Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1 Характер в системе научного знания психологии






РЕФЕРАТ

по дисциплине «Психология и педагогика»

на тему «Характер как психологическая категория»

 

 

Выполнил студент группы 5-ЭФМн-1
Очного отделения
Пряничникова Анастасия Константиновна
Проверила
Ивлева Марина Левенбертовна
Зачтено / Не зачтено
(дата проверки и подпись преподавателя)

 

 

Москва, 2012 г.

Содержание

  Стр.
Введение……………………………………………………………………………  
Глава I Характер в системе научного знания психологии ……………………. 4-6
1.1 Понятие категории «характер» и его структура………………………… 4-5
1.2 Классификация черт характера…………………………………………... 5-6
Глава II Типология характеров…………………………………………………... 7-11
2.1 Конституционная теория Эрнста Кречмера……………………………... 7-8
2.2 Акцентуальная теория (по Карлу Леонгарду и Ю. Б. Гиппенрейтор)…. 8-9
2.3 «Характер и социальный процесс» Эриха Фромма……………………... 9-11
Глава III Формирование характера………………………………………………. 12-13
Заключение………………………………………………………………………… 14-15
Список используемых источников……………………………………………….  

 


Введение

В самом общем виде характер может быть определен как система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, к людям, выполняемой работе, досугу и так далее.

Подробным изучением характеров занимается наука характерология, которая также устанавливает процессы самоформирования личности. Наука имеет длительную историю развития. Важнейшими ее проблемами являются установление типов характера и их определение по проявлениям с целью прогнозирования поведение человека.

Наибольшей систематизации понятие «характер» достиг в ХХ веке благодаря таким ученым, как Эрнст Кречмер, Карл Леонгард, Эрих Фромм и другим.

Целью работы является анализ трудов ученых, касающихся понятия «характер».

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотрение характера в фокусе системы научного знания психологии в соответствии с трудами И. П. Павлова, Б. Г. Ананьева и А. Г. Ковалева:

- понятия психологической категории «характер»;

- классификации черт характера.

2. Подробное изучение типологий характеров, предложенных различными учеными (Эрнстом Кречмером, Карлом Леонгардом и Эрихом Фроммом).

3. Синтез различных точек зрения на проблему формирования характера.

Объектом исследования выступает характер.

Предметами характера выступают его черты и типы.

Для достижения цели, поставленной в реферате, использовался метод теоретического анализа и синтеза научных источников.

 

 

Глава 1 Характер в системе научного знания психологии

1.1 Понятие категории «характер» и его структура

Характер (в переводе с греческого – «печать», «чеканка») – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способности поведения.

Характер каждого человека многогранен. В нем можно выделить отдельные стороны или черты, которые не существуют изолировано, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.

И. П. Павлов обращал внимание на то, что в целостной системе отдельные части имеют разное значение: одни выдвигаются на первый план, другие замаскировываются, третьи отступают на задний план. Определить структуру означает выделить в характере основные компоненты и установить обусловленные ими специфические черты.

Большинство исследователей выделяют в структуре сложившегося характера прежде всего две стороны: содержание и форму. Они неотъемлемы друг от друга и составляют органическое единство.

Содержание характера отражает общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, то есть ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, от чего зависят мотивы поступков, цели действий.

В разных формах характера выражаются различные способы проявления отношений, темперамента, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения.

Степень глубины характера отражает связь его черт со стрежневыми отношениями личности, то есть она показывает базовые свойства данной личности и их определяющую роль по отношению к другим, более поверхностным качествам. Таким образом, человек проявляет те или иные черты поведения в зависимости от того, какие свойства преобладают в структуре характера.

Другими словами степень глубины характера – это количественный показатель, на которое обращал внимание И. П. Павлов, взаимодействие содержания и формы характера с его чертами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.