Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Таким образом, начнем с рассмотрения психологии изображения.






Мы принимаем желаемое за действительное куда чаще, чем это может показаться. Бывает, в упор не замечаем очевидного, ибо оно неожидаемо. А то – надумываем себе несуществующее, поскольку убеждены в реальности выдуманного. Эти схемы закреплены в психике социальным опытом, поскольку склонность перепроверять само собой разумеющееся перегружает мозг и означает шизофрению.
Более сложные психические процессы, управляемые головным мозгом, в целях экономии сил автоматизируются, ведь оба мозга устроены идентично. Инстинкты, приобретаемые с опытом, облегчают жизнь, но и обедняют её. Никто не ищет каждый вечер выключатель в своей квартире, не задумывается о том, куда поворачивать водопроводный кран и не сомневается в личности того, кто гремит на кухне посудой или сопит в комнате на диване: дико было бы ежеминутно проверять всё это. Но суть в том, что, привыкнув к определённым условностям окружающего мира, мы перестаём контролировать их, и многое принимаем на веру. Например, это хорошо проявляется в законах перспективы, нарушение которых по этой причине именуется «обманом зрения». Если, скажем, какие-либо предметы, имитирующие вещи из нашего привычного окружения, сконструировать трапециевидными, а не привычно прямоугольными (книга, окно, автомобиль, что угодно), то наши глаза не увидят этого. Мозг примет искажение формы всего лишь за изменение угла зрения. И как мы ни будем себя уговаривать, что перед нами просто кривой, а не повёрнутый, предмет, убедиться в этом не удастся. И этот автоматизм человеческого мозга можно очень плодотворно использовать в живописи и фотографии.

Некоторым художественным изображениям свойственен эффект присутствия.
Они способны настолько завладеть воображением зрителя, что его буквально засасывает в картину, он отождествляет себя с изображённым на ней, вживается в увиденное, ощущает себя в обстановке, созданной волей и мастерством художника. Для достижения этого эффекта используются разные приёмы.
Их выбор зависит от того, в каком жанре выполнена работа и на какую аудиторию рассчитана. Но часто они используются неосознанно, в силу того, что художник сам погружается в своё творение, сживаясь с ним.
А иногда зритель парализуется и картиной, в которой нет никаких видимых зацепок для воображения – просто потому, что изображение попало в резонанс его состоянию, мироощущению, размышлениям, или ужалило уколом ассоциативной памяти.
Так или иначе, временами случается, что зрители населяют полотно самими собой, и оттого с такою картиной творится неладное: она уже сама, в свою очередь, словно покидает обрамлённую плоскость статичности и скальпелем внедряется в подкорку. Потом всем уже кажется, что иначе и быть не могло.

Каждый человек воспринимает информацию субъективно, и по-разному видит одно и то же изображение. Давайте разберемся, почему так происходит. Цвет как физическое явление представляет собой излучение какого-нибудь тела - источника цвета. Действие цветовых волн на органы зрения порождают ощущение цвета.
Источник цвета, цветовые волны существуют объективно, т.е. вне воспринимающего человеческого сознания, но ощущение цвета зависит от органа зрения, зрительного нерва, головного мозга. Ощущение есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания, в визуальный образ.
Субъективная основа восприятия изображения тесно связана с «психологией образа». Представления человека о мире, его личный опыт, окружающая среда формируют в его сознании определенный образ тех или иных явлений или объектов. Для того чтобы зритель понимал изображение так, как этого хочет художник, необходимо, чтобы система образов, с помощью которой художник создает изображение, была близка к системе образов зрителя. Художник должен свято помнить: если он хочет, чтобы его поняло максимальное число зрителей, необходимо использовать обобщенную систему образов и тем самым выполнять закон типизации. Таким образом, получается, что в искусстве есть объективная основа восприятия. В результате экспериментов было отмечено, что несмотря на разность работы зрительного нерва и восприятия, определенные изображения вызывают у большинства людей одни и те же эмоциональные реакции или реакции, очень близкие друг к другу. В ряде экспериментов было показано, что и содержание, и форма художественного произведения играют существенную роль для одинакового восприятия изображения разными людьми. Объективная основа восприятия визуально-образной информации связана с механизмами функционирования человеческого мозга, а также с функциональной асимметрией его работы.
Психофизиологами открыто, что человек воспринимает изображение в зоне второй «активной» точки как самое главное в кадре. Эта зона составляет практически левую верхнюю четверть кадра без площади, отсекаемой верхним левым скосом угла. Данный феномен давно используется художниками, и в частности работниками рекламы, которые размещают в этой части либо изображение рекламируемого товара, либо рекламный текст, либо фирменный знак в зависимости от того, на чем они хотят заострить внимание: на самом товаре, его потребительских свойствах или на названии фирмы.
Согласно исследованиям Э.Эйнгрона, восприятие снимка осуществляется последовательно от левого верхнего до правого нижнего угла по Z-образной линии, которая идет через следующие точки: левый верхний угол, правый верхний угол, центр, левый нижний угол и правый нижний угол.
Центр снимка в построении композиции кадра играет незначительную роль, т.к. его осмотр происходит в последнюю очередь, когда у зрителя уже, в основном, сформировалось представление об изображенном. Поэтому, если объект помещается в центр, то его необходимо оттенить. В этом случае с него начинается осмотр, так как он является наиболее ярким пятном.
Расскажем про одну особенность, которую художники и фотографы давно подметили. При изображении движущегося объекта его движение в кадре воспринимается более реально в том случае, если он изображен движущимся по горизонтали слева направо или по диагонали из верхнего левого угла к правому нижнему углу. Большая иллюзия того, что объект «выходит» из кадра, создается, если он изображен движущимся слева направо или к правому верхнему углу.
Если требуется создать иллюзию движения объекта на нас, то больший эффект достигается, если изобразить его на темном фоне, при верхнем рисующем свете.
Свойствами нашего зрения обусловлено желание видеть уравновешенное изображение. Уравновешенность - изобразительное средство, играющее в процессе восприятия важную роль. При неподвижном глазном яблоке человека телесный угол зрения составляет всего 2-7 градусов, этим телесным углом и образуется конус зрения. Если перед глазом поместить плоскость перпендикулярную оси конуса зрения, то каждый глаз видит круг на этой плоскости. Каждый глаз видит свой круг на плоскости, при этом, чем дальше от глаз располагается плоскость, тем больше эти круги пересекаются. На некотором расстоянии объединение кругов зрения (от каждого из глаз) представляет собой овал, называемый полем зрения. Центр этого объединения называется центром поля зрения. Для того, чтобы картинная плоскость полностью попадала в поле зрения, необходимо находиться от нее на определенном расстоянии. Кроме объектов в поле зрения, человек частично видит и другие детали изображения за счет периферического зрения и микроскопических колебаний глазного яблока.
Если перед взором человека находится ограниченная краями плоскость изображения, полностью попадающая в поле зрения, и если при этом в левой, например, части изображено какое-то пятно, то правая часть плоскости изображения кажется лишней или возникает ощущение, что в этой части недостает другого пятна. При этом пятно в правой части нам хочется видеть приблизительно такого же размера и той же тональной плотности, т.е. для зрителя комфортно видеть уравновешенное изображение. Если одно пятно темнее другого, то оно кажется более тяжелыми по отношению к более светлому. Если пятна одинаковой тональной плоскости, но одно из них больше по размеру, то большее воспринимается более тяжелым.
Уравновешенность на изображении может быть получена не только с использованием четного количества изображенных пятен (объектов). Если на плоскости изображения расположены два пятна, например, одно под другим в левой половине изображения, то правая часть кажется лишней. Но достаточно расположить всего одно пятно в середине правой части листа, как изображение обретет уравновешенный вид. Три пятна на плоскости изображения называют классической трехточечной композицией. Если в треугольнике, вершины которого - объекты трехточечной композиции, одна из сторон параллельна нижнему краю плоскости изображения и расположена ближе к нему, то такая композиция называется устойчивой. Если же одна из сторон такого треугольника расположена ближе к верхнему краю и параллельна ему, то такую композицию называют неустойчивой. Опытные фотографы и кинооператоры для передачи устойчивого или шаткого положения изображаемого объекта часто используют принцип трехточечной композиции.
При размещении изображения объекта в геометрическом центре кадра (на пересечении диагоналей) возникает ощущение, что верхняя часть плоскости и частично верхний правый угол должны быть еще чем-то заполнены. Это происходит потому, что мы придаем плоскому изображению свойства реального трехмерного мира. Изображенный объект как бы давит вниз, поэтому нижняя часть плоскости изображения кажется меньше. Данный феномен нашел объяснения еще и с позиций исследований функциональной асимметрии работы человеческого мозга.
Верхняя и нижняя часть изображенного на плоскости воспринимается человеком не одинаково. Зритель склонен приписывать изображению свойства объективной реальности, и поэтому нижняя часть кадра всегда подсознательно воспринимается «землей», а верхняя - «небом». Поэтому изображение воспринимается человеком более реально, если его нижняя половина темная, а верхняя - светлая.
Некоторые другие особенности восприятия. В реальном мире все объекты (за некоторым исключением, например, самолетов, аквалангистов и т.п.) имеют какую-то опору.
К особенностям восприятия относится также то, что предметы на заднем плане (в глубине кадра) воспринимаются менее значительными, чем на переднем.

Рассматривая цвета, то нужно сказать, что влияние цвета на восприятие изображения является индивидуальным, потому что у каждого человека разные ассоциации цвета основанные на личном жизненном опыте. Есть определенные общие характеристика цвета, но они имеют меньшее значение чем личные ассоциации.

Теперь рассмотрим основные понятия НЛП.

Нужно сказать, что человек всю информацию воспринимает зрительными образами, а значит что зрительная модальность является особо влиятельной на человека и именно изображениями легче на человека повлиять, потому что пропускается трансформации слов в образ, а сразу дается нужный образ.

Субмодальности — это универсальные элементы, которые можно использовать для изменения любого зрительного образа, независимо от содержания. У слуховой и кинестетической модальностей тоже есть субмодальности; но нас интересуют зрительные модальности.
Яркость — это лишь один из многих параметров, которые можно варьировать. Прежде чем мы перейдем к другим, я хочу поговорить об исключениях из правил обычного воздействия яркости. Если вы сделаете картину такой яркой, что она смоет детали и станет почти белой, — это скорее снизит, нежели увеличит интенсивность ваших ощущений. В верхнем экстремуме связь обычно теряется. У некоторых людей связь в большинстве ситуаций обратная, так что увеличение яркости снижает интенсивность их ощущений.
Некоторые исключения относятся к содержанию. Если ваша приятная картина — это свет свечи, или сумерки, или закат солнца, то часть ее особого очарования связана с тусклостью; если вы сделаете изображение ярче, ощущения могут ослабнуть. С другой стороны, если вы вспомнили случай, когда вы боялись темноты, то страх может быть связан с невозможностью увидеть, что там находится. Если вы сделаете этот образ ярче и увидите, что там ничего нет, — страх скорее уменьшится, а не увеличится. Так что исключения есть всегда, и когда вы их исследуете, в них тоже появляется смысл. Какова бы ни была связь, вы можете использовать эту информацию, чтобы изменить свои переживания.
Посмотрим на следующий параметр зрительной модальности, это размер. Связь обычно такова, что большая картина интенсифицирует вашу реакцию, а меньшая ослабляет ее. Здесь тоже есть исключения, особенно на верхнем конце шкалы. Когда картина становится очень большой, она может вдруг показаться нелепой или нереальной. Тогда ваша реакция может измениться качественно, а не по интенсивности — например, от удовольствия к смеху.
Изменив размер неприятной картины, вы, вероятно, обнаружите, что ее уменьшение ослабляет также и ваши ощущения. Если придание ей по-настоящему огромных размеров превращает ее в нелепую и смешную, то вы и это можете использовать, чтобы почувствовать себя лучше.

----------------------------------------------------Продолжение ниже-------------------------------------------------------------

    • Поделиться
      • Поделиться через
      • Twitter
      • Facebook

Ответить с цитированием

  1. 10.11.2010, 15: 49#2 (2414012) | Ответ на # 2414011





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.