психе» - душа и «логос» – учение. Термин «психология» был предложен немецким ученым Гоклениусом в конце XVI века.

Долгое время психология развивалась как составная часть философии, и только к середине XIX века она выделилась в самостоятельную науку. Это стало возможным потому, что психология постепенно превращалась из науки описательной в науку экспериментальную. В настоящее время психология представляет собой довольно сложную и разветвленную систему дисциплин. Кроме общей психологии, изучающей общие закономерности психической деятельности, существуют и быстро развиваются частные, прикладные отрасли дисциплин. Так, группу прикладных отраслей, которые изучают закономерности и механизмы психики людей, занятыми конкретными видами деятельности, составляют: психология труда и ее относительно самостоятельные разделы – инженерная, авиационная и космическая психология; психология познания; педагогическая, военная, юридическая психология и др.

В настоящее время «Юридическая психология» представлена в 2-х формах: а) педагогическая дисциплина и б) наука.

В современном определении, юридическая психология это наука, изучающая различные психологические аспекты личности и деятельности в условиях правового регулирования.

При этом юридическую психологию можно определить также как научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности системы «человек-право», разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы.

Синтез психологии и юриспруденции в юридической психологии приводит к взаимному обогащению обеих наук, разрешению одной из наиболее актуальных проблем – повышению эффективности правоохранительной и судебной деятельности.

Исходя из целостного строения психологической науки, с одной стороны, и непрерывного ее развития и образования новых отраслей – с другой, юридическую психологию следует рассматривать как самостоятельную область, которая тесно связана с общей, социальной, возрастной, педагогической, медицинской, военной психологией, конфликтологией и пр.

Методологическую основу Ю.П. составляет системно-структурный анализ процесса деятельности, который рассматривается во взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм.

Таким образом, в центре внимания этой науки находятся психологические проблемы согласования человека и права как элементов одной системы.

Психология общения исследует такие явления, как восприятие и понимание людьми друг друга; подражание, внушение и убеждение; сплоченность и конфликтность; совместная деятельность и межличностные отношения. При всем разнообразии этих психологических явлений основным источником их возникновения выступает сфера общения между людьми. Объектами юридической психологии являются: личность и деятельность в условиях правового регулирования.

Задачи юридической психологии во многом обусловлены теми задачами, которые стоят в целом перед правовой наукой, теми практическими вопросами, которые решают юристы в своей повседневной профессиональной деятельности.

Исходя из этого, можно представить следующие основные задачи, которые стоят перед юридической психологией:

1) Разработка психологических основ нормативно-правовой регуляции различных правоотношений (уголовно-, гражданско- правовых, административных и др.), в которых значительную роль играет так называемый человеческий фактор, без оценки которого нельзя объективно принять то или иное правовое решение, затрагивающее интересы и права граждан;

2) Психологическое обеспечение правоохранительной деятельности юристов различной специализации, наиболее эффективного применения ими норм права, оказание им психокоррекционной помощи в их повседневной работе в условиях значительных нервно-психических перегрузок (создание профессиограмм правоохранительной деятельности юристов различной специализации, создание системы профессионального отбора на службу в правоохранительные органы);

3) Исследование психологических аспектов противоправного (преступного) поведения людей, разработка мер психологического воздействия на таких лиц в целях предупреждения преступности, разоблачения тех, кто причастен к совершенным преступлениям;

4) Изучение психологических особенностей, мотивов совершения наиболее опасных видов преступлений против жизни и здоровья граждан, имущественных преступлений и т.п.;

5) Совместное с кримиминологами изучение личности тех, кто совершает преступления;

6) Изучение закономерностей социально-психологических процессов, происходящих в обществе, влияния этих явлений на личность, поведение людей; разработка методов психологического характера борьбы с организованной преступностью;

7) Совместная с криминологами разработка мер профилактической работы, направленных на сокращение преступности в стране;

8) Исследование проблем правового сознания в нашем обществе, разработка приемов и методов формирования правового сознания различных социальных слоев и групп населения; общественно полезных социальных установок, мотивов, лежащих в основе законопослушного поведения граждан.

3. Юридическая психология в системе юридических и общественных наук:

При рассмотрении места юридической психологии в системе наук обязательно надо учитывать объективную соотносимость судебной психологии к двум отраслям научных знаний: психологическим и юридическим наукам. Уже это предопределяет наличие у судебной психологии непосредственных связей с отраслями как психологических, так и юридических наук. Эти связи во всех случаях являются двусторонними. Судебная психология берет из обеих групп наук все, что необходимо для изучения исследуемых ею закономерностей. В то же время установленные ею закономерности используются как в психологических науках, так и (прежде всего) в юридических.

Судебная психология тесно связана с психологией личности. Из последней отрасли (психологии личности) широко используются установленные закономерности структуры личности, методы ее изучения и т.д. Через отрасли психологической науки у судебной психологии определяются связи с социологией, педагогикой – науками, также изучающими общество, человека, пути его развития и совершенствования.

С юридическими науками судебная психология связана по нескольким линиям. Прежде всего она связана с отраслями права, в той или иной степени призванных изучать преступное поведение, преступную деятельность. Есть несколько отраслей права, которые изучают одну и ту же область явлений: преступления. Однако каждая из правовых наук осуществляет изучение этого явления на разных этапах его развития. В то время как криминология изучает в основном социальные причины и условия, которые приводят к появлению антиобщественных тенденций, уголовное право изучает развитие преступной деятельности с момента появления умысла, реализации приготовления, уголовный процесс в числе прочих задач призван регулировать поведение правонарушителя в процессе в процессе судопроизводства и т.п.

Криминалистика и юридическая психология:

Одним из следствий научно-технической революции явилось бурное развитие психологической науки и как результат – растущий интерес криминалистов и юристов иных специальностей к вопросам психологии личности преступника, психологии правоприменительной деятельности. На стыках между правовыми науками – криминологией, исправительно-трудовым правом, криминалистикой, уголовным процессом - и психологией возникли такие специальные отрасли психологической науки, как криминальная психология, исправительно-трудовая психология, судебная психология.

Исторически, процесс формирования судебной психологии протекал преимущественно на основе эмпирического материала и отдельных теоретических положений криминалистики, в рамках которой в течение нескольких десятилетий рассматривались некоторые психологические явления, связанные преимущественно с тактикой отдельных следственных действий.

Судебная психология тесно связана с психологией личности. Из последней отрасли широко используются установленные закономерности структуры личности, методы ее изучения и т.д. Через отрасли психологической науки у судебной психологии определяются связи с социологией, педагогикой – науками, также изучающими общество, человека, пути его развития и совершенствования.

С юридическими науками судебная психология связана по нескольким линиям. Прежде всего она связана с отраслями права, в той или иной степени призванными изучать преступное поведение, преступную деятельность. Есть несколько отраслей права, которые изучают одну и ту же область явлений: преступления. Однако каждая из правовых наук осуществляет изучение этого явления на разных этапах его развития. В то время как криминология изучает в основном социальные причины и условия, которые приводят к появлению антиобщественных тенденций, уголовное право изучает развитие преступной деятельности с момента появления умысла, реализации приготовления, уголовный процесс в числе прочих задач призван регулировать поведение правонарушителя в процессе судопроизводства и т.п. Во всех этих случаях для изучения определенных этапов развития деятельности правонарушителя нужны психологические познания, необходимо применение психологических методов исследования в специальных целях. Это и определяет связи судебной психологии со всеми науками, изучающими преступную деятельность.

Система связей имеется у судебной психологии и с целым рядом отраслей права, изучающих и регламентирующих саму деятельность по применению норм права. Для того, чтобы обеспечить правильное применение норм права, необходимо в числе прочих задач изучить и все особенности данной, специфической деятельности. Так, необходимо изучить особенности деятельности в уголовном, гражданском судопроизводстве, административном процессе. Нормы этих отраслей права должны учитывать объективные закономерности психической деятельности всех участников, так как в противном случае деятельность может не достичь своих целей.

Все эти виды процессуальной деятельности не могут быть полностью изучены без применения соответствующих методов, закономерностей, используемых судебной психологией, которая рассматривает психологическую структуру всех этих видов деятельности, что и определяет ее связь с данной группой правовых наук.

Для перечисленных наук, а также для криминалистики важно разработать такие условия, правила осуществления деятельности, которые оптимально обеспечивают установление истины, выполнение других задач данной отрасли права. Решению всех этих задач существенно помогает судебная психология, а это и определяет ее связи с этими юридическими отраслями.

Через все перечисленные группы системы юридических наук у судебной психологии существует связь и с теорией государства и права, которая является методологической в системе правовых наук. В числе прочих проблем она изучает и разрабатывает понятия юридической ответственности, правосознания, причины возникающих отклонений (дефектов) и т.д. Сущность этих понятий не может быть полностью раскрыта без знания таких закономерностей в поведении человека, изменений его психики, которые изучаются судебной психологией.

4. Личность участника уголовного процесса как объект изучения юридической психологии и системы правовых дисциплин:

Общая психология является для системы юридических наук теоретической базой, которые заимствуют у нее понятийный и категориальный аппарат, знание общих закономерностей психической деятельности человека. Однако имеет место и обратная связь, выраженная в том, что юридические науки также, в свою очередь, обогащают общую психологию новыми эмпирическими, отраслевыми теоретическими знаниями.

При этом одной из центральных проблем психологии, является проблема определения понятия «личность», а для системы правовых дисциплин – определение понятия «личность участников уголовного судопроизводства», в целом. Это обстоятельство явилось одним из следствий интенсивного развития психологической науки и растущего интереса, как криминалистов, так и юристов иных специальностей к вопросам психологии правоприменительной деятельности и психологии личности преступника. На наш взгляд, определение специфики использования положений психологии в правовых дисциплинах возможно посредством системного подхода к изучению выше приведенного понятия: «личность субъекта», определения его смыслового содержания, меры значимости этого понятия в системе юридических наук, разрабатывающих теоретическое обоснование и практические рекомендации по организации дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства.

Говоря о проблеме личности, следует обратиться к положениям общей психологии.

Итак, «личность» - это понятие, пришедшее в юридические науки из психологии, в рамках которой это понятие имеет следующее содержание: 1) индивид как субъект социальных отношений в сознательной деятельности; 2) системное качество индивида, которое определяется включенностью в общественные отношения формирующиеся в совместной деятельности и общении.

Сложность, неоднозначность проблемы изучения личности усугубляется еще и тем, что в самой психологической науке до сих пор не создано единой общепризнанной теории личности, отсутствует и общий взгляд на ее определение, распространены различные, порой противоположные подходы к раскрытию ее структуры и содержания. Так, только в 2-х, изданных за рубежом монографиях «Теории личности»: Л.Хьела, Д.Зиглера, а также К.Холла и Г. Линдсея, содержится описание более 15-ти теорий личности, представленных различными зарубежными учеными – персонологами.

Все это создает определенные трудности не только для психологов, но и для правоведов, юристов, занимающихся практической деятельностью, для которых понятия: личность субъекта правоотношений, личность участников уголовного гражданского процесса, личность виновного, потерпевшего и тому подобное наполнены вполне конкретным, в том числе психолого-правовым содержанием.

Анализируя понятия «личность», содержащиеся в законодательных актах, различных литературных источниках психологического и правового характера невольно возникает вопрос: что же представляет собой личность, каковы ее признаки, критерии и содержание?

Этимологически термин личность происходит от слова личина (persona – лат.) или маска, в которой актер выступал на сцене древнегреческого, а затем древнеримского театра. То есть первоначальный смысл данного понятия сводится к чисто внешним проявлениям определенной, заданной сценарием пьесы ролевой индивидуальности театрального персонажа, выразителем которого была та или иная маска, театральная роль. В последующем это внешнее проявление индивидуальности сохранилось и стало использоваться в определении личности, человека, выступающего в той или иной социальной роли.

Таким образом, если понятие «индивид» указывает на связь человека с природой, то понятие «личность» – на связь человека с обществом, социальной средой. Поэтому в настоящее время понятие «личность» уже не рассматривается вне зависимости от внешнего социального окружения человека, от того, как он воспринимается со стороны, как проявляет себя в обществе, каков его индивидуальный стиль поведения в самом широком спектре ситуаций, в конечном итоге – в какой мере он включен в общественные отношения.

В психологии, при описании личности представителями различных научных школ и направлений используются следующие теоретические подходы:

- биологический – личность изучается прежде всего с точки зрения генетических предпосылок ее формирования и эволюционного развития, их влияния на поведенческие, социальные аспекты развития индивида, благодаря чему отдельные черты, свойства личности передаются человеку по наследству, т.е. отдельные элементы, составляющие содержание личности, имеют врожденный, наследственно обусловленный характер;

- экспериментальный – изучение личности идет от исследования познавательных процессов высшей нервной деятельности человека, их роли в поведении в различных ситуациях;

- социальный – изучается социальная среда, социальные роли, культурные условия, воздействующие на формирование личности человека, который рассматривается и описывается как составная часть общества, как продукт общественного развития;

- гуманистический – в основе данного подхода лежит стремление в каждом человеке видеть личность, а в самой личности - ее духовное начало.

Действительно, на протяжении всей жизни человека происходит непрерывный процесс формирования его личности под влиянием социальной среды и воспитания. Со своей стороны, субъект относится к этим внешним воздействиям не пассивно, а активно, сознательно. Такое активное, целенаправленное отношение к окружающему миру выражается прежде всего в поступках, поведении человека, в том числе, к сожалению, и антиобщественного характера.

Поскольку в современном обществе имеют место различные негативные социальные явления, разного рода преступления, личность человека может заслуживать не только положительной, но и отрицательной оценки, как, например, личность субъекта, совершившего преступление.

Когда говорят о личности того или иного субъекта, всегда подразумевает ее уникальность, своеобразие, отличие от других. Именно в индивидуальных различиях многие психологи находят ключ к пониманию проблемы личности: Личностью в специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы /7/.

Как видно, в данном определении присутствует определенный социально окрашенный аспект, с которым невозможно не согласиться, поскольку именно отсутствие или недоразвитость этих личностных качеств у человека свидетельствует о том, что он не может, в отдельных случаях, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (или бездействия), руководить ими, либо действует осознанно, нарушая закон и причиняя вред.

При этом, подводя итог проведенному анализу, возможно предложить следующее определение личности, сформулированное В.В. Романовым: Личность – это человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, единство социально-психологических качеств в межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими.

Как видно, каждый конкретный человек – это не просто индивид со своими особенностями, а личность, интегрирующая социально-типические черты класса, общности, группы. Чтобы понять конкретного индивида, следует изучать его как личность.

При этом совершенно прав В.В.Романов, который, анализируя возможность использования психологии в уголовном процессе, пишет: «… когда в юридической литературе говорят о личности применительно к различным субъектам той или иной (в том числе и противоправной) деятельности, подчеркивается включенность последних в систему существующих в обществе правоотношений в определенной социальной роли: будь то следователя, прокурора, судьи, защитника, либо обвиняемого (подсудимого), свидетеля, потерпевшего и т.д. И это следует иметь в виду, когда мы используем в правовой науке понятие личности.

Личность - это человек в единстве всех его социально-психологических качеств и сил, направляющих его практическую деятельность.

Критерии оценки личности: а) Осознание своего «Я» - «Я- идеальное»; «Я – реальное»; б) Самооценка – оценка человеком своих качеств, способностей, своего места среди других людей; в) Уровень его притязаний – уровень трудностей, преодоление которых является целью для человека и желаемый уровень самооценки личности (Я-идеальное); г) Самоуважение – соотношение его собственных притязаний и реальных достижений.

Одна из наиболее характерных сторон личности – ее индивидуальность, под которой понимается неповторимое сочетание психологических особенностей личности: характер, темперамент, особенности протекания психических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности, сформировавшиеся способности и мастерство. Нет людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей – личность человека неповторима в своей индивидуальности. Вот почему личность – это прежде всего живой конкретный человек со своими сильными и слабыми сторонами, порожденными его активным участием в жизни общества, коллектива, воспитанием и обучением.

Место, которое занимает личность в общественной жизни, не может быть определено строго однозначно. Человек, в различных ситуациях изменяет свой облик и ведет себя неодинаково. Входя в различные группы в обществе, один и тот же человек в различных условиях играет противоположные по содержанию роли. Очень часто человек выявляет сходные качества в разных ситуациях и роли, которые он берет на себя в семье, в служебной деятельности, в общественной работе и т.п., в значительной мере созвучны друг другу, не противоречат, а скорее совпадают. Это служит показателем цельности личности. При этом как бы ни были разнообразны функции и социальные роли, которые берет на себя человек в различных группах общества, и как бы ни была многозначна характеристика его места в жизни, всегда сохраняется возможность дать адекватную характеристику его личности, не только выяснив основные роли, жизненные позиции, мотивы, в которых наиболее полно проявляются его индивидуальность и место человека в структуре общества.

В реальной жизни различают две разновидности ролей:

Конвенциальные – эти роли представляют собой стандартизированные права и обязанности -–отец, мать, начальник, подчиненный, руководитель и т.д. Отношения между людьми, заключенные в этих ролях, лежат как бы на поверхности, и нет ничего легче, чем ошибиться, истолковывая по ним истинное содержание интересующей перед нами личности. Казалось бы, раз перед тобой начальник, значит он обладает качествами лидера. Однако это не всегда так – не всегда начальник, отец, руководитель – лидер. Он может играть очень много ролей – пользующийся доверием, честолюбец, трудяга, безответственный и т.п.

Межличностные роли – выступают в виде прав и обязанностей, выполнение которых зависит от индивидуальных особенностей членов группы. В данном случае большое значение приобретает понятие межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Таким образом, каждый конкретный человек – это не просто индивид со своими особенностями, а личность, интегрирующая социально-типические черты класса, группы.

Направленность личности – это сложное свойство личности, которое включает систему побуждений, определяющую активность человека и избирательность его отношений. Сознание и чувство долга, потребности и убеждения, установки и привычки, цели и перспективы – все это разные элементы направленности личности.

Проблема направленности – это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность. Мотивы не только побуждают и направляют деятельность человека, но и придают его поступкам и действиям субъективный личностный смысл. Совершая одинаковые по форме поступки, люди нередко руководствуются разными, порой прямо противоположными мотивами, придают личностное значение своему поведению; соответственно и оценка этих поступков должна быть различной.

Мотив – это те внутренние состояния личности, которые определяют и направляют ее действия на каждый момент времени.

Мотивация – система побуждений человека, направленных на достижений конкретных целей. Мотивация дает ответы на вопросы: «Чего хочет человек?», «К чему он стремится?» и т.п. Побуждения человека всегда связаны с реализацией доминирующих потребностей.

Потребности – это переживаемая человеком нужда, удовлетворение которой жизненно важно для его существования, сохранения целостности его личности или развития индивидуальности.

Потребность, прошедшая через систему побудительных факторов и осознанная человеком, становится мотивом поведения.

Мотивация теснейшим образом связана и с эмоциональными явлениями. Эмоции выполняют важную функцию в регулировании динамической стороны мотивации.

Потребности и эмоции приобретают значение основных мотивов человеческого поведения. Все другие психические явления, которым обычно придается мотивирующий смысл – убеждение, интерес, влечение, желание и др. – становятся мотивами лишь в той мере и постольку, поскольку включают в себя компонент потребности и эмоции.

Особое место в направленности личности занимают такие мотивы, как:

Интересы – Мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности;

Склонности- направленность человека не только на определенный предмет, но и на процесс деятельности;

Идеал - представления человека о том, что для него является более возвышенным и совершенным, к чему он стремится. Идеал человека возникает под воздействием жизни и воспитания, с различной степенью отчетливости осознается личностью и проходит путь развития от конкретного образа к обобщенному идеалу;

Мировоззрение - основная социально-психологическая характеристика личности, главный мотив ее деятельности. С развитием мировоззрения в первую очередь происходят коренные, качественные изменения в идейном облике человека и личности в целом.

Взгляды – переходная степень от знаний к убеждениям. Они выражают степень понимания окружающего мира, согласие или несогласие личности с теми или иными явлениями действительности.

Установки – психическое состояние человека, определяющее готовность и конкретные особенности его поведения в ответ на воздействие внешней среды. Установка является своеобразной формой отражения, при которой объединяются в целое потребности человека и ситуации, в которой она удовлетворяется. Установка как внутренняя готовность личности к определенной деятельности придает цельность деятельности личности и существенно влияет на ее эффективность.

Установки принято классифицировать на:

- Неосознанные – формируются помимо желания и воли личности, автоматически, вследствие практической деятельности;

- Осознанные – характеризуются осознанием личностью не только задачи, которую требуется решить, но и необходимости мобилизовать свою энергию на ее решение.

Темперамент – свойство личности, в котором выражены динамические особенности его психической деятельности.

Типы личности: 1) Гиппократ – Холерик – быстр, нетерпелив, порывист; высокая активность и реактивность. Быстрый психический темп переживаний. Нередко неуравновешен, склонен к резкой смене настроения, эмоциональным вспышкам, резок и вспыльчив; Сангвиник – живой, подвижный; очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела; стремится к смене впечатлений; неудачи и неприятности переживает сравнительно легко. Настроение изменчиво, но преобладает чувство душевного равновесия; Флегматик – на вид спокойный, уравновешенный, медлительный, неповоротливый, невозмутимый; внешние чувства, настроения, как правило, устойчивы, эмоции и душевные состояния свои выражает в исключительных случаях; Меланхолик – склонен к глубоким переживаниям, болезненно чувствительный, с пониженной активностью, с неустойчивым вниманием; легко раним, мнителен, болезненно реагирует на малейшие обиды, замкнут; каждое явление жизни становится для него тормозящим; он ни во что не верит, во всем видит только плохое и опасное. 2) Экстраверт и Интроверт.

Характер – определенное, присущее личности сочетание существенных психических особенностей (черт), определяющих своеобразие его поведения в определенных жизненных ситуациях. Характер – это склад личности, образуемый индивидуальным своеобразием и типологическими чертами, и проявляется в особенностях его поведения, устойчивого отношения к окружающей социальной действительности. Без сложившейся системы убеждений, интересов, идеалов нет определенного характера.

Деятельность: это взаимодействие конкретного человека с объективной действительностью, в процессе которого он сознательно и активно стремится к достижению поставленных целей.

Психологическая характеристика труда юриста:

Юридическая психология, изучая закономерности психической деятельности в следственной, судебной и иной юридической деятельности, призвана раскрыть психологическое своеобразие этой деятельности, охарактеризовать психологическую сторону профессиональных качеств, необходимых для следователя, судьи, оперативного работника и других работников юридического труда, указать пути их приобретения и совершенствования.

Деятельность каждой юридической специальности в той или иной мере включает в себя следующие стороны:

Социальная деятельность – охватывает политический аспект в деятельности следователя, прокурора, оперработника и пр. как организаторов борьбы с преступностью.

Поисковая деятельность – заключается в собирании исходной информации, необходимой для решения профессиональных задач.

Реконструктивная деятельность – это текущий и завершающий анализ всей собранной информации по делу и выдвижение на базе ее синтеза, анализа и специальных знаний рабочих версий (гипотез).

Коммуникативная деятельность – получение необходимой информации в процессе общения.

Организационная деятельность - заключается в волевых действиях по реализации и проверке рабочих версий и планов.

Удостоверительная деятельность – приведение всей полученной информации по делу в специальную, законом предусмотренную форму (постановление, протокол, приговор и т.д.).

В различных юридических профессиях с разной интенсивностью проявляются те или иные стороны деятельности.

Понятие «Личность» в системе юридических наук:

Уголовное право:

Уголовное право, изучая такие понятия, как субъект и субъективная сторона преступления, вменяемость и вина, мотивы и цели преступления, совершение преступления в состоянии сильного душевного волнения, беспомощное состояние потерпевшего, распределение ролей в соучастии и другие, не может обойтись без использования положений общей психологии. При этом следует отметить, что в уголовном праве оба понятия: «личность субъекта» и «деятельность» являются центральными, поскольку, практически все положения уголовного права: категории, основания классификации лиц, совершивших правонарушения, виды правонарушений, специфика уголовной ответственности и наказания, базируются на данных представлениях, и имеют в своей основе глубокий психологический смысл.

Собственно именно психология позволяет теоретически обосновать многие используемые понятия и категории уголовного права: понятие преступления, категории преступлений, лица, подлежащие уголовной ответственности, возраст, с которого наступает уголовная ответственность, применение вида и меры наказания, психологические особенности поведения подозреваемых, в соответствии, с которыми возможно определение обстоятельств смягчающих, либо отягчающих ответственность и т.д.

Разработка указанных вопросов в рамках науки уголовного права, в свою очередь, не только обогащает теорию общей психологии, но также дает ей новые заказы, что, бесспорно, стимулирует их развитие.

Уголовный процесс:

Психология тесно связана и с процессуальными науками. Особенности взаимоотношений участников процесса, процессуальный статус, права и обязанности участников процесса, средства получения доказательств, доказывание, внутреннее убеждение следователя при составлении обвинительного заключения, судьи при вынесении приговора или решения и другие особенности юрисдикционного процесса могут быть в полной мере проанализированы благодаря использованию психологии. Более того, весь процесс уголовного судопроизводства имеет психологическую окраску, поскольку взаимодействие сотрудников суда и правоохранительных органов с лицами, по той или иной причине попавшими в орбиту уголовного судопроизводства (подозреваемые, обвиняемые, свидетели, потерпевшие), есть не что иной, как процесс коммуникации (конфликтный, бесконфликтный), протекающий в соответствии с определенными закономерностями, описанными в общей, социальной, возрастной, медицинской психологии, конфликтологии и т.п.

В свою очередь, процессуальные отрасли знания обогащают психологию результатами, которые могут быть использованы при разработке проблем профессиограмм и психограмм юридических профессий, взаимодействия участников процесса, осуществления юристом своих профессиональных функций.

При этом совершенно прав В.В.Романов, который, анализируя возможность использования психологии в уголовном процессе, пишет: «… когда в юридической литературе говорят о личности применительно к различным субъектам той или иной (в том числе и противоправной) деятельности, подчеркивается включенность последних в систему существующих в обществе правоотношений в определенной социальной роли: будь то следователя, прокурора, судьи, защитника, либо обвиняемого (подсудимого), свидетеля, потерпевшего и т.д. И это следует иметь в виду, когда мы используем в правовой науке понятие личности.

Криминология:

Криминология как наука, исследующая преступность, ее причины, личность преступника, пути предупреждения и ликвидации преступности, нуждается в психологическом знании и находится в системной связи и взаимозависимости со специфической отраслью общей психологии - юридической психологией. Названные науки используют достижения друг друга при совершенствовании своих понятийных аппаратов, расширении приемов и методов исследования. Понять и проанализировать черты личности преступника криминология может лишь применив инструментарий, позаимствованный у психологии. Благодаря этому она может дифференцировать личность в зависимости от ее криминальной зараженности или социальной деградации, - пишет Долгова А.И. - проследить генезис трансформации законопослушного человека в преступника /12/.

В свою очередь, И.И. Карпец, обозначил сферу применения психологии и юридической психологии в криминологии как прием, используемый для исследования человеческого фактора – конкретных категорий людей, совершивших преступления /13/. Кроме того, анализируя место криминологии в системе научного знания, следует особо отметить ее связь с общей, социальной психологией, конфликтологией, отдельные положения которых позволяют проанализировать такие проблемы, как: механизм совершенного преступления; криминогенную роль мотивов, потребностей, интересов; индивидуально-психологические свойства личности; «психологический эффект» предупредительных мероприятий и психологические основы индивидуальной профилактики, поведения человека, в том числе противоправного, обусловленного воздействием ближайшего окружения, группы и др.

При этом прослеживается определенная закономерность: криминология, изучающая закономерности такого социального явления как преступление, в свою очередь, вносит свой вклад в разработку научных представлений об обществе и человеке в общей системе взаимоотношений.

Криминальная виктимология:

Виктимология возникла как наука, изучающая жертвы преступлений (латинск. - viktima – жертва; греческ. – logos – наука) и изначально развивалась как направление в криминологии. Со временем, представления о ней претерпели изменения, определились различные позиции относительно предмета виктимологии и ее научного статуса. Однако, в каком бы качестве не представала перед нами виктимология – как отрасль криминологии, либо как вспомогательная наука о жертве преступления, положения которой использует уголовное право, уголовный процесс, криминалистика, либо как общая теория, учение о жертве, имеющее предметом исследования жертву любого происхождения (как криминального, так и не связанного с преступлением), безусловно одно – объектом ее изучения является жертва - человек, либо группа людей, объединенных таким понятием как «Личность», в котором виктимологию интересует не только формально-логическое понятие «потерпевшего», а его истинная роль в событии, принесшим ему физический, моральный, материальный вред.

В основе классификации «жертв» лежат основания, которые используются в общей психологии и ее специальных отраслях при дифференциации понятий, входящих в смысловое содержание термина личность: физические, физиологические качества жертвы (биологический аспект личности); индивидуальные психологические качества (биологический и социальный аспекты личности); социально-демографические характеристики (пол, возраст, ролевой статус, по отношению к преступнику, по степени собственной «вины» и т.д.); по характеру поведения и т.д. При этом определение, данное в специальной литературе вполне соответствует предложенным психологией понятиям «личность» и «деятельность». Так, Д.В. Ривман в своей монографии «Криминальная виктимология» определяет «жертву», или «личность потерпевшего», следующим образом: «Личностный компонент индивидуальной виктимности – это способность стать жертвой в силу определенных, присущих индивиду субъективных качеств» - и далее - «Личность потерпевшего характеризуется сочетанием социально-психологических и биофизических качеств, проявление которых в условиях ситуаций, характерных для определенных преступлений, обусловливает типичное поведение индивида и связанную с этим поведением большую, чем для общей массы людей, вероятность причинения ему физического, морального или материального ущерба действиями преступника» /14/.

Обращаясь к проблеме соотношения и взаимодействия этих двух областей знания – виктимологии и психологии, имеющих одинаковый объект изучения, следует отметить, что виктимология, став самостоятельной наукой и разработав свои теоретические основы, тем не менее, остается «психологизированной» наукой, изучающей определенные индивидуальные личностные, психологические характеристики жертв. При этом следует согласиться с точкой зрения Л.В. Франка и Ю.М. Антоняна, высказанному более четверть века назад, что виктимология, возникшая как научное направление должна будет со временем превратиться в междисциплинарную отрасль научного знания, отдельную, самостоятельную научную дисциплину, выступающую как вспомогательная для криминологии, криминалистики, уголовного права и уголовного процесса /15, 16/.

Все сказанное позволяет думать, что наработки, существующие в науке виктимология позволят, в свою очередь, расширить круг возможностей как базовой дисциплины – психологии, так и ее специальных отраслей.

Оперативно-розыскная деятельность: Под оперативно-розыскной деятельностью понимается научно-обоснованная система гласных и негласных оперативно-розыскных, организационных и управленческих мероприятий. Информация, полученная в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий, используется, как правило, в доказывании на стадии предварительного расследования. Анализ Закона об ОРД РК и теоретических разработок, имеющихся в рамках этой юридической дисциплины показывает значительное влияние положений психологии в практике работы оперативных работников. Так, оперативно-розыскная деятельность, базируясь на принципах законности, уважения достоинства личности, профессиональной этики, равенства граждан и т.д., содержит в своей основе мероприятия, предусматривающие процесс коммуникации – общения с различными слоями граждан, а также с представителями преступных сообществ:

- обнаружение, негласная фиксация и изъятие следов противоправных деяний, их предварительное исследование; опрос граждан, получение от них информации об интересующем событии; внедрение сотрудников в преступную среду, применение модели поведения, имитирующей преступную деятельность и пр. При этом становится очевидным, что положения психологии являются для теории и практики этой юридической дисциплины теми знаниями, без которых невозможна продуктивная деятельность сотрудников оперативных подразделений. Подтверждение сказанному находим в монографии Ю.В. Чуфаровского «Психология оперативно-розыскной деятельности», в которой аргументируется необходимость использования в ОРД знаний психологии и ее отраслей (социальной, возрастной, медицинской психологии, конфликтологии), раскрывающих индивидуальность человека, его коммуникативные особенности, психологические характеристики преступных сообществ и пр., с целью повышения эффективности проводимых оперативно-розыскных мероприятий /17/.

При этом глубокая разработка психологических основ оперативно-розыскной работы, предварительного расследования является важной задачей и криминалистов, и специалистов в области правоприменительной деятельности в целом.

Криминалистика: Криминалистика как комплексная прикладная юридическая наука о средствах, методах и организации раскрытия, и расследования преступлений, не может обойтись без применения психологии. Поскольку объектом изучения криминалистики является преступление как следствие деятельности человека и личность преступника, то при разработке положений тактики и методики расследования преступлений, максимально используются данные общей психологии и ее специальных отраслей: социальной, возрастной, медицинской, юридической психологии, конфликтологии и т.д.

Психология вооружает работников дознания, следователей, прокуроров, судей средствами воздействия на преступника и других участников процесса с целью побуждения к раскаянию и содействию в раскрытии преступления, создания отношений сотрудничества среди участников расследования и других причастных к нему лиц, обеспечения профилактического воздействия на них.

Знание особенностей интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер человека, сущности познавательных процессов, темперамента, характера и других проявлений личности, структуры деятельности человека помогает следователю или оперативному работнику раскрыть преступление, собрать доказательства, обеспечить привлечение виновного к ответственности. Следует отметить, что в этом направлении очень сложно четко разделить сферы юридической психологии и криминалистики.

И в этом смысле совершенно прав М.В. Костицкий, автор монографии «Введение в юридическую психологию: методологические и теоретические проблемы», который пишет: «Вероятно, более правильным является мнение, что линии связи криминалистики и юридической психологии столь сложны, разнообразны и опосредованы другими научными знаниями, что если бы мы захотели графически изобразить их, это удалось бы лишь в очень упрощенном виде и каждый раз для небольшой группы наук. Можно сказать, что криминалистика в основном определяет что и как нужно делать, а юридическая психология объясняет – почему» /18/.

Действительно, специфика этих отраслей знания показывает, что криминалистика как юридическая наука, занимается, прежде всего, формой и техникой деятельности по расследованию и раскрытию преступлений, а юридическая психология – содержанием этой деятельности и ее психологическим обеспечением.

Тема № 2. Проблемы использования положений юридической психологии в работе юриста

1. Исторические, методические и практические аспекты использования общей и специальной отраслей психологии в криминалистике.

В настоящее время появилось значительное количество литературы, посвященной проблемам развития юридической психологии и использования положений психологии при производстве отдельных следственных действий.

К.И.Сотонин – 1925г. Программа судебного следователя: Перед психологом и, в частности, перед судебным следователем стоит труднейшая задача – экспериментировать над людьми и относиться к людям как к материалу для эксперимента; кто не в состоянии выполнить эту задачу, тот не пригоден к психологической службе и судебно-следственной работе – По его мнению, следователю для этого надо иметь наряду с нормальным зрением и слухом такие весьма неопределенные качества как «зрительное внимание» и «остроумие» (быстрое течение мысли) и пр. Одним из самых важных качеств, считается проявление симпатии к подследственному, желание облегчить его участь. А есть ли фактически у следователя это чувство – не так важно.

Однако нельзя не отметить, что по большей части они носят частный характер, относятся к отдельным следственным действиям и определенным ситуациям расследования. Отсутствие общих принципов построения эффективных тактических приемов, основанных на психологических закономерностях, обедняет следственную тактику, превращая ее лишь в систематическое собрание частных приемов и методов производства отдельных следственных действий.

Вследствие изложенного, говоря о психологических основах деятельности юриста, не следует сводить их к факторам, учитываемым при проведении допроса, очной ставки, опознания, обыска, осмотра, эксперимента и розыска. Речь должна идти в первую очередь об исходных психологических положениях, которые служат основой для разработки любых тактических приемов, способствующих восприятию и пониманию людьми друг друга, убеждению, сплоченности в совместной деятельности и межличностных отношениях. При всем разнообразии этих психологических явлений основным источником их возникновения выступает сфера общения между людьми.

Актуальность преподавания студентам курса дисциплины «Юридическая психология» обусловлена тем, что в настоящее время проблемы коммуникации, общения между людьми, вышли за рамки такой отрасли как социальная психология и используются в различных сферах общественных и правовых отношений. Необходимость преподавания обозначенного направления подтверждается также тем, что позволяет изучать психологические закономерности системы «человек-право», показывает направления, стимулирующие повышение эффективности этой системы.

Примечание: 30% опрошенных потерпевших, свидетелей и подозреваемых, с которыми у работников органов прокуратуры, следствия, милиции контакт не получился, к числу причин несостоявшегося контакта отнесли: низкую культуру речи работников, неумение владеть речью, мимикой и жестами, неопрятность и неаккуратность во внешнем облике, грязь и беспорядок в кабинете.

Среди криминалистов давно уже получила мысль о необходимости разработки тактических приемов, которые учитывая психические закономерности, давали бы возможность с наименьшей затратой сил, максимально быстро и эффективно решать задачи расследования.

В настоящее время появилось значительное количество литературы, посвященной проблемам развития юридической психологии и использования положений психологии при производстве отдельных следственных действий. Однако нельзя не отметить, что по большей части они носят частный характер, относятся к отдельным следственным действиям и определенным ситуациям расследования.

Отсутствие общих принципов построения эффективных тактических приемов, основанных на психологических закономерностях, обедняет следственную тактику, превращая ее лишь в систематическое собрание частных приемов и методов производства отдельных следственных действий.

Вследствие изложенного, говоря о психологических основах тактики, не следует сводить их к факторам, учитываемым при проведении допроса, очной ставки, опознания, обыска, осмотра, эксперимента и розыска. Речь должна идти в первую очередь об исходных психологических положениях, которые служат основой для разработки любых тактических приемов, предопределяют их эффективность, целесообразность, правомерность, допустимость.

Анализ работ, посвященных проблемам юридической психологии, показывает, что рекомендации, предлагаемые практическим работникам, сводятся, в основном, к разъяснениям, которые условно можно разделить на 2 группы:

1-я группа: Рекомендации, направленные на развитие:

- психических процессов: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, внимание, мышление, речь, эмоциональные и волевые процессы;

- психических состояний (познавательная деятельность - любопытство, заинтересованность, недоумение, сосредоточенность, рассеянность, сомнение; волевая деятельность – активность, решительность, уверенность, сдержанность и пр.);

- психических свойств, которые, закрепляясь в повторных психологических процесса

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
С уважением, коллектив креативной группы МОРС! | Исполнитель.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.