Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отраслевая и территориальная структура региональной экономики.






 

Отраслевая структура — это совокупность отраслей хозяйственного комплекса, характеризующихся определенными пропорциями и взаимосвязями. В отраслевом плане структура хозяйственного комплекса представлена двумя сферами — материальным производством (производственная сфера) и непроизводственной сферой.

 

Весь региональный хозяйственный комплекс подразделяется на группы отраслей:

 

1.Отрасли материального производства (промышленность, строительство, сельское хозяйство, а также отрасли, связанные со снабжением населения продукцией, т.е. заготовки, материально-техническое снабжение, торговля и общественное питание).

2.Отрасли непроизводственной сферы: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт, связь и т.п.

3.Социальное обслуживание населения: здравоохранение, наука, культура и искусство, просвещение, отрасли управления и обороны.

 

Для изучения региональных хозяйственных комплексов большое значение имеет отраслевая функциональная классификация. Она включает четыре группы отраслей:

1)первичные - добывающая промышленность и сельское хозяйство;

2)вторичные - обрабатывающая промышленность;

3)обслуживающие производство и население: транспорт, торговля, жилищное строительство, здравоохранение;

4)управление, наука и научное обслуживание.

 

В отраслевой структуре хозяйства пока сохраняются диспропорции: повышенное значение имеют ресурсные отрасли экономики (так называемые “утяжеленности” экономики); приоритетными остаются топливные отрасли, в то время как инфраструктурный и агропромышленный комплексы испытывают серьезные трудности в своем развитии; сохраняется высокая концентрация и монополизация производства.

 

Под территориальной структурой понимается деление системы хозяйства по территориальным образованиям — зонам, районам разного уровня, промышленным центрам и узлам. Она меняется значительно медленнее, чем отраслевая структура, так как ее основные элементы сильнее привязаны к конкретной территории. Территориальная структура выступает основой территориальной организации хозяйства. Освоение новых территорий с уникальными природными богатствами меняет структуру отдельных регионов и способствует формированию новых территориальных комплексов.

 

Важной особенностью России является асимметричная организация ее пространства, унаследованная от предшествующего развития. В территориальной структуре экономики резко преобладает Центральный регион — Московский столичный, второй город страны — Санкт-Петербург — по параметрам городской среды, функциям и доходам явно уступает Москве. Противоположный столице полюс составляет громадная территория и слабозаселенная периферия.

 

 

17-19. Программно-целевой подход управления регионов. (РЕБЯТ ТУТ КАК БЫ ВСЕ ПО ОДНОМУ МЕСТУ В ТРЕХ ВОПРОСАХ, ТАК ЧТО СОКРАЩАЕМ ЗАТРАТЫ)

Одним из методов решения ряда проблем управления образованием на региональном уровне является программно-целевой подход. Данный метод предусматривает:

• четкую операциональную фиксацию основных и промежуточных целей управления как его конечных и промежуточных результатов;

• определение полной структуры действий (функций), непосредственно направленных на достижение конечных целей и обеспечивающих для этого все необходимые условия;

• создание специальных гибких организационных структур и организационных механизмов управления, ориентированных на реализацию конкретных целей, развитие системы управления;

• согласованную проработку всех видов ресурсного обеспечения (кадрового, материально-технического, программно-методического, информативно-правового, финансового, организационного и т.д.);

• интеграцию усилий всех субъектов управления.

Для реализации данного метода выделяется группа показателей, ставших основой для анализа существующих в практике программ развития региональных систем управления образованием.

В нее вошли:

• качество анализа исходного состояния системы управления с точки зрения существующих в ней проблем (что надо изменить?) относительно конечных результатов, процесса управления, условий, обеспечивающих систему характера взаимодействия с внешней средой;

• состояние представленных в программе тенденций изменений в социальном заказе на образование, образовательных потребностях населения, контингентах обучаемых, ресурсном обеспечении и др.;

• качество предлагаемых изменений в системе управления (что надо сделать?) с точки зрения преодоления существующих проблем и постановки целей как конкретных, ожидаемых результатов программы, с учетом особенностей управленческой ситуации и возможностей конкретных территорий; полноты регламентации и реализации функций управления, ориентированных на развитие региональной системы образования; обоснованного выбора типа организационной структуры, органов управления, его подразделений, способов группировки управленческих видов деятельности, рационального распределения полномочий и ответственности между субъектами управления на различных уровнях, между подразделениями, лицами, ведомствами; их регламентации; обоснованного выбора типов организационных механизмов регионального управления образованием, рациональности способов реализации приоритетных функций управления; ее наиболее полного ресурсного обеспечения; сроков реализации, предлагаемых мер, ответственных лиц.

Программно-целевой подход осуществляется в несколько этапов:

1) Организационный. Создается специальная рабочая группа, проводится обучение ее членов, формулируется миссия региональной системы управления образованием. Утверждаются требования к будущей программе развития региональной системы управления: ее ориентация на ключевые проблемы этой системы; прогностичность; системность; напряженность и реалистичность; стратегичность; интегративность; информационная насыщенность; логичность и культура оформления.

2) Анализ проблемной ситуации.

Ведущее звено данного этапа – ранжирование проблем по их значимости и регистрация в виде оформления “дефектной ведомости”, сбор необходимой информации о наличии или отсутствии идей и процедур решения выявленных проблем и др.

3) Формулирование и согласование целей программы развития управления. Каждая значимая проблема “покрывается” своей целью. На данном этапе рекомендуются свободное обсуждение целей и обмен мнениями членов рабочей группы с привлечением в нее необходимых специалистов. Задачи обсуждения: уточнение формулировок целей в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями, количественных критериев, сроков реализации и ответственных; оценка приоритетов целей, а также ресурсов для их обеспечения.

4) Основной этап разработки программы. Здесь осуществляется подбор всех данных, связанных с исходным состоянием системы управления и тенденциями изменений внешней среды, социального заказа, образовательных потребностей населения, ресурсного обеспечения системы. На этой основе разрабатываются общая концепция и стратегия перевода действующей системы в ее новое качественное состояние. Намечаются конкретные мероприятия. Уточняются ресурсы, сроки.

5) Экспертиза составленного проекта программы развития регионального управления образованием. Она проводится по четырем основным параметрам: реальности мероприятий; их важности для достижения целей программы; срокам исполнения мероприятий и ресурсам.

По результатам экспертизы руководитель целевой программы окончательно уточняет мероприятия. Далее составляются сетевые графики исполнения мероприятий и рассылаются всем исполнителям и заинтересованным лицам.

Использование в управлении программно-целевого подхода позволит значительно лучше понять те трудности, которые необходимо преодолевать для обеспечения эффективного решения практических проблем в сфере образования.

 

20. Система социально-экономического программирования. Классификация программ.

Система целевых программ. Во-первых, это федеральные целевые программы, полностью или частично финансируемые за счет федерального бюджета. Перечень таких программ составляется Правительством Российской Федерации, далее он рассматривается и утверждается Государственной Думой в качестве одного из приложений к федеральному бюджету на очередной год. Публикация этих программ в открытой печати обязательна. Во- вторых, региональные целевые программы. Они разрабатываются исполнительными органами субъектов Федерации, рассматриваются и утверждаются их законодательными органами. В- третьих, муниципальные целевые программы. Они формируются исполнительными и представительными органами крупных муниципальных образований (например, городов-центров субъектов Федерации). В-четвертых, межгосударственные программы. Их принимают и исполняют государства — члены СНГ, а также другие заинтересованные государства.

По назначению федеральные целевые программы можно подразделить на следующие категории:

а) научно-технические и инновационные, предназначенные для развития новых направлений науки и техники, освоения и распространения при поддержке государства базисных инноваций, обеспечивающих повышение конкурентоспособности отечественной продукции (например, программа “Развитие гражданской авиационной техники России”);

б) социальные, обеспечивающие решение крупных социальных задач (например, программы “Старшее поколение”, “Дети России”, “Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера”);

в) экономические, решающие проблемы развития межотраслевых комплексов и новых отраслей (например, программа “Энергоэффективная экономика”);

г) экологические, направленные на решение крупных экологических проблем (например, программа “Повышение плодородия почв”);

д) региональные и межрегиональные, обеспечивающие поддержку Федерации в решении стратегических проблем территориального развития (например, программа “Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г.”);

е) управленческие программы, концентрирующие ресурсы на важнейших проблемах развития системы управления (например, программы развития налоговых органов и судебной системы).

По срокам действия можно выделить долгосрочные программы (на 10 и более лет) и среднесрочные (на 3-6 лет). На краткосрочный период разрабатывать и утверждать целевые программы нет смысла.

Технология разработки и реализации программ. Обобщая накопленный опыт, можно определить следующие технологические этапы разработки целевых программ федерального уровня.

Выбор объекта программы. Во-первых, это должна быть узловая точка в развитии той или иной системы или подсистемы, обеспечивающая стратегический прорыв, решение крупной народнохозяйственной проблемы. Во-вторых, поле программы должно быть достаточно узким, чтобы сконцентрировать на нем ресурсы, которые могут обеспечить в заданные сроки перелом траектории развития. В-третьих, это поле должно быть достаточно широким, чтобы затем расширить фронт прорыва обычными рыночными методами и обеспечить существенное улучшение ситуации в выбранном стратегическом направлении.

Построение “дерева целей”. Прежде всего следует определить генеральную цель программы, выразив ее четко, однозначно и количественно измеримо, чтобы по ходу выполнения программы и по ее окончании можно было измерить степень ее выполнения. Затем определяется система целей первого уровня, без которой не может быть достигнута генеральная цель. Далее идут цели второго уровня по каждой из целей первого уровня и т.д. В итоге получается ветвистое “дерево целей”, ствол которого — генеральная цель. По сути дела, на этом этапе вырабатывается логика критериев реализации программы. К этой работе нужно привлечь ученых и специалистов разного профиля — системщиков, технологов, маркетологов, гуманитариев и т.д.

Построение системы мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей, идет в обратном порядке. Начинают с целей нижнего уровня, двигаясь к генеральной цели. Здесь важно строго соблюдать логику обеспечения достижимости каждой цели, ибо невыполнение хотя бы одной из них резко снизит эффективность всей программы.

Структуризация программы. Исходным “кирпичиком” каждой программы является проект. На основе анализа системы мероприятий формируется набор проектов, составляющих ткань программы. Они затем объединяются в блоки и подпрограммы. В каждом из звеньев структуры программы должно быть обозримое число элементов, чтобы обеспечить управляемость. Проекты распределяются во времени, согласовываются между собой.

Оценка затрат и эффективности проектов, подпрограмм, программы в целом — решающий этап. По каждому проекту оцениваются необходимые затраты на разработку, инвестиции и проч. Производится предварительная оценка объемов выпуска и продаж продукции, цен, эффективности и окупаемости (если речь идет о коммерческом проекте). Полученные данные суммируются по блокам проектов, подпрограммам и программе в целом. При этом могут выявляться неэффективные, убыточные проекты и их блоки. Принимаются решения о повышении их эффективности или об изъятии. Возможно их сохранение, если убыток перекрывается дополнительным доходом от реализации смежных проектов. В итоге этого этапа уточняется структура программы, а в отдельных случаях может быть принято решение о прекращении работы над ней, если она окажется убыточной, неэффективной. Определяются источники финансирования программы.

Создание целевых структур. Прежде чем представить программу на утверждение, нужно определить, кто будет по ней государственным заказчиком, основным исполнителем и соисполнителями. Важно далее создать целевые структуры для выполнения отдельных проектов, подпрограмм, программы в целом, сформировать нормативную базу, обучить персонал. Можно возложить проведение этих работ на существующие структуры. Однако опыт показывает, что более эффективно их выполняют целевые, вновь созданные организации. Это могут быть малые и средние предприятия по отдельным проектам, холдинги, консорциумы или финансово-промышленные группы по программам, транснациональные корпорации по межгосударственным программам. Обучение персонала лучше проводить командно, чтобы уже в процессе учебы и стажировки участники реализации проектов и программы овладели общими приемами работы, понимали друг друга, взаимодействовали. Это повысит эффективность программных работ.

Управление реализацией программы и проектов целесообразно организовать по принципу “тройки”. По каждому проекту координацию работ осуществляют заказчик, научный руководитель (генеральный конструктор) и исполнительный директор, который организует выполнение работ, распоряжается финансами. Аналогичен принцип управления подпрограммами и программой в целом. На этих уровнях создаются координационные советы, которые возглавляются первыми лицами.

Контроль и приемка выполненных работ осуществляются в течение всего срока реализации программы. Контроль следует иметь независимый от исполнителей программы, чтобы объективно оценивать полученные результаты и вовремя внести коррективы и в крайнем случае прекратить работу по проекту, подпрограмме или программе в целом, если обнаружится их неэффективность. Для приемки отдельных очередей проекта, подпрограммы и программы и по их завершению создается авторитетная комиссия, которая оценивает полученные результаты и их соответствие проектным документам, принимает решение о вводе в постоянную эксплуатацию созданного объекта или системы (подсистемы) и окончательном расчете за выполненные работы.

Соблюдение изложенной выше технологии программирования существенно повышает эффективность стратегического управления, целенаправленного государственного воздействия на ключевые направления социально-экономического развития.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.