Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аннотация






В психологии под тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности. Чувство тревоги может возникать в конкретных ситуациях («частная» тревожность), но может и являться некоторым фоном жизни ребенка («общая» тревожность).

Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только в психологии, но и в медицине, физиологии, философии, социологии.

Психоаналитический подход к пониманию тревоги связан в первую очередь с именем З. Фрейда.

З. Фрейдом выделены механизмы возникновения тревоги. Тревога представляет собой первоначальную реакцию на беспомощность при травме, реакцию, репродуцируемую затем при ситуациях опасности, как сигнал о помощи. ««Я», пережившее пассивно травму, воспроизводит активно ослабленную репродукцию ее в надежде, что сможет самостоятельно руководить ее течением»

А. Фрейд различает три основных вида тревожности детей:

1. объективная тревожность;

2. боязнь Супер-Эго;

3. страх перед силой собственных инстинктов.

А. Фрейд разработала концепцию генеза тревожности, согласно которой, первоначальная тревога ребенка — объективная. Этот вид тревоги предшествует формирующему «Супер-Эго», является сигналом ребенку о возможности наказания. Сталкиваясь с инстинктивными побуждениями ребенка, эта тревога вызывает силы «Эго», которые в дальнейшем позволят ему противостоять требованиям инстинктов. Затем, с пяти лет, наступает латентный период, характеризующийся ослаблением инстинктов и объективной тревожности. В этот период ведущей становится тревожность Супер-Эго. В предпубертатный период резко увеличивается давление инстинктов, вплоть до полной неуправляемости. А на генитальной стадии (в пубертате) главную роль приобретает тревожность перед силой инстинктов.

М. Кляйн почти все действия ребенка объясняла стремлением преодолеть тревожность. В связи с этим она объясняла и агрессию. Обратная связь между агрессией и теперь уже реальным страхом проявляется в боязни наказания за асоциальное поведение. Способ преодоления страха М. Кляйн видела в укреплении «Эго» ребенка и ослаблении «Супер-Эго», то есть в снижении страха наказания. Метод терапии, который она практиковала - воспроизведение ситуации в игре. Это существенно отличает ее позицию от взглядов А. Фрейд.

Некоторые терапевты продолжали развивать психоанализ, опираясь на работы Фрейда, но, внося в них новые элементы. Рассмотрим подходы, в которых проблема тревоги рассматривается в социально-психологическом контексте. Суть подобных представлений сводится к тому, что тревога возникает при нарушении межличностных взаимоотношений. Такой точки зрения придерживались К. Хорни, Э. Фромм и Г. С. Салливан.

Представления К. Хорни о происхождении тревоги связаны с концепцией внутреннего конфликта между зависимостью и враждебностью, из которого возникают невротическая тревога и беспомощность. Базовая тревога — это тревога, приводящая к формированию невротических защит. Она появляется в самом начале жизни человека вследствие нарушения взаимоотношений между ребенком и значимыми другими — как правило, родителями.

Тревога, как считает Салливан, возникает в межличностном мире младенца из боязни неодобрения со стороны значимого другого. Ребенок начинает переживать тревогу с помощью эмпатии, ощущая неодобрение матери задолго до того, как в нем появляется способность осознавать. Неодобрение матери оказывает огромное влияние на младенца, ставя под угрозу взаимоотношения между ребенком и миром людей. Эти взаимоотношения для младенца критически важны, от них зависит не только удовлетворение физических нужд, но и ощущение безопасности. Поэтому тревога воспринимается как тотальное чувство.

Из направления, основанного З. Фрейдом, изменив свои собственные теоретические пути, работали такие авторы как К. Роджерс, Э. Эриксон, Ф. Перлз и др.

Если отвлечься от психоаналитической трактовки механизма тревожности, мы видим, что Фрейд понимает тревожность как некоторое психическое состояние. Близкое к этому понимание тревожности мы находим в работах Томкинса и Изарда, в которых тревожность рассматривается как комплекс фундаментальных эмоций, включающий страх, горе, гнев, стыд, вину. Относительная включенность этих эмоций в синдром тревожности зависит, как считают эти авторы, от индивидуальных особенностей личности и конкретных условий ее функционирования, в частности, наличия в прошлом опыте столкновений с раздражителями, вызвавшими отрицательные эмоциональные реакции. Поэтому одна из основных причин возникновения состояния тревожности - ожидание неприятностей.

Если Томкинс и Изард указывают на связь состояния тревожности с особенностями личности, то ряд других авторов считают саму тревожность личностной характеристикой. Так, Н.В. Имедадзе прямо пишет, что тревожность надо рассматривать не как временное состояние в определенных условиях, но как некоторое индивидуально-дифференцированное хроническое состояние, как свойство личности, возможность реагировать более или менее эмоционально на ситуации, содержащие опасность для удовлетворения социальной потребности.

При этом Имедадзе подчеркивает социальную природу тревожности как приобретенного свойства психики. Ж.Тэйлор, Ж.Аткинсон и Г.Литвин также считают тревожность устойчивой индивидуально-специфической диспозицией, подобной потребности в достижении цели, однако, если последняя связана с улучшением выполнения заданий испытуемыми и выступает в качестве положительного мотива, то тревожность, напротив, связана с ухудшением выполнения при тех же экспериментальных условиях и поэтому авторы ее рассматривают в качестве отрицательного мотива.

Такая неодинаковая трактовка понятия «тревожность» отражает сложность и неоднородность психологической реальности, стоящей за этим понятием. Это нашло свое отражение в концепции тревожности Ч.Спилбергера, в которой выделяются две формы тревожности: реактивная тревожность как эмоционально реактивное состояние напряженности, беспокойства, нервозности, сопровождающееся активацией вегетативной нервной системы, и личностная тревожность - относительно устойчивая индивидуальная характеристика, говорящая о предрасположенности человека воспринимать достаточно широкий круг явлений как угрожающие и реагировать на них соответствующим эмоциональным состоянием. Как реактивная диспозиция личностная тревожность активизируется при восприятии определенных опасных стимулов, связанных со Специфическими ситуациями угрозы престижу, самооценке индивида.

По мнению А. Бека и А. Эллиса генерализованную тревогу вызывают базовые схемы, содержащие следующие темы:

1. предвосхищение отрицательных событий в будущем;

2. расхождение между высоким уровнем притязаний и убежденностью в собственной некомпетентности;

3. опасение потерять поддержку;

4. устойчивое представление о неизбежном провале в попытке наладить межличностные отношения.

В гештальтпсихологии тревога рассматривается как состояние, возникающее между «здесь» и «там», между «теперь» и «тогда». Как только человек покидает реальность и думает о будущем, он чувствует тревогу. Пытаясь предвосхитить результаты нашей активности, ее эффективность по отношению к социальным стандартам, человек начинает испытывать страх.

Рассмотрением проблемы тревоги занимаются многие отечественные психологи. Наиболее известными из них являются В.М. Астапов, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханин, А.И. Захаров, А.Л. Венгер и др. Как было отмечено в пункте о направлениях исследования страхов и тревог, исследования Ю. Л. Ханина проводятся в русле теории Ч. Спилбергера. Близки меду собой подходы А. И. Захарова, А. М. Прихожан и В. М. Астапова. Хотя А. И. Захаров рассматривает страхи, А.М. Прихожан – тревожность, их подходы пересекаются.

Определение тревоги как состояния является базовым, ключевым для определения тревожности как свойства личности: тревожность — это «склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги» (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский). По мнению ряда авторов, длительно существующее состояние тревоги может становиться свойством личности, переходя в категорию тревожности.

Тревожность рассматривается в качестве одного из основных параметров индивидуальных различий. Как правило, она повышена при нервно-психических и хронических соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психической травмы, у лиц с отклоняющимся поведением. Тревожность в структуре интегральной индивидуальности относится к уровню свойств личности и понимается как ожидание неблагополучного исхода в относительно нейтральных, не содержащих реальной угрозы ситуациях.

В отечественной литературе тревога наиболее часто определяется как отрицательное эмоциональное состояние, направленное в будущее и возникающее в ситуациях неопределенности и ожидания с дефицитом информации и непрогнозируемым исходом, которое проявляется в «ожидании неблагополучного развития событий» (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский). Прогнозирование опасности в переживании тревоги носит вероятностный характер. Аналогичным образом определения состояния тревоги даются и другими отечественными исследователями: «тревога — устойчивое психическое состояние, которое характеризуется обратимостью при нормализации соматического состояния и социальных условий и определяется как устойчивое состояние неопределенной угрозы, характер и направленность которой неизвестны»). Состояние тревоги облегчает формирование целого ряда других негативных эмоций и обеспечивает, по мнению авторов, яркое проявление этих отрицательных эмоций, их значительную интенсивность в ответ на незначительные эмоциогенные раздражители. Тревога как «субъективное чувство опасения и надвигающейся опасности» обычно негативно окрашена, она направлена в будущее, в противоположность таким эмоциям, как сожаление и чувство вины.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы.

В младшем школьном возрасте высокий уровень тревожности вызван: плохой подготовкой к урокам; боязнью выразить свои возможности, так как дети считают, что они будут оценены ниже, чем их сверстники, которые показывают высокий уровень знаний и творчества; заниженной самооценкой; предъявлением со стороны учителя высоких требований; домашними неприятностями; завышенными требованиями родителей; недостаточным вниманием и поддержкой родителей; не замечание учителем и родителями успехов ребенка.

У учеников младшего школьного возраста тревожность является производной широкого круга нарушений. Закрепление и усиление тревожности происходит из-за накопления отрицательного опыта. Тревожность становится устойчивым личностным образованием к младших школьниковому возрасту. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо проводить работу по снижению уровня тревожности начиная с младшего школьного возраста.

Таким образом, следует заметить, что состояние тревоги или тревожность как психическое свойство находятся в конфронтации с базовыми личностными потребностями: потребностью в эмоциональном благополучии, чувстве уверенности, безопасности. С этим связаны значительные трудности в работе с тревожными людьми: они, несмотря на выраженное стремление избавиться от тревожности, неосознанно сопротивляются попыткам помочь им сделать это. Причина такого сопротивления им самим непонятна и трактуется ими, как правило, неадекватно.

Цель программы: формирование эмоциональной сферы.

В соответствии с этой целью формируются задачи:

1. Способствовать повышению уверенности в себе.

2. Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.

3. Развивать творческие способности

4. Приведение в равновесие эмоционального состояния, улучшения самочувствия и настроения.

5. Снижение уровня тревожности.

6. Развитие навыков произвольной эмоциональной саморегуляции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.